Кп решает следующие проблемы

1 психологические проявления различных болезней

2 роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней

3 влияние различных болезней на психику

4 нарушения развития психики

5 разработка принципов и методов исследования в клинике

6 создания пси методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

7 психическая норма и патология

8 соотношение социального и биологического в человеке – человек включает три единства –социальное- биологическое –психологическое

9 проблемы сознательного и бессознательного

10 проблемы развития и распада психики –распад начинается от сложного дифференцированного и заканчивается простым элементарным

Разделы клинической психологии –развивалась на стыке психиатрии и психологии

-патопсихология

-нейропсихология на стыке неврологии и нейрохирургии

-психосоматика

-психокеррекционные направления

-медико-психологическая экспертиза

Патопсихология изучает нарушения психики, нарушения адекватного отражения реального мира

А – закономерности распада психических процессов

Б –сохранные стороны психики – зная их можно использовать методы лечения

Задачи патопсихологии

1 анализ структуры психических расстройств

2 степень снижения психических функций

3 изучение особенностей личности больного –важно для того, чтобы использовать терапевтические и психокоррекционные методы лечения

4 дифференциальная диагностика

5 учет эффективности терапевтических воздействий

П –раздел кп, который изучает психику больного, но с позиции психологии и с использованием психологических методов. Изучает пси болезни, использует клинические методы и является разделом психиатрии.

Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами мозга. Объектами является поврежденный мозг, а также локализация поражения. Изучает какие поражения. Изучает какие системы головного мозга участвуют в восприятии, речи ,мышление и управления деятельности. С помощью пси методов нейропсихология изучает зоны поражения мозга и как это сказывается на пси процессах

Задачи нейропсихологии

1 изучение локализации очага поражения

2 изучение нарушения психических функций в результате поражения мозга

2 восстановление нарушений пси функций

4 разработка теоретических и методологических проблем психологии. Лурия разработал методы восстановления нарушенных функций. Выделил три блока в мозге

- энергетический блок –ретикулярная формация -неспецифические структуры среднего мозга, дифференциальные отделы, лимбическая система, лобовая и височная кора

-анализаторный блок –прием, переработка и хранение информации

-блок программирования и регуляции -регуляция сознательной деятельности –включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобной доли –цель формирование планов действий

Соматопсихология

Связана с нарушением функций внутренних органов и систем, связана с переживанием острой и хронической пси травмы. Большое значение имеет личностное реагирование. Существенную роль играет эмоциональный стресс –вызывает аффективное напряжение, стимулирует нейроэнокринную и вегетативную нервную систему, что в последствии вызывает изменения во внутренних органах. Первоначально они имеют обратимый характер, но при частом и длительном повторении могут перейти в практически необратимые заболевания –гепертония, ИБС, язва желудка, бронхиальная астма. Лечение этих заболеваний –изучение биологических, психологический и социальных факторов

Корвасарский , Александров

Тип личности –Б –норма

Тип личности А – группа риска –ИБС –особенности – амбициозность, честолюбие, стремление делать карьеру, нетерпеливость, агрессивность, неумение отдыхать и расслабляться

Психокорррекционные направления – задачи

1 изучение личности больного, изучение патогенеза

2 разработка основ психотерапии и ее использование -глубинная(лечение неврозов) –поддерживающая( соматика)

3 психическая реабилитация –направлена на восстановление личного и социального статуса( полного или частичного) больного путем различных мероприятий

-медицинские

-психологические

-социальные

-педагогические

Все направлены на предупреждение развития патологического процесса и раннее возвращение больных и инвалидов в общество

Реабилитация –система мероприятий направленных на предупреждения развития патологических процессов, проводящим к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация –восстановление личного и социального статуса больного

Принципы реабилитации

1 единство биологических и социальных методов воздействия

2 обращение к личности больного –принцип партнерства –лечить больного а не болезнь. Актуализировать больного на борьбу с болезнью.

3 необходимость разносторонность проводимых воздействий, направленных на разные стороны жизни- психические стороны –семейная, профессиональная, социальная

4 все проводимые мероприятия должны проходить ступенчато

Суть реабилитации –единство ступенчато проводимых биологических и пси-социальных воздействий направленных на разные стороны жизнедеятельности опосредованных через личность

Этапы реабилитации

1 восстановительная терапия –сочетание биологических и психологических методов

2 адаптация –приспособление к условиям внешней среды

3 реабилитация –преобладание псисоциальных методов лечения

Режимы реабилитации

1 охранительный –постельный режим

2 щедящий режим

3 активный –режим открытые двери- частичная госпитализация –отпуск домой

Психопрофилактика –включает в себя мероприятия, направленные на предупреждения психических заболеваний. Состоит из трех этапов

1 первичная –связана с изучением причин болезни и постановки диагноза

2 вторичная -связана с лечением

3 третичная –связана с реабилитацией

Психогигиена –наука об обеспечении, сохранении и поддержании пси здоровья. Система мероприятий направленных на сохранение и укрепление пси здоровья с целью предотвращения нервнопсихических и психосоматических заболеваний. Психогигиена начинается в роддоме.

ЗОЖ

1 борьба со стрессом

2 борьба с вредными привычками

3 борьба с гиподинамией

4 сбалансированное питание

5 экология

Медико-психологическая экспертиза

Проводиться для установления имеющихся психических заболеваний, для дифференциальной диагностики и для установления медико –психологических проблем и судебных экспертиз

1 экспертиза трудоспособности –объективизация имеющихся психических нарушений(памяти, внимания) характеристика умственных способностей, особенности личности. Возможность компенсаторных мероприятий трудовой реабилитации

2 судебно-психиатрическая экспертиза

Если неясны мотивы преступления

Объективация психических особенностей в норме или патологии

3 экспертиза беспомощных состояний(дети, старики, инвалиды)

4 экспертиза суецидентов –если мало серотонина –депрессия

5 военная экспертиза

6 медико-психологическая –вопросы трудности обучаемости- отправить ли в спец учреждение или нет

Проблемы пси нормы и пси патологии

Здоровье биологическое, социальное, отсутствие болезни, физических дефектов, полное психическое, физическое и социальное благополучие.

