Шаблон для оценки комфортности

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

Активный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный

Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный

Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Грустный

Усталый 3 2 1 0 1 2 3 Отдохнувший

1 2 3 4 5 6 7

Шаблон для оценки комфортности - student2.ru Беззаботный Озабоченный

Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый

Сосредоточенный 3 2 1 0 1 2 3 Отвлекающийся

7 6 5 4 3 2 1

Шаблон для оценки комфортности - student2.ru Плохое настроение Хорошее настроение

Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый

Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Раздраженный

Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать

Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный

Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко

Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный

Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный

Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый

Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный

Возбужденный 3 2 1 0 1 2 3 Сонливый

1 2 3 4 5 6 7

Шаблон для оценки комфортности - student2.ru Довольный Недовольный

Занятие 10.10 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ В ОПРОСНИКА FPI*

* Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничеств с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.

Вводные замечания. Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Цель занятия. Формирование навыков работы с многофакторным личностным опросником, которые необходимы практическому психологу при решении задач психодиагностики, психологического консультирования, экспертизы и т. п.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа (прил. 10.10.1 и 10.10.2) в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FP1 содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно *.

* Приведенное описание шкал может рассматриваться лишь в качестве самой общей ориентировки. Описание дано намеренно кратко, чтобы воспрепятствовать неквалифицированному применению теста.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала Ш (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе сданным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника (см. прил. 10.10.3). Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия (форма 41).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 41

Фамилия, имя, отчество ........................................................................…………………………………………………

Дата .................................................………………………………………………Возраст ...................................……...

Профиль личности

Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка, баллы
I                    
II                    
III                    
IV                    
V                    
VI                    
VII                    
VIII                    
IX                    
Х                    
XI                    
XII                    

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы* (табл. 10.10.1). Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

* В процессе адаптации и модификации была осуществлена стандартизация теста на выборке более 200 человек мужского и женского пола в возрасте от 16 до 30 лет. На сновании полученных результатов были рассчитаны стандартные оценки по 9-балльной шкале. Частота встречаемости стандартных оценок по сравнению с исходной формой теста имела незначительные различия: 4, 7, 12, 17, 20, 17, 12, 7, 4 - в исходной форме теста; 4, 6, 12, 18, 20, 18, 12, 6, 4 - в адаптированном и модифицированном варианте (частота дана в процентном выражении). Таким образом, распределение стандартных оценок от 1 до 9-баллов остается близким к нормальному.

Таблица 10.10.1

Наши рекомендации