Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей
1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2 Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
5. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
6. Поощряйте общение со сверстниками.
7. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
8.Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
9.Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
10.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Кризис 6-7 лет закрывает дошкольный период и открывает новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.
Начинается кризис с изменения поведения ребенка – он становится непослушным, упрямым, капризничает, кривляется, нарушает правила. Как и кризис 3 лет и подростковый кризис, кризис 6-7лет выражается в отрицании ребенком всего и вся. В этот период ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять более взрослое положение в жизни. Ребенок уже пробовал «повзрослеть» играя во взрослых и подражая их поведению, но пришел к выводу, что для взрослости нужно что-то другое, чего-то не хватает. По старому ребенок жить уже не хочет, то, что было его не устраивает, возникает кризисная ситуация «хочу, но не могу».
С точки зрения психологов этот кризис является необходимым этапом в развитии ребенка – он осваивает новые формы поведения, пробует себя в новых ситуациях. Споря и пререкаясь с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.
Что же происходит с ребенком в этот период?
*Кардинально меняется самооценка ребенка. Если в 6 лет для ребенка свойственно положительное к себе отношение, то к 7 годам самооценка становится более адекватной. Ребенок начинает делать выводы о том, «какой я?», «как ко мне относятся другие?». Все это влияет на отношение ребенка к самому себе и делу, которым он занимается, заставляет его быть недовольным тем, что есть и искать что-то новое.
* Ребенок начинает осмысливать свои чувства, переживания, обобщать. Исчезает детская непосредственность. Если в младшем возрасте ребенок действовал спонтанно, сразу увлекался, что-либо делал не задумываясь о последствиях (увидел лужу – наступил и не задумался, что обувь намочил, брызги летят, просто это весело), то теперь он заранее оценивает результаты своих поступков (а что будет, если я сделаю так?).
* Возникает произвольность поведения и деятельности. Ребенок способен соблюдать правила, сознательно контролировать свое поведение.
*Растет познавательная активность. Ребенку уже скучно делать то, что он делал раньше, появляются новые увлечения, игры, интересы. Резко возникает потребность в новых знаниях, умениях.
*Изменяются отношения с взрослыми. Ребенок хочет самостоятельности, поэтому может не выполнять привычные требования родителей, но с удовольствием займется делом по своей собственной инициативе.
*Если память дошкольника носила кратковременный характер, то с младшего школьного возраста память улучшается, события начинают оседать в сознании ребенка, он уже может припоминать, вспоминать.
*Начинается переосмысление чувств. Ребенок не просто радуется, а понимает, что радуется по какой-то определенной причине.
* Взгляд на мир становится более реальным. Ребенок уже не верит в Бабу Ягу и Мойдодыра. Мир фантазии еще богат, он с удовольствием послушает про них сказки, но правду от вымысла уже четко отличает.
Как вести себя родителям в этот период?
Прежде всего, родителям необходимо запастись знаниями о кризисе 6-7 лет, чтобы быть готовым не только действовать, но и анализировать свои действия. Поскольку, как правило, родители усугубляют положение, споря с ребенком, доказывая ему что-либо, пытаются сохранить старые формы воспитания и общения с ребенком, но они уже неэффективны. Вам нужно найти новые продуктивные способы общения с ребенком, чтобы кризис разрешился.
Для этого:
· Пересмотрите свои требования к ребенку, понемногу расширяйте его зону самостоятельности, разрешайте ему выбирать что-либо и поступать по собственному желанию. Постепенно начинайте снимать с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Разрешайте ребенку доделать дело, за которое он взялся, даже если видите, что он делает неправильно. Только сталкиваясь с отрицательными последствиями своих действий, ребенок будет взрослеть, и становиться сознательным.
· Избегайте полного попустительства и безусловных запретов. Правила должны быть, но при этом их не должно быть сильно много и они должны быть гибкими.
· Предоставляйте ребенку возможность высказать свое мнение. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на своих правилах, объясняя, почему нужно поступить именно так.
· В этот период ребенок нуждается в новых видах деятельность. Предлагайте ему новые обязанности, новые формы занятий. Отвечайте на многочисленные вопросы, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, ходите в походы, театр, музеи.
· Следите за своим поведением. Поддерживайте ребенка, не отказывайте ему в помощи, но пресекайте недопустимое поведение. Это поможет ребенку быстрее найти свое место.