1 структурная и функциональная сохранность систем и органов

2 индивидуальное приспособление к физической и социальной среде

3 сохранность привычного самочувствия

Болезнь –жизнь нарушенная в своем течении, повреждение структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Характеризуется общим и частным снижением органов. Свободной жизнедеятельности. Болеет не орган а организм. Болезнь –нарушение физического и социального благополучия , вызванное какими-то причинами различного генеза.

Для болезни характерно –начало, течение, исход –полное выздоровление, остаточные явления. Болезнь –социальная дезадаптация. Психическая дезорганизация личности.

Норма –адекватное психическое отражение окружающего мира и адекватное поведение в социальной среде индивида.

Критерии психической нормы Ушаков

1детерминированность психических явлений, необходимость, причинность, упорядоченность

2 соответственные возрасту человека чувства, зрелость

3 постоянство местообитания

4 максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности

5 гармоничность между отражением объектов в действительности и отношением человека к ней

6 соответствие реакций как физических так и психических силе и частоте внешних раздражителей

7 умение уживаться с другими, самим собой

8 критический подход к обстоятельствам жизни

9 степень самокоррекция поведения в соответствии с нормами

10 адекватность реакций на окружающую среду

11 чувство ответственности за потомство и близких членов семьи

12 чувство постоянства и идентичности в одних и тех же ситуациях

13 способность изменить поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций

14 способность планировать и осуществлять жизненный путь

Критерии ненормального поведения по Белопольской

1 неадекватность –несоразмерность эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом в высказываниях, мимике и жестах

2 некритичность по отношению к собственным поступкам, своему физическому и психическому состоянию

3 непродуктивность деятельности –нет нацеленности на конкретный результат своей деятельности и конкретная деятельность подменяется разговорами, намерениями

Методы клинической психологии –используются методы, которые чувствительны к патологии

1 метод группового исследования

2 метод наблюдения

-наличие четкой целевой установки

-плановость

-системность

3 самонаблюдение

Клиническое наблюдение и беседа позволяют вскрыть отношение пациента к болезни, его отношение с другими людьми. Наблюдение используется при психотерапевтических и реабилитационных мероприятиях

4 психофизеологические методы. Физеологические методы существенно дополняют психологические методы и позволяют объективировать пси расстройства

5 биографический –позволяет проследить этапы жизни, особенности формирования личности, семейные обстоятельства, взаимоотношения с другими членами семьи, идеалы, наличие психотравмирующих фактов, запугивания детей.

6 анализ продуктов деятельности и творчества- живопись, лепка, рисунок, дневниковые записи

7 анамнетический –сбор сведений о болезни, о её течении. Субъективный –сам больной собирает сведения. Объективный –сообщают окружающие люди. Беседа с больным

8 экспериментальный –используются методы, которые чувствительны к патологии. Выбор методики зависит от задачи, которая ставиться перед психологом, задача дифференциальной диагностики, от образовательного уровня больного

Методы

Стандартизированные -собраны на опросе популяции, предполагает четкое следование инструкции. Количественная оценка позволяет сравнивать различных исполнителей. К ним относятся тесты- выявляют актуальный уровень психического состояния в количественном выражении, но не позволяют прогнозировать психическое развитие, поэтому должны дополняться сведениями биографического характера, учитывать влияния социальной среды, личностной характеристики.

Нестандартизированные – не собраны на основе опросов популяции. Преимущественно раскрывают качественные стороны пси расстройств. Анализ позволяет судить о способе выполнения задания, о характере ошибок, об отношении больного к исполнению.

Требования к эксперименту психического сосояния

1 необходимо сочетать качественный и количественный анализ

2 психические процессы не являются врожденными- надо об этом помнить

3 Эксперимент должен представлять модель жизненной ситуации, который способен не только актуализировать умственные операции, но и отношение, установки больного

4 эксперимент нарушает не только нарушенную структуру и функции психики, но и сохранные стороны психики больного психической деятельности. Можно эффективно использовать реабилитационные меры воздействия.

Экспериментальные методы также позволяют объективировать, дифференцировать, квалифицировать различные варианты патологии.

Психологический диагноз предполагает выяснение и описание сущности, пси особенностей личностей с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемой задачей пси диагностического обследования. Структура диагноза определяет задачи исследования. Выгодский –диагноз непрерывно связан с прогнозом.

Личность и болезнь

Болезнь не только влияет, но и изменяет личность.

К патологии личности относиться

1 деградация личности в результате болезни – органическое поражение, травма головного мозга. Эпилепсия

2 изменение личности при психическом и нервном заболевании. Выделяют два типа личности

-преморвидные –особенности личности до болезни

-морвидные –особенности личности после болезни

-патологические особенности личности

Патологическая реакция личности на жизнь(неврозы) формируется в результате внд. Тип отнесения к внешней социальной среде –неврозы обратимы.

