Correlation Between Dynamic of Mental States and Ways of Information Presentation in Adult Students
S. A. Gaponova*, N. A. Martynova**
* Cand. sci. (psychology), docent of the chair of general psychology, Nizhni Novgorod State Pedagogic University, Nizhni Novgorod
** Cand. sci. (psychology), docent of the chair of management and marketing, Volgo-Viatskaya Academy of State Service, Nizhni Novgorod
There were studied the peculiarities of two ways of information presentation influence on dynamics of mental states in adult students attending professional improvement courses. The training information was presented using hodoscope and multimedia education presentation. It was shown that different ways of information presentation have a different effect on mental state of learners. It is concluded that multimedia education presentation provides better involvement in academic process because of a more comfortable environment.
Key words: dynamics of mental states, level of wakefulness, mood, motivation, assessment of success, multimedia education presentation.
стр. 94
История психологии. ГЕНЧО ДИМИТРОВ ПИРЬОВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПСИХОЛОГ И ДЕЯТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ БОЛГАРИИ
Автор: Л. ДЕСЕН, А. ПЕНОВА
Г.
Л. Десен*, А. Пенова**
* Доктор педагогических наук, профессор Софийского университета Св. Климент Охридски, Болгария
** Кандидат психол. наук, преподаватель психологии Нового Болгарского университета, там же
31 декабря 2001 г. болгарская психология и педагогика проводила в последний путь члена-корреспондента Болгарской академии наук (БАН) профессора Генчо Димитрова Пирьова.
Он родился в городе роз - Казанлыке - 24 ноября 1901 г. В 1920 г. окончил педагогическое училище. Свою трудовую биографию начал школьным учителем.
Молодой и жаждущий общественной деятельности, он работал добросовестно и с энтузиазмом не только с учениками, но и с их родителями, помогал им в хозяйственных делах.
В этот романтический период жизни у молодого Пирьова созревает решение продолжить свое образование, и он выбирает специальность "философия и педагогика" в Софийском университете Св. Климент Охридски. Чтобы содержать себя, он работает официантом в столичном ресторане и чернорабочим на стройке. Еще перед поступлением в университет он увлекается учением и философией жизни Л. Толстого, а в студенческие годы становится настоящим толстовцем: ходит в рубашке, босой, отпускает бороду, ведет антимилитаристскую пропаганду, следует принципу "не отвечать злу насилием".
После окончания университета он возвращается в родной Казанлык и учительствует в том же педагогическом училище, которое в свое время закончил, а через год уезжает на двухлетнюю специализацию в Америку.
По возвращении на родину он - учитель психологии, социологии, географии и истории в Американском колледже в Симеоново (1928 - 1933), затем (1933 - 1938) работает в Министерстве просвещения зам. начальника отдела, главным инспектором по дошкольному воспитанию в отделе культуры.
С 1938 до 1971 г. Генчо Пирьов - университетский преподаватель в самом старом и престижном высшем учебном заведении, где успешно поднимается по лестнице академической иерархии (ассистент - доцент - профессор - чл. - корр. БАН) и последовательно руководит кафедрами педагогики и психологии, а также Институтом педагогики при университете (1948).
Как известный ученый с высоким социальным статусом Г. Д. Пирьов развивает большую просветительскую деятельность не только в аудиториях, но и в школах, библиотеках, домах культуры. Важным и первостепенным он всегда считал проблемы воспитания и образования подрастающего поколения. Для него как психолога и педагога отцовское сердце было открыто не только собственным детям, но и чужим, которых он принимал как своих. При этом дети - не просто его практическая забота, радость и тревога, но и постоянный объект психологического исследования в целях их воспитания гармоничными и всесторонне развитыми личностями.
* * *
В гуманитарных науках Болгарии нет более плодовитого автора, чем Генчо Пирьов. Им написано 48 книг, а число заглавий в общем списке опубликованных научных и научно-популярных работ варьирует между 900 и 1000.
Так, за 10 лет (1991 - 2000) вышли из печати следующие книги: "Психология - молодая наука" (1993), "Научное и художественное творчество" (1998), "О психологии интеллигентности" (1977), "Ребенок" (1988), "Психология семьи" (1999), "Проблемы когнитивной психологии" (2000).
