Проекция: от феномена к принципу исследования
Судьба понятия "проекция" представляет немалый интерес и поучительна в том смысле, что в разных трактовках этого понятия отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже ее важнейших категорий и понятий. На примере проекции также можно проследить еще одно явление, заключающееся в том, что наличие в науке идеологических запретов резко сужает поле сознания исследователя, чем достигается жесткая однозначность понимания того, что изучается. В этом разделе будет прослежена эволюция понятия проекции, становление проективного подхода к диагностике личности. Особое внимание уделяется вопросу о роли стимула в проективных методиках.
2.1. Проекция как психологический феномен
Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду (1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением, и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с З.Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму - проекции. Основоположник психоанализа в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать (выделено мною - Л.Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.
Точности ради отметим, что в работах З.Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между "Я" и бессознательным, но также "принимает самое большое участие в образовании внешнего мира". Однако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве
защитного механизма было названо "классической проекцией".
Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической проекции. В этой работе Дж.Халперн оценивал испытуемых по специально созданной шкале, определяющей "защищенность" от полового возбуждения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать "самого неприятного". На следующем этапе обследуемым были предложены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного "неприятного субъекта" по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возникновение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на неприятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого человека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека.
"Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов",- пишет З.Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа "атрибутивной проекцией". Прав Т. Шибутани, писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.
Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по "мишеням", избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя наличие негативных черт, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение.
Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому не случайно некоторыми психологами полагается в качестве единственно обоснованного.
-7-
Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. "Артистической проекцией" было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо "аутизмом". Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.
Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит оправдание. Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности. Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г=0,62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например, недисциплинированности. Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что "все так делают".
Д.Холмс, подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два "измерения" проекции. Первое - что проецируется (наличие-отсутствие проецируемой черты), второе - осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции (см. табл. 1).
Таблица 1. Виды проекции и их классификация по двум измерениям
Осознание субъектом проецируемой черты | Наличие у субъекта проецируемой черты | Отсутствие у субъекта проецируемой черты |
Субъект не осознает собственную черту | Симилятивная проекция | Проекция Панглосса или Кассандры |
Субъект осознает собственную черту | Атрибутивная проекция | Комплементарная проекция |
Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию, но, по Д.Холмсу, строгого экспериментального подтверждения не получила (действительно, очень трудно доказать, что обследуемый не имеет представления об определенных, ему присущих чертах личности). Проекция, названная в честь Пан-глосса и Кассандры, может рассматриваться как вариант защитного механизма "реактивное образование". (Это результат работы одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению способа поведения, противоположного вытесненному стремлению. Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.)
Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем, агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. Еще раз подчеркнем, что экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция - приписывание имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты.
Как видно, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития, независимый от тех психодиагностических методик, которые были названы проективными. Но, вполне естественно, обозначение определенных методик (уже существующих) как проективных заставляет исследователей примерять к ним имеющиеся концепции проекции, выяснить их объяснительный потенциал применительно к задачам диагностики личности. Анализу этих исследований будут посвящены отдельные разделы этой книги, а пока назрела необходимость познакомиться с тем, как вошел в жизнь термин "проективная техника" и что же представляют собой наиболее типичные проективные методики.