Запись слов, словосочетаний и терминов
1. Одним из способов сокращения записи является использование стандартных обозначений, применяемых в математических текстах, географических картах, принципиальных схемах и т.п., либо использование созданных самостоятельно пиктограмм, т.е. условных, упрощённых рисунков. Пиктограммами, например, являются дорожные знаки и эмблемы различных видов спорта. Пиктограммы – это мощнейший прием сокращения записи и отличное средство для запоминания: ведь самая сильная память у человека – зрительная. Примеры таких условных обозначений, которые можно применять в конспекте, приведены ниже.
" | каждый, всякий | sin | синус |
$ | существует | % | процент(ы) |
$ | не существует | lim | предел |
= | равно | const | постоянная величина |
≠ | не равно | ¯ | противоположно направлены |
> | больше | возрастает | |
< | меньше | убывает | |
Þ | следует | → | стремится к... |
Þ | не следует | f(x) | функция f(x) убывает и ограничена снизу |
принадлежит | t° | температура | |
не принадлежит | конденсатор | ||
å | сумма | Å | положительный |
Ð | угол | отрицательный | |
ïï | параллельно | треугольник | |
^ | перпендикулярно | ¥ | бесконечность |
2. Буква на службе.
Во многих науках, особенно в тех, где используются математические и другие формулы, устоялась определённая система обозначений. Например, в электротехнике ёмкость обычно обозначают буквой С, индуктивность – L. Если радиоинженер услышит фразу "у этой схемы L в 2 раза больше", то поймёт, что речь идёт об индуктивности. Это и подсказывает нам естественный приём сокращения записи: вместо термина надо использовать соответствующее устоявшееся буквенное обозначение. Например, v – скорость, V – объём, h – высота, рН – кислотность, СО2 – углекислый газ, a – ускорение. Разумеется, лучше использовать латинские и греческие буквы, которые отличаются от русских. С этой точки зрения буква "а" для обозначения ускорения – это неудачное сокращение.
3. Можно использовать уже готовые сокращения слов, приведённые в энциклопедиях, словарях и в ГОСТе 7.12 "Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании". Приведём несколько примеров:
ед. ч. – единственное число, ж.-д. – железнодорожный,
лаб. – лабораторный, к-та – кислота,
кол-во – количество, к-рый – который,
коэф. – коэффициент, т.о. – таким образом,
уд. – удельный, ф-ла – формула,
ф-ция – функция, физ. – физический.
Как видно, при сокращении слов отбрасывается либо последняя часть слова, либо середина, либо оставляются только первые буквы (НИИ, УКВ,...). Окончания у прилагательных и причастий можно смело отбрасывать, так как они легко восстанавливаются по смыслу: эл.-магн. поле – электромагнитное поле, тв. тело – твёрдое тело, космич. станции – космические станции. В некоторых случаях можно дописывать последние буквы окончаний: соц-ный – социальный, соц-кий – социалистический.
Можно вводить и свои собственные сокращения для наиболее часто употребляемых слов и выражений, например: 1 нач. ТД – первое начало термодинамики, 2 з.Н. – второй закон Ньютона, м.б. – может быть, д.б. – должно быть, св-во – свойство, явл. – является, в-во - вещество и т.п.
4. Для повторяющихся слов можно применить приём, используемый в стенографии – после слова ставятся кавычки, означающие, что слово повторяется дважды:
шаг" – шаг за шагом, день" – день за днём,
лучше" – лучше и лучше, год" – из года в год,
мало" – мало-помалу, время" – время от времени.
5. Использование иностранного языка.
Если оказывается, что слово из другого языка короче соответствующего русского слова, то его вполне можно использовать в конспекте. Например, студенты, знающие английский язык, часто пишут if вместо "если", let вместо "пусть", use вместо "использовать" (min – "минимальный", max – "максимальный" или "максимум") и т.п.
Основные рекомендации.
Пиктограммы следует широко применять везде, где только можно: этот приём даёт блестящие результаты и в ускорении записи и в удобстве чтения и запоминания.
Сокращать слова надо до такого размера, чтобы не вызывать двусмысленности при чтении текста.
Сокращения вводите постепенно: 1 – 3 раза в неделю, чтобы успеть без труда привыкнуть к ним. Опыт показывает, что на все изучаемые в школе (вузе) предметы достаточно около 50 сокращений.
Конспектирование фраз
1. Пространственная запись.
Если размещать элементы записи не последовательно, а используя и длину и ширину листа бумаги, то оказывается, что можно значительно сократить число слов, которые надо записать. При этом улучшается восприятие записи (подключается зрительная память).