Акцентуации (личко) –крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении ряда психогенных воздействий. Акцентуации отличны о патологии. Они проявляются не всегда и не везде, а лишь когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления в характере личности. Акцентуации не препятствуют социальной адаптации личности или нарушения могут носить временный характер. В определенных жизненных ситуациях акцентуации могут способствовать социальной адаптации

Классификация акцентуаций

Гипертивный -хороший повышенный тонус, настроение энергия, жажда деятельности –эти качества сочетает с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Слабое место не переносимость однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и безделия. Сильное место –оптимист, энергичен, стремление помогать людям, инициативность, устойчивое настроение. Подростки хотят независимости и тяготяться опекой, легко меняют хобби. Им важно самовыразиться среди сверстников, но неразборчивы в выборе компании

Циклоидные –циклические изменения эмоционального фона, спады и подъемы настроения. Высокая чувствительность к упрекам, обвинениям. Возникают идеи самообвинения, самоуничежения, идеи собственной неполноценности. Плюсы- инициативность, жизнерадостность, общительность. Хобби неустойчиво. Склонны выпить при компании. Тянуться к группе при хорошем настроении. Во время приподнятого настроения тенденция к эмансипации

Лабильность – крайне лабильное настроение. Богатство, яркость эмоциональных переживаний, особо чувствительны к знакам внимания. Минусы –эмоциональное отвержение, особенно со стороны значимых лиц –переживают очень болезненно. общительность, добродушие, привязанность, искренность –в период приподнятого настроение, глубина чувств –с тем с кем они в хороших отношениях –это качество не зависит от настроения. Тенденция к эмансипации выражена умеренно, может усилиться в неблагоприятной обстановке. Хобби характеризуется информативно –коммуникативным типом. Любят домашних животных. Минуты подъема они тянуться к компании и ищут эту компанию, на роль вожака не претендуют, охотно принимают опеку, заботу над ними. Им свойственна преданная дружба, к вредным привычкам не склонны.

Астено-невротический –повышенная утомляемость, склонность к ипохондрии, утомляемость особенно проявляется в умственной работе и ситуации соревнования. Повышенная утомляемость, раздражительность –могут быть аффективные вспышки по ничтожному поводу-это происходит тогда. Когда подросток осознает невыполнимость планов, заданий , требований или же нереальность этого –может сопровождаться слезами. Аккуратны, дисциплинированны, покладисты, исполнительны, дружелюбны, не злопамятны, способны к раскаянию. Эмансипация может возникнуть в результате конфликта –мало выражена. Хобби у них не выявлены. Тянуться в компанию но быстро устают и предпочитают либо одиночество либо друга. Вредные привычки не свойственны

Сензитивный тип –впечатлительность, чувство собственной неполноценности, робкие застенчивые личности, особенно в незнакомой обстановке –самокритичны. В себе видят множество недостатков, обладают морально этическими сторонами, волевые личности. Слабая ситуация когда над подростком насмехаются или публично в чем то уличают не заслуженно –тягостное переживание, публичность обвинения. Доброта, спокойствие, внимание к окружающим, свойственно чувство долга. Для них характерна внутренняя дисциплина, ответственность, самокритичность, повышенная требовательность к себе. Стараются преодолеть свои слабые стороны. Эмансипация исключена –слывут домашними детьми. Хобби носят характер интеллектуально-эстетического, им нравится процесс творчества. В хобби находят компенсацию –получить поощрение окружающих. Низкая самооценка. От сверстников не отгораживаются но выборе компании разборчивы, в дружбе привязчивы, предпочитают компанию близкого друга. Не склонны к вредным привычкам.

Психостенический - склонность к самоанализу, самокапанию, не решительны –проявляется в принятие решения. Тревожная мнительность, которая выражается в виде опасений, за себя, свою будущее и своих близких. Возникают навящивые мысли. Непереносимость требований. Ответственность за себя и за других. Аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, всегда ровное настроение, для них характерно верность обещаниям и надежность. Тенденция к эмансипации не выражена. Хобби преобладают интеллектуально- эстеческие. Тяга к сверстникам выражена очень слабо,, предпочитают верного друга. Алкоголизм и табакокурение им не свойственно.

Шизиодный тип – замкнутость, отгороженность, которая сочетается с недостатком интуиции и неумением сопереживать - иногда создает впечатление надменности. Трудно установит неформальные, эмоциональные контакты, не любят насильственного вторжения в их внутренний мир. Серьезность, устойчивость интересов и постоянство занятий, не многословность, талантливые, умные, неприхотливые, могут долго трудиться над своими идеями –но в силу слабой общительности – не смогут внедрить свои идеи. Эмансипация проявляется своеобразно –подчиняются тому режиму, который есть в семейном окружении. Хобби характеризуется силой и постоянством. Тяга к сверстникам выражена слабо Замкнутость влияет на контакты, но они могут мечтать о том, чтобы быть среди сверстников,. Вредные привычки зависят от того, в какой они и среде находятся -тяги к вредной привычкам нет

Эпелиптоидный тип –напряженно –авторитарный –склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накапливающимся раздражениям и аффективной взывчатостью – поиск на ком можно сорвать зло. Педантизм, бережливость, аккуратность, консерватизм, скурпулезность. Хранители традиций. Непереносят неподчинения себе, не переносят ущемления, не переносят материальных потерь. Тщательны, исполнительны, пунктуальны, излишне педантичны. Эмансипация так выражена -что хотят освободиться от опеки родителей с выгодой для себя. Хобби азартные игры, могут увлекаться какими-то поделками, занятия спортом. Тяга к подросткам –хотят властвовать в группе, устанавливать свои порядки выгодные для себя. Склонны к вредным привычкам.

