Два слоя внутреннего мира.
Начнем мы с мира внутреннего. Что такое вообще жизнь во внутреннем мире? Если говорить на наивном языке, то это такое состояние человека, когда он отключен от внешних источников информации, то есть когда по сенсорным каналам ( это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) к нему ничего не поступает. Он сосредоточен на себе, то есть на тех фантазиях, мыслях, чувствах, которые проплывают перед его внутренним взором.
Человека, ориентированного на внутренний мир, Юнг называет интровертом. Но здесь мы должны сделать четкое различение, поскольку внутренний мир человека не однороден, и, следовательно, интроверты бывают разные. Во внутреннем мире очень четко выделяется две разных области, причем они выделяются на любом уровне развития психики — по-видимому, начиная с того момента, когда ребенок осознает себя. Первую часть я условно назову Автономным миром, а вторую — Обусловленным миром. Если говорить о модальностях, или о состояниях сознания (положении точки сборки), то состояние сознания, когда человек находится в Автономном мире, мы назовем интро-интровертным, а человека, для которого оно типично и любимо — интро-интровертом. Состояние сознания, когда человек находится в Обусловленном мире, мы назовем интро-экстравертным, а человека, для которого оно типично и любимо — интро-экстравертом.
Что же это за области внутреннего мира? Автономный мир — это внутренняя реальность, которая создается человеком путем своих собственных внутренних усилий, внутренней работы, фантазии, воображения, и которая обладает определенной устойчивостью, так что практически не зависит от его внешних впечатлений. Типичный пример: человек сам себе сочиняет сказку — там есть особый им придуманный мир со своей флорой и фауной, а также ландшафтами и народонаселением, там могут быть говорящие животные и самосознающие прыгучие подстаканники или канделябры, там между различными существами возникают свои отношения, идут какие-то интриги, оформляется сюжет. Понятно, что это все есть продукт чистого воображения человека, который не зависит от его внешней жизни.
Интро-интровертное состояние человека, когда он полностью поглощен своим Автономным миром, может быть совершенно бессмысленно-хаотичным (таковы неуправляемые грезы), а может быть и конструктивным — сочиняет человек себе сказку, и неплохо сочиняет. Но в любом случае для Автономного мира характерно то, что он никак не используется для взаимодействия с внешним миром. Он — личная собственность данного человека, которая мыслится им как таковая, а не в связи с обстоятельствами его внешней жизни. Он нередко переживается как нечто очень интимное, личное и оберегается от окружающих — и вообще от внешней реальности.
Автономный мир человек творит самостоятельно, хотя и пользуется при этом переработанными образами и сюжетами из внешнего мира. Но, кроме того, он при этом пользуется чисто внутренними источниками, например, своим внутренним «я», трансляциями из Мирового Разума, ноосферы, различных эгрегоров и т. п. Оттуда, изнутри, идут информация, энергия, динамика. И в результате внутри человека возникает весьма своеобразное, лишь ему одному свойственное, автономное образование, резко отличающееся от его Обусловленного мира.
Обусловленный мир — это тот образ мира, который создается внутри человека с целью поддержки его непосредственного внешнего поведения. Это трезвое, а точнее — внешне-ориентированное представление человека о внешнем мире. Это инстанция, специально предназначенная для взаимодействия человека с внешним миром — таким, каким он предъявляет себя этому человеку. Состояние сознания, обращенное к Обусловленному миру, я далее называю интро-экстравертным, а человека, для которого оно наиболее типично — интро-экстравертом.
Между этими двумя частями внутреннего мира есть определенное взаимодействие. В частности, существует нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный мир, и восходящая трансляция из Обусловленного мира в Автономный (рис. 3.2). Далеко не все элементы и образы Обусловленного мира попадают в Автономный, и по пути их ожидает расчленение, модификация, доработка и переработка с целью приспособления их к структуре и фактуре Автономного мира — в этом направлении трудится восходящая трансляция, снабжая Автономный мир необходимыми ему элементами субъективно воспринятой внешней реальности.
Рис. 3.2. Внутренний мир человека: два слоя.
Что же такое нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный? Могу привести пример. Когда у меня возникает желание поведать своему собеседнику о своем интимном, сокровенном внутреннем пространстве — я не могу сделать это без подготовки. Сначала я хотя бы в общем должен представить себе своего партнера — насколько интересны будут ему мои откровения, как он к ним отнесется, насколько окажется доброжелателен и скромен, какие мои слова и образы окажутся ему близкими или хотя бы понятными. И это и означает, что перед тем, как начать реально что-то говорить, я сначала попытаюсь разместить свою интимную информацию (расположенную исходно в Автономном мире) в своем обусловленном мире, и посмотреть, что из этого получится, и лишь затем приступлю к реальной исповеди.
