Характеристика Прямоугольника

Прямоугольник символизирует состояние перехода и из­менения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фи­гуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для опреде­ленного человека.

Основной психической доминантой Прямоугольника яв­ляется более или менее осознаваемое состояние замеша­тельства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников - непос­ледовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно менять­ся изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиль жизни. Если вни­мательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода манеру других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Мол­ниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в пове­дении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от кон­тактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам обще­ние с другими людьми просто необходимо, и в этом заклю­чается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пыт­ливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость! Прямоугольники делают то, что никогда раньше не делали: задают вопросы; на это прежде у них не хватало духу. В дан­ный период они открыты для новых идей, ценностей, спосо­бов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчи­вость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольника­ми легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Характеристика Круга

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве­ренно выбирает его, искренне заинтересован, прежде все­го, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжела­тельный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. ста­билизирует группу.

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они об­ладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией -способностью сопереживать, сочувствовать, эмоциональ­но отзываться на переживания другого человека. Круг ощу­щает чужую радость и чужую боль как свои собственные. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолеп­но «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллек­тив и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждо­му. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избе­гают декларировать твердую позицию и принимать непопу­лярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возни­кает с кем-то ссора, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, напри­мер Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, - лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круги проявляют завидную твердость.

Круг - это нелинейная форма, и те, кто уверенно иденти­фицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последователь­ном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления - ориентация на субъективные факторы .пробле­мы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно ска­зать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Характеристика Зигзага

Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная и единственная разомкну­тая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве ос­новной формы, то Вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий - поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и Вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, пос­ледовательная дедукция - это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от А к Я; в связи с этим многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет стро­ить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чув­ство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего яв­ляется синтетический стиль. Комбинирование абсолютно раз­личных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заостре­нием конфликта идей и построением новой концепции, в ко­торой этот конфликт получает свое разрешение, «снимает­ся». Причем, используя свое природное остроумие, они мо­гут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рути­на, шаблон, правила и инструкции, статус-кво - или люди, все­гда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вер­тикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходи­мо иметь большое разнообразие и высокий уровень стиму­ляции на рабочем месте. Они также хотят быть независи­мыми от других в своей работе. Тогда Зигзаги оживают и начинают выполнять свое основное назначение - генериро­вать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не до­вольствуются способами, при помощи которых вещи дела­ются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможнос­тью, чем действительностью. Мир идей для них так же реа­лен, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут нача­ло такие их черты, как непрактичность, нереалистичность, наивность.

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутоми­мые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они не­сдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцент­ричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Инструкция.

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый воп­рос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соот­ветствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполне­ние методики 10-15 минут.

Опросник

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установ­лению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно об­щаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих то­варищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людь­ми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих наме­рений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, кото­рые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и об­щаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товари­щи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомить­ся и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете ини­циативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнако­мой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится про­явить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении воп­росов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою пра­воту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на лроизводстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мне­ние или решение, если оно не сразу было принято товари­щами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в не­знакомый коллектив?

-

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уве­ренным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Наши рекомендации