Истероидный или демонстративный -эгоцентризм и жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, сочувствие, Предпочитают негодование лучше чем безразличие. Плюсы инициативность, целеустрмленность, активность, самостоятельность, организаторские способности. Тенденция к эмансипации выражена –требуют свободу, но на самом деле свободы не ищут и от опеке не спешат освободиться. Хобби неустойчиво- там где могут себя выразить. К группе тянуться и претендуют на лидерство. Склонны к вредным привычкам. Минусы –переживают если не могут занять место под солнцем, при утрате внимания значимых лиц

Неустойчивый –нежелание трудиться, учиться, тяга к удовольствиям, безделию. Не свойственно чувство дома. Плюсы общительны, доброжелательны, услужливы. Главная особенность предоставление самому себе. Эмансипация –хотят получить удовольствие , развлечение. Хобби –увлечения с выгодой, азартные игры. Тянуться к компании, болтливы, склонны к вредным привычкам, плохо переносят одиночество. В выборе компании не разборчивы, могут выполнять роль шестерки

Конформный – постоянная и чрезмерная конформность своему непосредственному окружению –думать как все, поступать как все. Обычно сочетается с необычной некритичностью. Выполняют все требования среды –пополняют ряды злодеев. Преданность и постоянство своему окружению –непереносимость крутых перемен –ломка жизненного стереотипа, лишение привычного окружения могут служить причиной реактивных состояний. Может быть в группе которая отвергает подростка. Дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость –в группе не являются источником конфликтов и раздоров –принимают стиль группы безогрворочно. Такими подростками легко командовать вожаку. Могут раскаиваться за содеянное- но собственной смелости и решительности у них нет. Эмансипация проявляется в тех случаях когда социальная среда обижает их –они уходят. Хобби конформные подростки выбирают в зависимости от среды, соответствуют своему окружению, если это хорошая группа –могут быть исполнительными работниками. В компании дорожат местом в ней. Подросток стабилен и верен своему окружению. Изгнание из группы тяжелая психическая травма.

Смешанные типы

Шизоидно-неустойчивый, гипертимный-истероидный, лабильно-истероидный -соединятся разные черты.

Опросник Личко по определению акцентуации

Акцентуация бывает двух степеней выраженности выражена слабо либо проявляется при повышенных требованиях к слабому месту в данной личности – к месту наименьшего сопротивления личности –наступает декомпенсация. Возможно обратное явление –акцентуация имеет обратное развитие

Явная акцентуация, когда выражены определенные черты характера. С возрастом акцентуации компенсируются.

Типы неправильно воспитания

1 Гиперопека –как правило властные родители в семье, которые излишне контролируют ребенка, подавляют его инициативу, принимают решения за ребенка –воспитание идет я лучше знаю чего ты хочешь. При таком воспитании формируются такие черты как робость , нерешительность, застенчивость, формируется низкая самооценка. Низкая самооценка никогда не позволит принять решение –не реализуют все свои возможности. Предпосылка для возникновения невроза

2 Потворствующее воспитание –воспитание кумира в семье – незаслуженное превознесении особенностей ребенка. Зацелованные дети –ребенок должен видеть ласку –но не должен быть заласкан –условия вседозволенности, удовлетворение любых требований ребенка. Эгоизм, эгоцентризм, претанциозность –требования к окружающим выше чем к самому себе. Порожденный конфликт не что иное как невротизация

3 Эмоциональное отвержение –воспитание в условиях унижения, третирования и эмоционального отвержения. Такой тип воспитания формирует у ребенка комплекс неполноценности –повышенная чувствительность к замечаниям, к решению проблемы, низкая самооценка. Неустойчивость эмоциональных реакций, плаксивость, пугливость, страхи, зикание. Астено –невратическая акцентуация характера –повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондричность, немотивированные вспышки раздражения

4 Жестокое воспитание –предполагает жестокое обращение с ребенком –физические наказнаия –лишения ребенка необходимого –у ребенка –жестокость, лживость, трусость, ябидничество-.Дети на ласку не откликаются ведут себя жестоко. Эмоциональное отвержение других, эпилептоидная акцентуация характера.

5 Противоречивое воспитание –один разрешает –другой запрещает –стой там иди сюда. У ребенка не формируется что такое хорошо, что такое плохо –не формируется целеустремленность. Не могут преодолеть стоящие на пути трудности. Формируется неустойчивая акцентуация характера

6 Гипоопека –воспитание в условиях безнадзорности, предоставленности самому себе, личность формируется в условиях той среды в которых оказывается ребенок –неблагоприятно сказывается на акцентуациях гипертимных, неустойчивого типа, конформного

7 Воспитание в условиях культа болезни- постоянное обращение родителей на физическое воспитание ребенка. Как правило в таких семьях бывает тревожная мать. У ребенка формируются тревожно мнительные черты характера, ипохондричность, тревожность

8 Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. повышенная моральная ответственность формируется когда родители предъявляют ребенку высокие требования с пониженным вниманием родителей. Формируются тревожно-мнительные черты характера, формируется психостенический характер

Акцентуация –это норма, частично имеется физиологический фактор и частично социальный

Дивиантное поведение

Действие не соответствующее официально установленным или сложившимся в обществе нормам. К дивиантам применяют изоляцию, лечение, наказание. Определяется как устойчивое поведение личности отклоняющее от наиболее важных социальных норм, приводит ущерб обществу и самой личности и личность социально дезадаптируется

Можно разделить на пять групп

-делинквентоное поведение –характеризуется рядом поступков, провинностей, мелких праонарушений, отличающихся от криминала т.е проступки докриминагенного уровня. Зависит и формируется в социальной среде и рассматривается как один из видов дезадаптации. Важную роль играет обстановка в семье, типы неправильного воспитания, особенности матери ( тревожность) и если он служит способом решения проблем, отсутствие в окружении ребенка человека который мог бы понять переживания ребенка, заменить отсутствующего родителя . Тревожность и раздражительность служит фактором вызывающим невроз.