А вот другой пример. Представьте себе женщину, у которой имеется уже взрослый сын. Она сама для себя, то есть в Автономном внутреннем мире, видит его пятилетним мальчиком, и все, что он делает, где-то внутри себя интерпретирует именно так, хотя ее Вовасику уже сорок лет и метр восемьдесят росту. Но вот он приходит домой вечером после работы — и ей представляется маленький мальчик, который бегал где-то на улице, может быть, падал и ушибался, где-то и безобразничал, а сейчас вот вернулся домой, грязный, усталый и голодный, и надо его умыть, накормить и обласкать. Такой образ формируется у нее внутри в Автономном мире. Но этот образ не рабочий, он для нее не функционален, он уместен только наедине с самой собой. Ей все же надо взаимодействовать с реальным взрослым мужчиной, Владимиром Игнатьевичем, солидным, уважаемым человеком, мастером ремонтного цеха, и она свою заботу о нем, интонации и слова, которые хотела бы ему сказать, подвергает определенной цензуре и трансформации. Она ему не говорит, как это звучит у нее в Автономном мире: «Бедный Вовасик, как ты, наверное, устал, давай я тебя умою, накормлю и поглажу по головке», — она знает, что он такого обращения не примет, и переводит эту фразу в Обусловенный мир, где ее сын уже не пятилетний мальчик, а взрослый мужчина, и она ему говорит: «Здравствуй, Володя. Раздевайся, ужин на плите, еще теплый». Заметьте: это совсем другая фраза, и она резко отличается от первой по многим своим модальностям: например, первая идет от Родителя к Ребенку, а вторая — от Взрослого к Взрослому, и их интонации тоже совсем разные. Так работает нисходящая трансляция из Автономного мира в Обусловленный.
Аналогичная ситуация возникает у любого человека, который начинает практически реализовывать давно лелеемый в своем свободном воображении проект, своего рода идеал. Например, вырастает интро-интровертная девушка, у которой уже давно в Автономном мире сформирован четкий образ любимого: она точно знает, каким он должен быть. (Многочисленные слащавые «дамские» романы в очень большой степени ориентированы на создание этого образа именно в Автономном мире.) И этот образ идеального любимого может быть очень ярким, четко обрисованным и весьма энергетичным. Что же происходит, когда в ее жизни появляется реальный мужчина? С одной стороны, его сравнительно похожий образ появляется в ее Обусловленном мире как отражение ее непосредственных впечатлений о новом знакомом. Но затем на этот обусловленный образ накладывается (готовый заранее) идеальный образ, взятый из Автономного мира — и в результате возникает очень большое несоответствие и внутренний конфликт, который чаще всего проецируется вовне, то есть виноватым в несоответствии объявляется новый знакомый.
Искусство жить в большой степени заключается в умении блокировать, когда это необходимо, нисходящий канал, идущий из Автономного мира в Обусловленный. Это умение — начальный этап работы над собой человека, который всерьез взялся за это занятие. Он должен четко разделить в своем внутреннем пространстве Автономный и Обусловленный миры и научиться отслеживать и по своей воле блокировать информационные обмены между ними. Он должен осознать, что смешивание этих миров и неконтролируемые, неосознаваемые им свободные перемещения образов из Автономного мира в Обусловленный ведут порой к катастрофическим последствиям. Неконтролируемые обратные трансляции, то есть свободный переход образов из Обусловленного мира в Автономный, не столь опасен для обычного человека, но ведет к замусориванию его Автономного мира; однако для творческого человека эти трансляции, если не научиться их контролировать, становятся чрезвычайно опасными, и могут иногда парализовать его деятельность или направить ее неудовлетворительным для него образом.
Я еще раз подчеркиваю: Автономный и Обусловленный миры различны у любого человека, независимо от уровня его развития. Если вы повнимательнее посмотрите на человека, когда его внимание сосредоточено на образе внешнего мира, то вы обнаружите, что у него и внешний вид, и осанка, и жесты, и выражение лица совсем не такие, как когда он находится в Автономном мире. Однако стандартный способ самоутешения у многих людей — это наложение реалий и образов Автономного мира на Обусловленный мир — в тех местах последнего, которые для человека огорчительны или травматичны.
Однако не нужно думать, что Автономный мир всегда лучше и светлее Обусловленного. У многих людей он тяжелый, темный, гнетущий — и во многом неприятнее их Обусловленного мира. В частности, для невротиков такая внутренняя диспозиция типична. У таких людей, если они не контролируют нисходящих трансляций, их чисто внутренняя тяжесть идет в Обусловленный мир и его нагружает, делая совершенно неадекватным внешнему миру. А у многих внутренне не проблемных людей, оптимистов по натуре, Автономный мир высветляет Обусловленный — что тоже хорошо в разумных пределах, за которыми стоит совершенная неадекватность поведения человека.
Резюмируя, я могу сказать, что несанкционированный, бесконтрольный один-к-одному перенос объектов Автономного мира в Обусловленный мир означает, как правило, сильный самообман человека и обман им окружающей среды — это тонкое лицемерие, которое приводит к очень негативным психологическим и жизненным результатам, и которое, видимо, лежит в центре большинства так называемых психологических проблем человека (не всегда являясь их источником, но обязательно — важным инструментом). Как именно он происходит, я еще расскажу. Но сначала мы рассмотрим аналогичную структуризацию внешнего мира, которая не менее важна для психологов.