Неопределенность высказываний как способ введения в транс
Пунктуационная неопределенность. В высказывании непонятно, где заканчивается одно предложение и начинается второе.
Правилом построения таких выражений является следующее: заканчивают первое предложение тем словом, с которого начинается второе. Таким образом, непонятно, к какой части высказывания оно относится.
Именно так нередко строил свои высказывания И. В. Сталин, который был, безусловно, выдающимся психологом.
Расплывчатость выражений. Это вызывает у слушателя растерянность и дезориентацию. Он стремится проникнуть в смысл сказанного, но смысла-то и нет! И пустоту, которую создал инициатор, используя расплывчатые выражения, он наполняет своим смыслом и своими образами. Таким образом, его внимание переориентируется внутрь себя. Например: «Все правильно, все к этому идет, вы уже на пути к истине».
Синтаксическая множественность смыслов. Синтаксис — раздел грамматики о законах соединения слов и построения предложений. Классические примеры приведены ниже.
Поиск спецагентов может быть опасным (кто кого ищет?).
Гипноз гипнотизеров может быть мошенничеством (что же является мошенничеством?).
Семантическая множественность смыслов. Семантика — это смысл, значение слова или оборота речи. Явление семантической множественности возникает при использовании слов, которые имеют похожее звучание, но различный смысл. Например: украсть — украсить, правило — правильно. Другие слова имеют одно и то же звучание, но разный смысл, прямой или переносный: свистнуть — значит: 1) произвести свистящий звук и 2) украсть; утка: 1) птица и 2) ложное сообщение.
Семантическая множественность смыслов может возникать при употреблении слов в различных контекстах. Используя слова с фонетической множественностью смыслов, инициатор дезориентирует и запутывает адресата: тот должен активизировать внутренние процессы поиска значения слова или оборота речи, произнесенного инициатором. Тот таким образом «протаскивает» в бессознательное нужные инструкции, используя их выделение: «Мне хотелось бы, чтобы вы ослабили груз своих проблем, которые носите в голове»; «И, пожалуйста, закройте глаза на то, что подумают о вас окружающие, не это сейчас важно».
Голос
В голосе переплетаются сознательное (речь) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя важно не только, а очень часто и не столько то, что мы говорим, а то, как мы говорим. Выразительность голоса передает чувства человека и его эмоции, что придает словам большую информативность по сравнению с безликой, монотонной речью, а тем более с письменным изложением. Тот, кто практикует введение в транс, хорошо владеет своим голосом. Используя возможности голоса, инициатор воздействия может выделять какие-то части произносимого им текста. Существует особый, «трансовый» голос для сообщений, адресующихся подсознанию адресата. ,
Паузы. Верными признаками внушающего и гипнотического воздействия отличается речь с выделением определенных слов — громкостью, паузой перед ним, ускорением или замедлением темпа. Когда вводят в транс, паузы между словами постепенно делают все длиннее, подстраиваясь под дыхание адресата воздействия. Кроме этого, подстраиваются под внутренний ритм человека — проще всего это достигается подстройкой под темп дыхания. Когда ритм подстроен под ритм речи и дыхания адресата, тот начинает воспринимать слышимое без критической оценки.
Темп речи инициатора воздействия говорит о многом. Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Кроме того, она может вызывать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время на то, чтобы понять услышанное (если инициатор не преследует другие цели). Слишком медленная и вялая речь может привести к потере внимания адресата. Можно выделять некоторые фрагменты речи при помощи более медленного произнесения отдельных слов, несколько растягивая их одновременно с длиной пауз (в приводимых высказываниях они отмечены многоточием): «И по мере того как я говорю вам это, ваше дыхание замедляется... вы все больше расслабляетесь... ваше тело как бы растворяется... исчезает...»
Тембр голоса. Мастера устной речи при употреблении прилагательных варьируют тембр в зависимости от того, идет ли речь о тяжелом или легком, твердом или мягком, медленном или быстром, светлом или темном и т. д.
То же самое для обозначения внутреннего состояния инастроения: радостное или подавленное, веселое или грустное, смешное или трагическое и т. д. Такую же тактику используют для моральных оценок: хорошее— плохое, любовь— ненависть, доброта— злость. Если хотят вызвать тяжесть итепло в теле (что характерно для транса), говорят «кинестетическим» голосом.