-аддиктивное –сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с проявлением превосходства, страх и неуверенность перед стойкими и эмоциональными контактами, стремление говорить не правду, стремление обвинять других если они не виновны, стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, жажды острых ощущений, тактильный голод, голод по организации времени, голод признания, бегство в работу, бегство в контакты, бегство в одиночестве, бегство в фантазии

-патахарактериологическое

-психопаталогическое

-гиперспособности

Психопатия –патологические черты характера, неуравновешенность и дисгармония личности. Могут развиваться на физической основе –травма. Причины психопатии –врожденные и приобретенные в социальной среде. Психопатия будет развиваться у акцентуанта в неблагоприятной окружающей среде, Психопатия не поддается коррекции При психопатии интеллект не страдает. Длительное стойкое патологическое состояние, которое отмечается у страдающей психопатией на протяжение всей жизни. Проявляется в патологических чертах характера, неуравновешенности, дисгармонии личности. Не характерны синдромы и симптомы психоза –нет галлюцинаций, нет помраченного сознания, нет аутизации, замкнутости, отгороженности. Психопатии не свойственно течение болезни –нет начала, течения и исхода.

Характерно

1 выраженность патологических особенностей характера до такой степени, когда нарушается адаптация личности к социальной среде, нарушаются нормальные взаимоотношения с окружающими.

2 Тотальность психопатических особенностей личности, когда патологическими являются вес психический склад, психическая конституция человека

3 Относительная стабильность психических особенностей человека, их малая обратимость

Патология в основном касается эмоционально волевых сторон остается сохранным, к деменции (слабоумию) психопатия не приводит

виды

Возбудимые психопаты – вспыльчивость. Эмоциональная возбудимость, взрывчатость или эксплозивность, неуживчивы, конфликты, настойчивость и упрямство, предвзято понимаемая справедливость, сутяжничество, гипертрафированное эго. Для возбудимой психопатии (среди психопатов, совершивших преступления, они составляют около 45%) характерны повышенная раздражительность, взрывчатость, злопамятность, преобладание угрюмо-злобного настроения, мстительность, вязкость эмоциональных реакций, импульсивность, упрямство, нетерпимость к проявлениям несогласия со стороны окружающих, стремлением во что бы то не стало доказать свою правоту. Главной особенностью психопатов данного типа является эксплозивно-брутальный («взрывчатый») модус реагирования на внешние препятствия и противодействие их притязаниям

Тормозимые психопаты –астенические психопаты, для которых характерно состояние психической слабости, пониженная самооценка, чувство собственной неполноценности, самолюбивые, уязвливые, ранимые личности, тонко реагируют на поведение окружающих, болезненно воспринимают грубость, нетактичность, плохо переносят сильные раздражители, плохо чувствуют себя в новой обстановке, среди незнакомых людей –замкнуты, наразговорчивы, могут склониться к мысли что они не полноценны, что окружающие над ними смеются, им трудно выступать перед аудиторией, среди незнакомых людей, свойственна раздражительность, она не стойкая и не длительная, раскаиваются и занимаются самобичеванием, постоянно пребывают в состоянии эмоционального напряжения, склонны к нервному истощению, нуждаются в привычной обстановке –в корой они способны к продуктивной деятельности –житейский уклад –педантичны – всегда ложаться рано.

Психоастеники – впечатлительность, застенчивость, низкая самооценка, робость, наклонность к постоянным сомнениям, болезненное мудрствование умственная жвачка –постоянно анализируют свои поступки, действия, сказанные слова, тревожно-мнительные личности, редко довольны собой, стеснительные, молчаливые, очень трудно совершить выбор например при покупке

Истерические– главная роль в поведении и грают эмоции, демонстративность, театральность, манерность, характерная черта –эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, все рассчитано на внешний эффект, не склонны к фантазии, склонны ко лжи –патологические лгуны. Если истерик не встречает внимания о обожания он делается злобным, мстительным и агрессивным.

Эпилептоидные – на первый план выступает эмоциональная вязкость, напряженность эмоций и влечений, склонность к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфарии, мрачность, угнетенность, злобно –тоскливое настроение с элементами раздражительности и агрессии- социально опасны, бурные реакции связаны с чувством физического дискомфорта, злопамятность и мстительность сочетается с взрывчатой реакцией. Педантичны, для них характерная полярность эмоций –на ряду со взрывчатостью и жестокостью, склонны к угодничеству и слащавости.

Паронояльные психопаты –фиксированность на каких –нибудь сверхценных идеях. Патологические ревнывцы, сутяги, ипохондрики. Характерны –эгоцентризм, повышенная самооценка, недоверчивость, подозрительность, узость интересов, односторонность мышления, малая пластичность психики, настойчивость, упрямство, застреваемость на одних и тех же мыслях и эмоциях, угрюмые и злопамятные, грубые и бестактные, в каждом видят недоброжелателя, постоянно конфликтуют и борются с мнимыми врагами. Для паранойяльной психопатии характерны склонность к образованию сверхценных идей, негибкость, подозрительность, повышенная самооценка, обидчивость, чувствительность к пренебрежению их мнением и нетерпимость к чужому мнению, невозможность идти на компромисс, придирчивость, враждебность к окружающим. Выраженные свехценные идеи и типичные паранойяльные реакции появляются обычно к 20-25 годам.