К 100-летнему юбилею ученого были изданы две его новые книги: "Развитие психологии в Софийском университете Св. Климент Охридски" и "Лев Николаевич Толстой - гуманист-психолог".
В последней книге видно исключительно личное отношение Г. Пирьова к великому писателю. Он анализирует взгляды Толстого на гуманизм, психологию и педагогику, рассматривает психологические портреты некоторых его героев. Интересно, как поступки и переживания героев писателя оцениваются с точки зрения ученого-психолога. Это часто контрастирует с привычными нам оценками литературных критиков. Книга производит сильное впечатление способностью автора передать свою любовь к великому русскому писателю читателям.
стр. 95
Труды Г. Пирьова переводились и печатались на иностранных языках: русском, польском, чешском, словацком, английском, французском, немецком, итальянском, венгерском, румынском. Его имя и творчество знакомы психологам и педагогам во многих странах мира, и не только благодаря его публикациям на иностранных языках. Он выступал с лекциями по детской и экспериментальной психологии в ряде университетов Москвы, Оксфорда, Гента, Санкт-Петербурга и других городов, где достойно представлял болгарскую науку. Он не менее 100 раз участвовал в международных научных конференциях и конгрессах по педагогике и психологии, симпозиумах, сессиях, встречах, представлял доклады или научные сообщения, активно и конструктивно включался в обсуждения, дискуссии. При этом отлично проявлял себя как теоретик, экспериментатор-исследователь и психолог- практик. Мы -свидетели действительно уникальной работоспособности и практически недостижимой творческой продуктивности ученого.
В становлении Генчо Пирьова как ученого условно и в общих чертах можно выделить два периода: ранний (педагогический) и поздний, более продолжительный (психологический) - самое плодотворное время научных исследований и публикаций в основном на психологические темы и пора наивысших достижений. Между этими двумя периодами нет "китайской стены", а полное взаимопроникновение. Еще в первый период выходят книги "Вклад в психологию учения" (1942), "Детская психология" (1950), а позже появляются труды на педагогические темы: "Техническое воспитание в детском саду" (1973), "Воспитание трезвых граждан" (1978) и др., множество статей в сборниках и в педагогической печати.
С самой большой любовью и преданностью Генчо Пирьов пишет о детях, об их психическом развитии, обучении и воспитании. Идея о благополучном ребенке и роли нации в его формировании пронизывает все научное творчество психолога. Его первая монография - "Новое образование в Новом свете" (1933) - имеет подзаголовок "Ребенок и школа". Книга освещает вопросы периодизации детского развития, подробно рассматривает типичные возрастные особенности детей.
В рамках второго периода творческой деятельности Г. Пирьова доминирует психологическая проблематика. Корифей болгарских психологов имеет реальные заслуги в разработке вопросов общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии.
Высшее достижение профессора Пирьова - монография "Психология и психодинамика интеллигентности" (1985). В ней интегрирован в органичное целое богатый научный теоретический анализ и плоды мастерства экспериментально-исследовательских приемов и умений. Автор монографии использовал множество литературных источников и огромное богатство экспериментальных данных, тщательно обработанных современными статистическими методами. При этом делается интересный социально-научный сравнительный анализ исследований интеллигентности в различных странах: Болгарии, Сербии, США, Канаде и др.
Профессору Пирьову принадлежит значительный вклад в дефектологию и психодефектологию, психологию труда и инженерную психологию, в психологию творчества и когнитивную психологию.
Следует отметить еще одну из самых значимых его публикаций: "Психология - фундаментальная наука о человеке" (1982). Этот труд отражает его взгляды на психологию как основополагающую науку с ее предметной спецификой.
Разработка проблем когнитивной психологии и психологии творчества в Болгарии также тесно связана с именем Г. Пирьова. Во множестве опубликованных им статей и книг ставятся и теоретически разрабатываются вопросы воспитания творческой личности. Г. Пирьов - автор двух монографий в этой области: "Психология научного творчества" (1987) и "Научное и художественное творчество" (1996) и соавтор двух коллективных трудов - "Ребенок и творчество" (1971) и "Психология творчества" (1981).