Высота голоса является весьма эффективным средством выделения отдельных сообщений. Установлено, что правое полушарие лучше принимает сообщения в низкой тональности, а левое — вболее высокой. Таким образом, варьируя высоту голоса, отдельно выделяют сообщения, предназначенные для сознания и для бессознательного. Особый, «трансовый» голос в низкой тональности будет служить для адресата аудиальным «якорем» к погружению в транс.
Интонация речи воспринимается на бессознательном уровне, поэтому значение ее огромно. Собеседник понимает интонации интуитивно; они характеризуют эмоциональное отношение, чувства говорящего и часто несут в себе больше информации, чем собственно содержание речи. К примеру, тональность отделяет вопрос от утверждения. В вопросительных предложениях тон повышается к концу: «Вы понимаете?». Если же вопросительное предложение начинается с вопросительного слова, интонация к концу может не повышаться: «Что, по-вашему, это показывает?»
Другой пример. Слово «нет» можно произнести по-разному, и, соответственно, реакция слушателя на него во всех этих случаях будет различной. Если вы говорите «нет», желая выразить несогласие, интонационное скольжение идет вниз. Если «нет» произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. В том случае если «нет» передает удивление или сарказм, возможно двойное скольжение — вверх и вниз.
Окончательность инепреложность суждения характеризуются быстрым понижением или повышением тона. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Стремительный подъем также может означать окончательность. Медленно поднимающиеся инеглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение.
Средства побужденияв НЛП
Покажем, как этот блок реализуется в НЛП.
Ряд приемов введения в транс включает побуждение к определенному состоянию (команды «расслабьтесь», «успокойтесь» ит. п.).
Раппорт как средство достижения аттракции имеет своей основной целью вслед за подстройкой, присоединениемк адресату осуществление его ведения.
Следующие примеры ведения относятся непосредственно к побуждению адресата.
Однажды герцог Граммон вошел к кардиналу Мазарини без доклада и заметил, как его преосвященство, давая отдохновение уму, прыгал у стенки. Герцог понял, как опасно застать первого министра за этим занятием и что извиняться глупо — так можно быстро впасть в немилость... Что же сделал герцог Граммон?
Он предложил кардиналу посоревноваться, кто выше подпрыгнет. И пари успешно проиграл, тем самым добившись расположения всесильного кардинала.
А помогли ему в этом присоединение (предложение посоревноваться), закрепление (участие в соревновании) и ведение (инсценировка проигрыша).
Возможности побуждения с помощью ведения наглядно продемонстрированы следующим опытом.
Испытуемым мужчинам показывали фотографии обнаженных красоток из журнала «Плейбой», при этом каждый из них слышал через наушники удары метронома, который якобы транслировал частоту их пульса. Учащение пульса, как известно, свидетельствует, насколько та или иная прелестница волнует мужское воображение. Однако в данном случае частоту ударов метронома задавал психолог по своему усмотрению, намеренно искажая действительную частоту сокращений сердца испытуемого. В результате почти все мужчины назвали наиболее привлекательной ту девушку, которая была «задана» экспериментатором (при предъявлении ее фотографии частота метронома была максимальной).
Даже нетеатралы хоть раз в жизни слышали, как после спектакля аплодисменты переходят в «бурные аплодисменты» исменяются оглушительно овацией с выкриками «Браво!»,
при том, что на совесть шумит и хлопает в зале всего десяток человек (остальные зрители просто вовлечены в этот процесс). Сами себя эти сверхактивные зрители называют поклонниками, но в истории театра такие «группы поддержки» известны как клакеры.
Клаки — группы театральных болельщиков — существуют со времен возникновения профессионального театра, когда антрепренеры нанимали людей для искусственного создания успеха или провала театральной постановки в целом или отдельного актера в частности. В позапрошлом веке в оперной Италии ни один певец не мог рассчитывать на признание, не заручившись поддержкой местной клаки. В именитых театрах мира клаку нанимают до сих пор.
Знание клакером каждой ноты и каждого па музыкального спектакля может направляться на пользу артисту. Иногда аплодисменты возникают в тот момент, когда необходимо дать возможность танцовщику передохнуть или «заглушить» пикантные моменты, когда оперный певец «не в голосе».
Свои клаки есть и в драматических театрах. По мнению театралов, в провинции клаки даже активнее.
Остается добавить лишь, что, побуждая остальных зрителей к аплодированию, клакеры осуществляют тем самым их ведение.