Мастер-класс ix. ценности, призвание, деньги

• Создайте древо своих жизненных ценностей. Снача­ла нарисуйте ствол, от которого во все стороны от­ходят ветви. На стволе напишите свое главное пред­ставление о том, какой должна быть ваша жизнь и вы сами. Иными словами, выразите свои базовые нрав­ственные ценности. На ветках разместите остальные ценности. На каждой ветке нарисуйте плоды, соот­ветствующие указанным ценностям. Например, на стволе написан ваш важнейший принцип — «вну­тренняя свобода». Тогда ветвями могут быть такие ценности, как «творческие способности», «уважение



Часть 2. Источники преображения...

окружающих», «друзья», «семья». Плоды уваже­ния — «слава», «деньги», «честность», «цельность».

• Продолжите следующие предложения, стараясь .
быть честными:

- Меня заводит...

- Меня глубоко трогает...

- Превыше всего я ценю...

- Лучшее во мне выявляет...

- Человек, которого я больше всего хочу встре­тить, — это...

- Я бы принес максимальную пользу другим в...

- Я думаю с особой страстью о...

- Наибольшее беспокойство вызывает во мне...

- Я всю жизнь готов изучать...

- Я получаю больше всего признания за...

- Меня всегда заставляет улыбаться...

- Наибольшее удовольствие мне доставляет...

- Я чувствовал себя великолепно в период...

- Время летит незаметно, когда я занимаюсь...

- Самое приятное, что мне когда-либо говори­ли, —это...

- Меня чаще всего просят помочь в...

- Я могу целыми днями заниматься...

• Опишите в нескольких словах свою систему ценно­стей.

• Было ли в вашей жизни так, что вас посещало озаре­ние, касающееся вашего жизненного предназначе­ния, а вы его проигнорировали? Если да, то вспом­ните, о чем вы думали тогда. Проанализируйте это.

Глава 16. Мастерская Мужчины с телевидения



• Подумайте о том, в какой форме выражается ваше творчество.

• Выполните упражнение «Тысяча и одно незакон­ченное дело».

Составьте список своих дел, которые остаются не­завершенными в течение длительного времени. Поста­райтесь завершить их. Если решить ту или иную про­блему не удается из-за необходимого участия в этом другого человека, то примите решение сами: решите проблему по-своему или забудьте о ней. Подумайте, ка­кое дело принесло вам наибольшее чувство удовлетво­рения и больше всего способствовало укреплению чув­ства собственного достоинства. Поразмышляйте о том, какой вам видится ваша жизненная роль.

• Представьте, что перед вами лежат мелкие монетки из разных стран. Вообразите, почувствуйте, за что могли рассчитаться этой мелкой монеткой другие люди, прежде чем она попала к вам в руки. Пред­ставьте эту сценку и нарисуйте ее.

• Обдумайте ответы на следующие вопросы:

- Выполнение какой работы приносит вам радость и удовольствие?

- Есть ли работа, с которой вы не расстанетесь ни за какие деньги?

- Что вы готовы бесплатно делать для других лю­дей?

• Нарисуйте свое прожитое время в виде часов (круга).
Разделите круг на сегменты. Каждый сегмент отража­
ет время, потраченное на определенные дела, досуг.



Часть 2. Источники преображения...

общение с друзьями, карьеру, споры и ссоры, бо­лезни и т. д. Раскрасьте сегменты разными цветами, в зависимости от своего восприятия и ассоциаций.

• Создайте образ своего времени из листа бумаги, по­тратив на это 3-5 минут. Бумагу можно мять, рвать, жевать и т. д. Дайте название образу. Напишите свою сказку о времени. Затем проанализируйте, нравится ли вам такое понимание времени, заслуживает ли оно пересмотра, переосмысления и большего уважения.

• Нарисуйте линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продол­жите работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками. Риторический вопрос, которым можно подвести

итоги мастер-класса: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится»? Это слова из Книги Еккле­сиаста, отражающей вечные поиски человеком смысла своей жизни.

Разве наша Уставшая Женщина мало или плохо трудилась? Можно лишь сказать, что она неправильно распоряжалась своим временем. Время — философская категория, справедливая, как сказал один бизнесмен, который знает, что, несмотря на все труды и внешнее преуспеяние, времени на многое не хватает. Время не принадлежит человеку, оно принадлежит непонятным ему законам, природе, космосу, Богу. И может быть, только Бог и определяет, чем наше время жизни будет наполнено. Самым первым требованием Короля было

Глава 16. Мастерская Мужчины с телевидения



такое: «Чувствовать свое внутреннее время, уметь об­щаться с мудростью Времени». Наши уроки близятся к своему завершению, а специальных упражнений для развития умения управлять своим временем не было. Этому может научить музыка. Слушая музыку, можно и отдохнуть, и научиться видеть образы, на которых говорит музыка. Можно видеть застывшую музыку вре­мени в архитектуре, в ее ритмах и через ее ритмы по­чувствовать связь времен, то есть связь прошлого и бу­дущего. Слушая музыку, можно понять один важный закон — ничто не принадлежит человеку на земле. Есть миг, настоящее время, «сейчас», и в музыке это особен­но чувствуется. Пока музыка звучит, она принадлежит нам, а мы принадлежим ей своими чувствами. Когда музыка заканчивается, мы можем находиться под ее воздействием, но она уже не принадлежит нам. И в сле­дующий момент, когда мы будем слушать ту же самую музыку, мы будем уже другими. В Книге Екклесиаста с поразительной силой показана мимолетность времени, каждого мгновения, которое лишь на миг дается челове­ку и тут же исчезает навсегда! Но у каждого мгновения есть свой смысл. Как похожи на музыку стихи Екклеси­аста о времени: «Всему свое время...: время рождаться, и время умирать; ...время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и вре­мя плясать; ...время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть...» (Екклесиаст, 3:1-8).



Часть 2. Источники преображения...

После Мужчины с Телевидения Уставшая Женщи­на посетила Арабского Музыканта-целителя, который, помимо прочего, является и философом. Только фило­софски можно принять то, что жизнь неизбежно будет наносить нам раны, каждый день и каждый час, а нам придется их осмыслять и, может быть, заново наносить себе и другим — и так бесконечно. С одной стороны, мы их заживляем, чтобы жизнь вновь стала легкой и есте­ственной; с другой стороны, мы получаем опыт и по­стигаем жизнь.

Уставшая Женщина не ожидала, что, подходя к ма­стерской Арабского Музыканта-целителя, она не увидит двери. Двери не было. Висела простая циновка из рисо­вой соломы и бумаги, сквозь которую была видна ком­ната Музыканта-целителя и слышна приятная музыка.

Наши рекомендации