Творчество для Г. Пирьова - это сложная система, которая включает саму творческую личность, творческий процесс, продукт и творческую среду. В последней монографии исчерпывающе раскрывается содержание понятий "творчество" и "внутренняя структура психологии творчества", дается психологическая характеристика личности творца и процесса творчества, описывается множество интересных "встреч научного и художественного творчества", рассматривается интеграция их в сферу образования и вопросы психологии открытий. Автор отмечает общие моменты научного и художественного творчества и их специфику. Заслуга автора заключается в сравнительном анализе двух видов творчества, при котором синтез или связь между ними освещаются не только теоретически, но и подкрепляются яркими фактами действительности. Г. Пирьов рассматривает творчество Леонардо да Винчи, И. Ф. Гете, Ф. Шиллера, Л. Н. Толстого, С. Моэма, К. С. Станиславского, Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Бородина, А. Стоянова, Т. Янковой, С. Попвасилева, С. Казанджиева, ряда научных работников в области литературоведения и науки.
Г. Пирьов анализирует интеграцию двух видов творчества в образование и заключает: они вхо-
стр. 96
дят в педагогическую деятельность, что делает ее "и наукой, и искусством".
Но вместе с этим автор отмечает необходимость комплексного изучения творчества в различных аспектах - философском, социологическом, гносеологическом, педагогическом и пр.
Как своеобразную форму творчества Г. Пирьов рассматривает проявление действенной эмпатии к человеку в процессе общения. Речь идет о специфическом виде творчества в сфере морали, нравственной деятельности, человеческих отношений, квалифицированном болгарским ученым Асеном Златаровым как "добротворчество", чья основная клетка, или "единица", - добродеяние.
* * *
Профессор Пирьов был уравновешен и толерантен в отношении к коллегам и вообще к людям, он искренне их любил, и они отвечали ему тем же. Он - психолог не только в книгах и во время исследований, но и в жизни, в ежедневном общении, доброжелательный ко всем более молодым ученым. Компетентная и добронамеренная помощь опытного и крупного специалиста вызывала постоянное чувство благодарности и признательности у многих его студентов, аспирантов, стажеров. Конструктивный дух и человечность были присущи каждой его консультации, рецензии, беседе. Самые нежные воспоминания сохранили о нем в своих сердцах тысячи его учеников и их родителей, студентов и их преподавателей, с которыми он непосредственно общался.
В истории болгарской психологии и Софийского университета Св. Климент Охридски записаны золотыми буквами имена трех психологов-меценатов, двоих из которых (Иосифа Ковачава и Николая Алексиева) давно уже нет с нами, а теперь мы потеряли и Генчо Пирьова. Он подарил значительные денежные средства: Фонду "13 веков Болгарии"; Софийскому университету Св. Климент Охридски по поводу его 100-летия; в 1988 г. в связи с учреждением награды "Молодой психолог" студентам, способным к исследовательской работе в области психологической науки; детским садам и начальной школе в родном Казанлыке и пострадавшему от землетрясения городу Стражице; гимназии, занявшей место бывшего Казанлыкского педагогического училища, в котором он учился; библиотеке и детской музыкальной школе при Доме культуры "Искра"; районному совету по образованию в Казанлыке для ежегодного награждения учителя с научными интересами и проявлениями их в профессиональной деятельности. Он подарил также сотни томов ценной научной литературы библиотеке Института психологии при БАН и двум библиотекам на педагогических факультетах университета.
За свою долголетнюю и верную службу науке и образованию профессор Пирьов награжден множеством орденов и другими знаками признания. Благодарные ученики написали о нем две книги.
Положительные личностные качества и мягкий характер, проявлявшиеся в делах и поведении известного ученого, не оставались незамеченными. Их оценили не только болгарские, но и зарубежные коллеги и друзья. Среди них и русские психологи: А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев и другие, с которыми его связывала крепкая дружба.
Имя Генчо Пирьова включено в мировую энциклопедию психологов, подготовленную Американской психологической ассоциацией.
Член-корреспондент БАН, профессор Генчо Пирьов и его творчество - это уникальное явление в научной и общественной жизни Болгарии: первый и пока единственный случай, когда ученый публикует две новые самостоятельные книги на сотом году своей жизни.
Безграничный авторитет, заслуженное признание и искреннее уважение были достигнуты Генчо Пирьовым беззаветным трудом и исключительными свойствами его личности.
стр. 97