В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов этого феномена.
IV Международная олимпиада
По психологии
Для 1-2 курсов ССУЗ
Дорогой участник олимпиады!
Прежде всего, я хочу поблагодарить тебя за то, что ты решил участвовать в олимпиаде центра развития талантов «Мега-Талант». Наш коллектив усердно трудился, чтобы подготовиться к новому сезону олимпиад. Я искренне надеюсь, что ты останешься доволен результатом нашей работы.
Олимпиада, в которой ты участвуешь, поможет тебе повто-рить и лучше усвоить материал, пройденный к настоящему времени. Таким образом мы хотим вдохновить тебя на дальнейшее изучение любимого предмета.
Тебя ждут 15 заданий, которые помогут в первую очередь тебе самому оценить уровень своих знаний. Для наших олимпиад справедливо утверждение: «Главное – не победа, а участие». Я ценю твое решение участвовать в олимпиаде, ведь это показатель того, что ты хочешь совершенствовать свои знания и становиться лучше.
Я верю в твой талант и желаю тебе успехов!
С уважением, директор ЦРТ «Мега-Талант»
Перепелица Д. А.
1. Любой человек занимает несколько позиций в обществе, так как участвует во множестве групп и организаций, характеризуется статусным набором. Что это за феномен?
А) социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;
Б) совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом
В) достигаемый статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Г) место в иерархии статусов
2. Данное психологическое новообразование формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово — серебро, а молчание — золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью. О чем говорится в тексте?
А) вербальный запас Б)вербальный имидж
В) вербальный словарь Г) все варианты верны
3. Какие психологические процессы имеют место в малой социальной группе? Добавьте названия в пустые клеточки.
А) ответственность и зависимость Б) рефлексия и толерантность
В) сплочение и конфликт Г) активность и самоанализ
4. Соотнесите деятельность и признаки:
А | Всякая деятельность | Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий. | |
Б | Только игра | Условие развития психики. | |
В | Только учение | Деятельность, направленная на получение резуль-тата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. | |
Г | Только труд | Деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. |
А) А - 2, Б - 4, В - 1, Г – 3 Б) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4
В) А - 3, Б - 2, В - 4, Г - 1 Г) А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3
5. Согласно одному из альтернативных методов психотерапии, возможно лечение, в процессе которого происходит энергетический обмен между животным и его хозяином. Согласно восточной медицине, у человека все болезни возникают из-за энергети-ческого дисбаланса в организме. Сам процесс заключается в погло-щении плохой энергетики и перера-ботке её животным. Данный метод изображен на картинке, как он называется?
А) гирудотерапия Б) аэротерапия
В) фелинотерапия Г) иппотерапия
6. Соотнесите тип стратегии поведения человека в конфликтной ситуации и его краткое описание:
А | Соперничество | Участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. | |
Б | Приспособление | Уступка партнеров по общению с обеих сторон | |
В | Сотрудничество | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | |
Г | Компромисс | Борьба, конкуренция, стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому |
А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г – 4 Б) А - 3, Б - 1, В - 2, Г - 4
В) А - 2, Б - 4, В - 3, Г - 1 Г) А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2
7. Какое важное психологическое свойство человека иллюстрируется данным изображением?
А) способности Б) характер
В) направленность личности Г) темперамент
8. В 18 веке приобрела известность специальная система, автором которой был Лафатер. С его точки зрения и с позиции его сторонников, челове-ческое лицо считалось зеркалом души, и изучение его строения, конфи-гурации - был основным путём познания характера и внутреннего мира человека. Как называлась эта система?
А) физиогномическая система Б) френологическая система
В) графологическая система Г) все варианты не верны
9. Соотнесите уровни развития реальных контактных групп (диффузия, ассоциация, корпорация, коллектив) по следующим характеристикам:
А | Диффузная группа | Группа, в которой взаимоотношения опосредствуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам, содержанием групповой деятельности. | |
Б | Ассоциация | Группа, в которой взаимоотношения опосредствуются не содержанием груп-повой деятельности, а только разными симпатиями-антипатиями. | |
В | Корпорация | Группа, в которой взаимоотношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. | |
Г | Коллектив | Группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значи-мыми целями. |
А) А - 2, Б - 4, В - 1, Г – 3 Б) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4
В) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1
10. Какая группа черт характера является его стержнем, показателем силы, но в то же время способствует формированию множества других положи-тельных черт характера?
А) волевые черты Б) нравственные черты
В) эмоциональные черты Г) интеллектуальные черты
11. Как называется учение о том, что некоторые психомоторные особенности личности отражаются в почерке, и анализ, изучение индивидуальных особенностей почерка может дать ценную информацию о характере и личности человека?
А) графология Б) графика
В) иконографика Г) граффити
12. Соотнесите виды невербальных средств общения и их характеристики:
А | Визуальные | Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и др.); экстралингви-стические (паузы, смех, кашель, вздохи и др.) | |
Б | Тактильные | Кинетика (движения рук, головы, ног, туловища, походка); поза (осанка, посадка головы); проксемика (организация пространства и времени); выражения лица и глаз; визуальные контакты; кожные реакции (потение, покраснение, побледнение); внешние признаки (пол, возраст, особенности внешности, одежда, прическа и др.) | |
В | Акустические | Приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественные и искусственные запахи человека и др. | |
Г | Ольфакторные | Прикосновения; пожатие рук; объятия; поцелуи. |
А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г – 4 Б) А - 2, Б - 4, В - 1, Г - 3
В) А - 3, Б - 2, В - 4, Г – 1 Г) А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1
13. Соотнесите описание подвидов психологических барьеров и видов, к которым они относятся:
А | Барьеры восприятия и понимания | Психологические препятствия на пути адекват-ной передачи информации между партнерами по общению. | |
Б | Барьеры взаимодействия | Эстетический барьер, разное социальное поло-жение, барьер отрицательных эмоций, психоло-гическая защита, барьер установки, барьер двойника. | |
В | Коммуникативные барьеры | Мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения. | |
Г | Психологические барьеры | Некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать. |
А) А - 2, Б - 3, В - 4, Г – 1 Б) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4
В) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4 Г) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1
14. Какой психический познавательный процесс наиболее полно характе-ризует то, что изображено на картинке?
А) мышление Б) воображение
В) познание Г) фантазия
15. Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные его стороны, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
u счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
u вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
u вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
u пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
u память;
u способность к рассуждению;
u быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил 120 его факторов, он понимал это как умение человека, вернее, психический процесс - понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценива-ние.
В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов этого феномена.
По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения он имеется как потенциальное явление, которое лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Что же это?