Неустойчивые–отсутствие постоянства в интересах, привязанностях, увлечениях лишены инициативы, самостоятельности и всегда находятся под чьим-то влиянием

Шизоидные или патологически замкнутые. Характеризуются замкнутостью малой общительность, малой эмоциональностью, отсутствием интуиции, сопереживания, а их переживания направлены на самих себя. Не тяготяться одиночеством, интеллект не страдает.

Психопатия может быть трех степеней выраженности

Врожденные, приобретенные за счет социальной среды

  отечественная психиатрия МКБ-10 (международная классификация болезней, 10 пересмотр)
психопатии возбудимого круга возбудимая психопатия эмоционально неустойчивое расстройство личности
паранойяльная психопатия параноидное расстройство личности
психопатии тормозимого круга астеническая психопатия зависимое расстройство личности
психастеническая психопатия ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности
шизоидная психопатия шизоидное расстройство личности
смешанный тип реагирования истерическая психопатия истерическое расстройство личности
неустойчивая психопатия другие специфические расстройства личности

Невроз

Степень выраженности психопатии

Умеренная –достаточно выражены компенсаторные механизмы. Достаточно выражены и могут быть продолжительны срывы по глубине и продолжительности пропорциональны пси травме. Декомпенсация проявляется заострением психотических черт и нарушением поведения.

Выраженная –компенсаторные возможности нестойкие и недлительные. Декомпенсация возникает от незначительных поводов- пситравмы, конфликты, трудные жизненные ситуации. Социальная адаптация неполная и нестойкая.

Тяжелая –компенсаторные механизмы выражены крайне слабо, неполны, непродолжительны. Декомпенсация наступает от незначительных причин и без видимого повода. На высоте декомпенсации может достичь психотического уровня –дисфории

Неврозн- психогенные заболевания, которые возникают при психической травме

Мясищев рассматривал личность как систему отношений -к себе, к другим, к окружающей среде.

Отношения –сознательная, основанная на опыте избирательная связь человека с различными сторонами жизни. Выражается в его действиях, реакциях, переживаниях. Отношение характеризует желание и потребности, поэтому выступает в качестве движущей силы личности.

Невроз-психогенное заболевание, в котором личность рассматривается как система отношений. И если в значимой для личности системе отношений возникает конфликт, то это может привести к формированию неврозов. Но само противоречие не создает невроз. Невроз возникает при непродуктивном решении конфликта, значимого для личности.- Мясищев

Невроз –психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется

Факторы происхождения неврозов

1 Биологическая природа, конституция, наследственность, тип внд

2 Психологическая природа (преморбидные особенности личности- неизмененные болезнью, пси травмы детского возраста. Проблемы взрослой жизни мы ищем в раннем детстве, психотравмирующие ситуации условия их патогенности во взрослой жизни несчастная любовь, развод

3 Социальная природа( родительская семья, особенности сексуального воспитания, семейного положения во взрослой жизни, образование, профессия, трудовая деятельность

Павлов сформулировал тип внд для разных форм неврозов. Невроз (павлов) –хроническое нарушение ВНД вызванное, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий, действием неадекватных по силе и продолжительности внешних раздражителей и срыв может быть обусловлен одним из трех факторов

1перенапряжение потенциального процесса

2 перенапряжение тормозного процесса

3 перенапряжение подвижных нервных процессов

физиологических механизма неврозов

1 Невростения возникает у людей со слабым или сильным неуравновешенным или повышенным тормозным пиком

2 Истерический –у лиц со слабым типом внд, с худ. Преобладанием корковой деятельности –хорошо чувствуют окружающую среду

3 Невроз навящевых состояний. Патологическая инертность пси процессов с преобладанием второй сигнальной системы –мыслительный тип

Преобладание у здоровых людей 1-ой или 2-ой сигнальной системы наблюдается вследствие белее высокого развития соответствующей, а при неврозах преобладание из-за недостаточности другой

Психические особенности, характерные для всех форм неврозов

1 склонность к рефлексии, общепсихическая слабость, нерешительность, зависимость от окружающих, поиск одобрения, стремление к нормативности

2 для всех больных характерна низкая самооценка, неудовлетворенность собой, противоречивость образа я, эмоциональное неблагополучие

У больных взаимоотношения с окружающими ниже чем у здоровых. Низкая степень осознания противоречий и конфликтов.

К общей невротической симптоматике относятся

1 Астения –состояние нервной пси слабости, повышенной утомляемости, тревога, беспокойство, повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям

2 Нарушение сна

3 Головная боль. Не резко выраженная, постоянная, тупая, сжимающий характер

4 нарушение внимания, памяти, лабильность эмоций, нетерпеливость

5Вегетативный нарушения-колебания давления, лабильность пульса, повышенная потливость, холодность рук, дисфункция жкт

Конкретные формы невроза

1 Невростения- слабость нервов сочетается с раздражительностью и повышенной возбудимостью, усталость постоянная. Трудно отделить психологическую усталость от от физической, мышечной боли, боли в пояснице, головные боли. Психическое утомление проявляется в отсутствии концентрации внимания, ослаблении памяти, рассеянности и отсутствии интереса ко всему происходящему. Все удручает, усталость после пробуждения. Проблема неумения сочетать свою активность с внутренними и внешними средствами выполнения задачи. Характерно снижение волевых качеств от типа внд. Особенность личности заключается в том, что человек берется за дело, на которое ему не хватает личных особенностей и нервнопсихических особенностей. Типы конфликтов при неврозах производны от личности больного. Невростенический тип конфликта –я не имею достаточно сил –но хочу это.

