Формирование и поддержание

Я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представ

ляют собой ваши навыки, способности, знания, ком

петентность и личность? Наша я концепция основа

на на отдельных интерпретациях себя, данных нами,

исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на

нашем собственном восприятии. Основываясь на

собственном опыте, мы развиваем наше собственное

восприятие своих навыков, способностей, знаний,

компетентности и индивидуальности. Например,

если вы считаете, что легко завязываете беседу с не

знакомыми людьми и вам нравится непринужденно

беседовать с ними, то можете сделать заключение,

что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта

как специфического феномена. Например, кто то,

отвергнутый при первой же попытке назначить сви

дание, может воспринимать себя непривлекательным

для противоположного пола. Если последующие

опыты привели к аналогичным результатам, перво

начальное восприятие закрепляется. Даже если пер

вый опыт не повторится немедленно, вероятно, мо

жет потребоваться еще не одна успешная попытка,

чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возни

кает высокая вероятность поверить, что мы облада

ем теми личными качествами, которые у нас ассо

циируются с этим опытом, и эти характеристики

становятся частью нашего общего представления о

себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютер

ные программы, с которыми безуспешно борется

Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя

«компетентно решающей проблемы» в своей я кон

цепции. Ее положительный опыт подтверждает, что

она обладает определенными навыками, следова

тельно, эта характеристика получает подкрепление

как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я

концепция формируется и поддерживается тем, как

на нас реагируют другие люди. Например, если в

ходе «мозгового штурма» один из сотрудников ска

зал: «Вы мыслите действительно творчески», — вы

можете решить, что эти слова как нельзя лучше под

ходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют

Глава 2 · Восприятие себя и других

особенную власть, воздействуя на восприятие себя,

если вы уважаете человека, сделавшего вам компли

мент. Эти замечания более действенны, если сдела

ны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992).

Вы используете высказывания других людей как

подтверждение вашего мнения о себе. Они могут

подтверждать, укреплять или изменять наше воспри

ятие того, кем и чем мы являемся.

Наблюдай и размышляй

Восприятие себя

Каким вы себя видите? Под пунктом 2.1 в рабо

чей тетради нужно перечислить навыки, способ

ности, знания, компетентность и личные каче

ства, которые описывают, каким вы себя видите.

Формируя этот перечень, попытайтесь закончить

предложения: «У меня есть навыки в …», «У меня

способности к…», «Я много знаю о…», «Я компе

тентен в вопросе о…», «Одна часть моей инди

видуальности — это что я…». Перечислите как

можно больше характеристик в каждой катего

рии. Вы должны совершенствовать способность

описывать вашу я концепцию. Проанализируйте

каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы

узнаёте, что обладаете талантом или какими то

качествами. Как этот обзор помог вам понять

материал, который вы изучаете?

Некоторые люди имеют очень детальную я кон

цепцию, они могут описать большое количество на

выков, способностей, знаний по многим вопросам и

личных качеств, которыми они обладают. Чем бога

че наша я концепция, тем лучше мы знаем и пони

маем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справить

ся с трудностями, возникающими при взаимодей

ствии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на

ранних стадиях жизни, и информация, которую мы

получаем от своей семьи, изменяет нашу я концеп

цию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать

ответственность за развитие на основе их слов и по

ступков правильной и сильной я концепции у дру

гих членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя

комната выглядит чисто убранной. Ты очень органи

зованный мальчик», или брат замечает: «Киша, дав

взаймы Томике пять долларов, ты действительно

выручила ее. Ты очень великодушна», — это поможет

Роберто или Кише осознать важную часть своей ин

дивидуальности.

Наблюдай и размышляй

Восприятие вас другими

Как другие видят вас? Повторите упражнения по

восприятию себя из пункта 2.1, но одновремен

но в пункте 2.2 вашей тетради используйте сле

дующие высказывания: «Люди считают, что у

меня есть навыки в…», «Люди считают, что у

меня способности к…», «Люди считают, что я

знаю о…», «Люди считают, что я компетентен

в…». Снова проверьте все пункты перечня. При

помните, кто говорил вам об этих талантах и ха

рактеристиках.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят

вред я образу других, особенно развитию я концеп

ции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички

и постоянно обращать внимание на недостатки дру

гих. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы

ты только немного подумал, этого бы не случилось»,

он разрушает веру сына в свои умственные способ

ности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо*,

сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа,

чтобы быть балериной», она разрушает в сестре вос

приятие грациозности.

Наши рекомендации