Мастер-класс ix. ценности, призвание, деньги
• Создайте древо своих жизненных ценностей. Сначала нарисуйте ствол, от которого во все стороны отходят ветви. На стволе напишите свое главное представление о том, какой должна быть ваша жизнь и вы сами. Иными словами, выразите свои базовые нравственные ценности. На ветках разместите остальные ценности. На каждой ветке нарисуйте плоды, соответствующие указанным ценностям. Например, на стволе написан ваш важнейший принцип — «внутренняя свобода». Тогда ветвями могут быть такие ценности, как «творческие способности», «уважение
Часть 2. Источники преображения...
окружающих», «друзья», «семья». Плоды уважения — «слава», «деньги», «честность», «цельность».
• Продолжите следующие предложения, стараясь .
быть честными:
- Меня заводит...
- Меня глубоко трогает...
- Превыше всего я ценю...
- Лучшее во мне выявляет...
- Человек, которого я больше всего хочу встретить, — это...
- Я бы принес максимальную пользу другим в...
- Я думаю с особой страстью о...
- Наибольшее беспокойство вызывает во мне...
- Я всю жизнь готов изучать...
- Я получаю больше всего признания за...
- Меня всегда заставляет улыбаться...
- Наибольшее удовольствие мне доставляет...
- Я чувствовал себя великолепно в период...
- Время летит незаметно, когда я занимаюсь...
- Самое приятное, что мне когда-либо говорили, —это...
- Меня чаще всего просят помочь в...
- Я могу целыми днями заниматься...
• Опишите в нескольких словах свою систему ценностей.
• Было ли в вашей жизни так, что вас посещало озарение, касающееся вашего жизненного предназначения, а вы его проигнорировали? Если да, то вспомните, о чем вы думали тогда. Проанализируйте это.
Глава 16. Мастерская Мужчины с телевидения
• Подумайте о том, в какой форме выражается ваше творчество.
• Выполните упражнение «Тысяча и одно незаконченное дело».
Составьте список своих дел, которые остаются незавершенными в течение длительного времени. Постарайтесь завершить их. Если решить ту или иную проблему не удается из-за необходимого участия в этом другого человека, то примите решение сами: решите проблему по-своему или забудьте о ней. Подумайте, какое дело принесло вам наибольшее чувство удовлетворения и больше всего способствовало укреплению чувства собственного достоинства. Поразмышляйте о том, какой вам видится ваша жизненная роль.
• Представьте, что перед вами лежат мелкие монетки из разных стран. Вообразите, почувствуйте, за что могли рассчитаться этой мелкой монеткой другие люди, прежде чем она попала к вам в руки. Представьте эту сценку и нарисуйте ее.
• Обдумайте ответы на следующие вопросы:
- Выполнение какой работы приносит вам радость и удовольствие?
- Есть ли работа, с которой вы не расстанетесь ни за какие деньги?
- Что вы готовы бесплатно делать для других людей?
• Нарисуйте свое прожитое время в виде часов (круга).
Разделите круг на сегменты. Каждый сегмент отража
ет время, потраченное на определенные дела, досуг.
Часть 2. Источники преображения...
общение с друзьями, карьеру, споры и ссоры, болезни и т. д. Раскрасьте сегменты разными цветами, в зависимости от своего восприятия и ассоциаций.
• Создайте образ своего времени из листа бумаги, потратив на это 3-5 минут. Бумагу можно мять, рвать, жевать и т. д. Дайте название образу. Напишите свою сказку о времени. Затем проанализируйте, нравится ли вам такое понимание времени, заслуживает ли оно пересмотра, переосмысления и большего уважения.
• Нарисуйте линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжите работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками. Риторический вопрос, которым можно подвести
итоги мастер-класса: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится»? Это слова из Книги Екклесиаста, отражающей вечные поиски человеком смысла своей жизни.
Разве наша Уставшая Женщина мало или плохо трудилась? Можно лишь сказать, что она неправильно распоряжалась своим временем. Время — философская категория, справедливая, как сказал один бизнесмен, который знает, что, несмотря на все труды и внешнее преуспеяние, времени на многое не хватает. Время не принадлежит человеку, оно принадлежит непонятным ему законам, природе, космосу, Богу. И может быть, только Бог и определяет, чем наше время жизни будет наполнено. Самым первым требованием Короля было
Глава 16. Мастерская Мужчины с телевидения
такое: «Чувствовать свое внутреннее время, уметь общаться с мудростью Времени». Наши уроки близятся к своему завершению, а специальных упражнений для развития умения управлять своим временем не было. Этому может научить музыка. Слушая музыку, можно и отдохнуть, и научиться видеть образы, на которых говорит музыка. Можно видеть застывшую музыку времени в архитектуре, в ее ритмах и через ее ритмы почувствовать связь времен, то есть связь прошлого и будущего. Слушая музыку, можно понять один важный закон — ничто не принадлежит человеку на земле. Есть миг, настоящее время, «сейчас», и в музыке это особенно чувствуется. Пока музыка звучит, она принадлежит нам, а мы принадлежим ей своими чувствами. Когда музыка заканчивается, мы можем находиться под ее воздействием, но она уже не принадлежит нам. И в следующий момент, когда мы будем слушать ту же самую музыку, мы будем уже другими. В Книге Екклесиаста с поразительной силой показана мимолетность времени, каждого мгновения, которое лишь на миг дается человеку и тут же исчезает навсегда! Но у каждого мгновения есть свой смысл. Как похожи на музыку стихи Екклесиаста о времени: «Всему свое время...: время рождаться, и время умирать; ...время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; ...время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть...» (Екклесиаст, 3:1-8).
Часть 2. Источники преображения...
После Мужчины с Телевидения Уставшая Женщина посетила Арабского Музыканта-целителя, который, помимо прочего, является и философом. Только философски можно принять то, что жизнь неизбежно будет наносить нам раны, каждый день и каждый час, а нам придется их осмыслять и, может быть, заново наносить себе и другим — и так бесконечно. С одной стороны, мы их заживляем, чтобы жизнь вновь стала легкой и естественной; с другой стороны, мы получаем опыт и постигаем жизнь.
Уставшая Женщина не ожидала, что, подходя к мастерской Арабского Музыканта-целителя, она не увидит двери. Двери не было. Висела простая циновка из рисовой соломы и бумаги, сквозь которую была видна комната Музыканта-целителя и слышна приятная музыка.