2 Истерический невроз- особенности- требования к окружающим выше, чем к самому себе, претензиозность, отсутствие критики к себе –это из обстановки вседозволенного воспитания. При истерических психозах нарушение двигательной активности( девочка свидетель ссоры родителей –отказали нога), типичны спазмы и судороги- не может написать букву. Афония –нарушение громкости –говорит шепотом, сопровождается громким кашлем, нарушение чувствительности. Характерные эмоции –эгоцентризм эгоизм, самолюбие, обидчивость, ранимы. Истерический тип конфликта –не имею права –но хочу.может быть рвота –для лиц, которые что-то не приемлют, анорексия.

3Невроз навящевых состояний –возникает в результате психических переживаний, возникают навязчивые действия, страхи, мысли. Могут приводить к депрессивным состояниям. Этот невроз лечиться очень плохо. Важно понять причину. ННС возникает тогда, когда к личности предъявляют требования затрагивающие личность, навязывают решение, подавляют самостоятельность, чрезмерная опека. Когда нужно сделать трудный выбор борьба между домом и желанием. Личность колеблется между двумя противоположными тенденциями. И если одна из этих тенденций становиться доминирующей, но встречает противоречие возникают усиленные эмоции. Лица склонные к неврозу –робкие, неуверенные, нерешительные, боязливые. Тип конфликта –Не могу решить –но хочу

Основные невротические синдромы

1 Астено –невротическое состояние –состояние нервной психологической слабости, высокий уровень утомления, снижение памяти, внимания, эмоциональная нестойчивость

2 Обессивный синдром –навязчивые мысли, действия, принципы страха- бояться заболеваний, острых предметов, критическое отношение к навязчивости –стремление о нее избавиться.Фобии возникают и у здоровых –страх задохнуться, открытого пространства, бояться того, что не могут побороть свой страх.

3 Ипохондрический –неадекватное отношение в своему здоровью

4 Синдром невротической депрессии. Нервные депрессии отличны от психических. Она возникает психогенно в результате психической травмы. Выражается снижением настроения, тревогой, беспомощной эмоциональной лабильностью, нервно-пси слабостью. Больной понимает связь психотравмирующими моментами, пессимистическое настроение, но не до тоски. Нет пси и моторной заторможенности, нет суицидных попыток. Симптомы нестойкие, легко поддаются лечении, чем при эндогенной –психической депрессии. Нервные депрессии встречаются при разных формах неврозов сочетаются с невр-симптомами тревожно-депрессивными, астено-депрессивными. Для истиной депрессии характерны тоска, тревога- трудно лечить

5 Фобический синдром –навязчивое переживание страха. Социофобии –страх общения –для здоровых характерен страх общения –причины психогении –психотравмирующая травма детства, изоляция от родителей, неправильное воспитание, ситуации неопределенности, тип внд –почва на которую падает пси травма.

Психоз психическое состояние, которое характеризуется тяжелым нарушением пси функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности до социально опасного поведения и глубинными нарушениями психики. К ним относятся галлюцинации, бредовые идеи, расстройства сознания, разорванность и бессвязность мышления, двойственность, аутизм. Групповая терапия корректирует нарушение системы неадекватных реакций и форм поведения, эффект достигается путем психотерапевтического воздействия группы на основные компоненты отношений личности. Ставиться цель максимально глубокое и всестороннее изучение больного, специфика формирования его структуры и функционирования его системы отношений. Второй этап выявление и изучение психогенных механизмов- способствующих сохранению невротического состояния и симптоматики. Причинно-следственные связи между особенностями его системы отношений с неадекватными реакциями на сложившуюся ситуацию. Когда больной осознал нужно решить проблему –изменить нарушенную систему отношений больного. Как решать больной должен решить сам. Если нет выбора нужно изменить систему отношений значимую ситуацию сделать нейтральной с помощью психотерапевтических методов. Психотерапия эффективна настолько насколько пациент понял свою проблему

.

Конечная цель –коррекция нарушенной системы отношений.

1 В познавательной сфере получает возможность осознать связь между различными пси травмами, конфликтующими системами и возникновением и развитием невротических расстройств

2 Уяснить меру своего участия в возникновении, повторении и преодолении конфликтующих и травмированных системах. Понять можно ли через другое поведение и другое отношение предотвратить конфликтующую ситуацию.

3 Пациент должен уловить глубокие причины собственных переживаний и способов поведения, начиная с детства, а также особенности формирования своей системы отношений

Эмоциональная сфера -пациент может получить нужную информацию в атмосфере доверия и открытости. В атмосфере эмоциональной откровенности можно получит эмоциональную поддержку для ослабления невротической защиты, происходит стабилизация самооценки, повышение самоуважения , изменяется эмоциональное отношение к самому себе. Пациент приобретает возможность осуществить коррекцию своих отношений, изменить степень переживаний и реагирования, восприятия своих отношений с окружающими.

Сфера поведения –пациент может корректировать неадекватные реакции своего поведения за счет достижения в познавательной и эмоциональной сфере

Фазы терапевтического воздействия

1 Формирование группы –психотерапевт подсказывает сходство проблем в реальной жизни, конфликтогенность и непродуктивность в жизненном общении, функционировании. Группа приобретает опыт анализа и понимания возникшего между людьми отношения. На этой фазе члены группы пассивны.

2 Фаза характеризуется высоким уровнем напряженности, растет аффективная активность, которая может сопровождаться агрессией в адрес терапевта, других членов группы или по поводу методики лечения. Важно вербализовать членам группы свои переживания психотерапевту и свои ожидания к нему.