Исходный текст: "Дефекты в кристаллах бывают макроскопическими и микроскопическими. Микроскопические дефекты бывают точечными и линейными. Точечные дефекты – это вакансия, замещение и внедрение. Линейные дефекты – это краевая и винтовая дислокации."
Конспективная (горизонтальная или вертикальная) запись:
Использование контекста.
Русский язык обладает избыточностью до 75 %. Это означает, что, если из текста убрать случайным образом 75 % символов, то ещё можно будет понять, о чём шла речь. Правда, после удаления 75 % символов текст надо будет уже не читать, а расшифровывать, что для конспекта абсолютно не приемлемо. Однако, можно сократить запись, не теряя её смысла, за счёт простого выбрасывания слов по принципу "слово пишем – два в уме". Например, если темой лекции являются интегральные микросхемы, то из фраз "Интегральные микросхемы применяются для ...", "Достоинствами интегральных микросхем являются: ..." можно оставить: "Применяются для ...", "Достоинства: ...". Смысл легко восстанавливается по контексту: вся лекция об интегральных микросхемах и эти фразы относятся к ним же.
3. Преобразование фразы (т.к. конспект – это запись смысла, а не запись текста). Применение этого приёма требует полного понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и довольно высокой скорости мышления. Однако по ускорению записи этот приём наиболее эффективный. Суть его заключается в следующем: найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в двух направлениях.
Во-первых, подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов. Например, слово "сел" короче слова "приземлился" применительно к самолёту.
Во-вторых, сформулировать то же самое, но другими словами. Рассмотрим, например, математическое утверждение "Класс целых чисел замкнут относительно операции сложения", запись которого содержит 50 символов. Зная, что это утверждение означает, что результат сложения целых чисел также является целым числом, можно записать "å целых = целое" (12 символов) – фраза сократилась в 4 раза.
Использование цвета
Основное назначение цвета – это улучшение восприятия и запоминания конспекта. Для конспекта вполне хватит трёх, максимум четырёх цветов. При конспектировании рекомендуется следующее использование цвета.
1. Выделять цветными чернилами (пастой) заголовки разделов и пунктов (или подчёркивать цветными карандашами). Цветные заголовки существенно облегчают поиск в конспекте нужного материала.
2. Цвет можно применять для концентрации внимания, если необходимо выделить что-то новое, что даётся на лекции или для фиксации типичной ошибки. Например, новый термин можно написать (подчеркнуть) красным цветом, формулу поместить в рамку и закрасить внутреннее пространство рамки жёлтым цветом, неправильную запись можно перечеркнуть крест-накрест зелёными линиями и т.д.
3. Работа цветом по важности: различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Например, можно записывать формулировки законов (теорем) красным цветом, определений – зелёным, а прочий текст – синим (или чёрным). Или это можно подчёркивать соответствующими цветными карандашами.
4. Работа цветом по соответствию: одинаковым цветом записываются как-то связанные между собой части записи. Наиболее применим этот приём в следующих случаях:
– описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей (каждой части – свой цвет);
– запись динамики (последовательность изменений) чего-либо (например, если при изображении движения объекта рисунки накладываются один на другой, то их выполняют разными цветами);
– описание вариантов какого-либо объекта или решения (например, нарисовав схему 1-го варианта одним цветом, можно другим цветом дорисовать к ней необходимые элементы, чтобы получить 2-й вариант).
Работа цветом более наглядна, чем использование жирных, тонких и штриховых линий для рисунков.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гарибян С.А. Школа памяти. М., 1992.
2. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти. М., 1970.
3. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. С.-Петербург, 1995.
5. Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,1979, 1995.
6. Нагорный В.Э. Гимнастика для мозга. М., 1972.
7. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. М., 1994.
8. Как сохранить и улучшить память. Сборник практических рекомендаций. М., 1995.
9. Бузан Т. Скоростная память, М.,1995.
10. Лезер Ф. Рациональное чтение. М., 1980.
11. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быстро читать. М., 1991.
12. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения. М., 1994.
13. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.,1983.
14. Айнштейн В.Г. Скоропись без секретов // Наука и жизнь. 1981. №3.
15. Павлова В.П. Обучение конспектированию. М., 1978.
16. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование. М., 1988.
17. Вексман Р.А. Стенография. Учеб. пособие. М., 1977.
В книжных магазинах в разделах "Психология", "Педагогика" и "Учебная литература" часто появляются новинки литературы по данным темам.
В Интернете материал на эту тему можно найти по ключевым словам:
– память (Википедия);
– мнемоника (Википедия);
– рациональные приемы запоминания;
– как (лучше) запомнить учебный материал;
– приемы эффективного запоминания (учебного материала);
– методы запоминания учебного материала для студентов;
– как сдать экзамен;
– как быстро конспектировать;
– скоростное конспектирование и др.