3 Структурирование групповая выработка норм и целей встреч. Возникает активность, самостоятельность, ответственность в отношении самого себя и группы в целом. Формируется сплоченность группы, совместная деятельность по разрешению конкретных ситуаций, в которой пациенты имеет сходные чувства и решение сходных проблем. У пациентов происходит принятие групповой культуры, возрастает самооценка. Развивается групповая сплоченность

4 Психотерапевтическая группа работает, имеется сплоченность, заинтересованность друг в друге, эмоциональная поддержка, искренность в отношениях. Групповая дискуссия является основной формой психотерапии.

Основные ориенации групповой терапии

1 биографическая- жизнь каждого пациента, который начинает рассказывать всю жизнь с детства, особенности, проблемы, конфликты, поведение в жизни, в больнице, в группе

2 тематическая –берется тема, актуальная для большинства пациентов- семейные отношения, отношение к самому себе, друзьям

3 интерпретационная –направлена на анализ ситуации каждого человека, анализ группового взаимодействия. Психотерапевт испытывает средства воздействия –вербальные(интерпретация, конфронтация, классификация) –невербальные (вспомогательные- ассоциативные методы, проективные рисунки, музыка, гимнастика) –тренировочная коррекция –выработка эффективных форм поведения. Конечная цель изменение нарушенной системы отношений, коррекция поведенческих реакций, форм поведения. Если нельзя изменить ситуацию можно изменить отношение к ней.

Изменение личности в процессе психотерапии

1 Улучшается психическое функционирование, внутренняя гармония, открытость внешнему миру

2 Повышается самооценка, уменьшается ранимость, уязвимость, увеличивается согласие между я-реальным и я –идеальным

3 Восприятие становиться более реалистическим

4 больной способен решать свои проблемы

Психическая травма –это жизненное событие, затрагивающие значимые стороны жизни существования и проводящее к глубоким переживаниям

- разнообразные болезненные состояния, возникающие вследствие психической травмы, могут возникать в результате одномоментной сильной пси травмы или относительно слабого, но длительного психотравмирующего воздействия, являются обратимыми и обычно исчезают через некоторое время

Ясперс –психическая травма психическую реакцию обе они объединены и связаны

Кречмер - психогенное заболевание возникает в ответ, когда психическая травма затрагивает особенно значимые стороны отношений больного

Мясищев –само психическая травма не играет главной роли в возникновении заболевания, существенную роль играет отношение личности к психической травме. Ситуация и особенности функционирования механизмов личностной защиты, позволяющей менять отношение. Пси защиты, копинг- стратегии позволяют нейтрализовать психотравму. Ситуация патогенна , когда она не может быть рационально переделана

Адаптация –динамически процесс приспосабливания организма и личности к измененным условиям. Цель поддержание динамического равновесия между организмом и внутренне средой. Выделяют биологическая, психологическая, социальная адаптация

Копинг

-поведенческие

-когнитивные

-эмоциональные

Конструктивные –неконструктивные

Конструктивная активность, чтобы преодолеть свои трудности, отвлечение-погружение в другое дело, сотрудничество, обращение за помощью. Неконструктивные –изоляция, компенсация

Типы отношения к болезни

Внутренняя картина болезни- комплекс переживаний и ощущений больного-эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь. Впервые понятие предложил Лурия 1934

Отношение к болезни включает в себя психические категории такие как

-знание о болезни

-осознание болезни личностью

-понимание роли и влияния болезни на поведение человека в социальной среде

-реакции, связанные с болезнью

Отношение к болезни содержит следующие компоненты –когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный включает знание о болезни, понимание роли и влияния на жизненные функции. Эмоциональный компонент содержит ощущение от перереживания болезни и всей ситуации с ней связанной. Поведенческий компонент включает реакции, связанные с болезнью, принятие роли больного, игнорирование болезни, борьба с болезнью. Способствуют адаптивному или дезадаптивному поведении.

На формирование болезни влияют

-особенности личности

-природа заболевания

-социально-психологические факторы

Типы отношения к болезни

1 Гармоничный- трезвая оценка состояний

2 Эргопатический – желание сохранить работоспособность

3 Хрозогностический –отбрасывание мыслей о болезни

4 Тревожный –беспрерывное беспокойство о своем здоровье, вера в приметы, мнительность

5 Ипохондрический –крайняя сосредоточенность на своем здоровье

6 Невростенический –нетерпеливость, раздражительность, близки к ипохондрикам

7 Меланхолический –неверие в выздоровление, неверие в таблетки

8 Апатический –безразличен к судьбе и к здоровью

9 Сензитивный –боязнь стать обузой для близких

10 Эгоцентрический -уход в болезнь, требование к себе особого отношения

11 Паранояльный – уверенность в том, что болезнь результат злого умысла, судьба

12 дисфорический –зависть и ненависть к здоровым

На формирование отношения к болезни влияют

1 преморбидные особенности личности

2 природа самого заболевания

3 социально –психологические факторы- профессия, род занятий, семейное положение

ЗОЖ –борьба со стрессом, вредными привычками, гиподинамией, врежной экологией

Пси консультирование

Совокупность процедур направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности, межличностных отношений

-консультирование тревожных клиентов

- консультирование по поводу фобий

-при переживании чувства вины

-при суицидальных мыслях

Способы справиться с утратой

1 Написание себе письма о жизни в прошлом, потом о будущем –помогает пережить утрату, осознать себя, свои переживания

-поиск путей решения проблемы

-личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и пути их преодоления. В литературе нет единого понимания пси консультирования

- консультирование направленное на выявление ресурсов для решения проблем

Личностно-ориентированное консультирование очень близко к психотерапии

Пси вмешательства

-консультирование

-психолого-педагогическое

-организационно –психологическое

-клинико-психологическое

- педагогическая пси

Возможно консультирование по индивидуальному развитию и проблемам обучения, консультирование по семейным проблемам

Наши рекомендации