Торможение в процессах ВМД

Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Компоненты здоровья. Концепции здоровья. Факторы, определяющие здоровье и болезни. Предболезнь, болезнь. Индивидуальное и общественное здоровье. Оздоровительные доктрины мира.

Понятие здоровье.

На сегодня определяют 365 определений здоровья.

Здоровье –

1) Большая мед. Энциклопедия – здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

2) Вселенная организация здравоохранения – здоровье – это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезненных и физических дефектов.

3) По Казначееву – здоровье индивида – это сохранение и развитие психических физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а так же и индивидуальные и коллективные параметры здоровья.

Компоненты здоровья.

Выделяют несколько компонентов понятия здоровья.

1 уровень (1 компонент)– биологическое здоровье = физиологическое здоровье – связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. 2 группы: 1) Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2) Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

На 100% не зависит от человека.

2 уровень (2 компонент) – психическое здоровье – связанно с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно потребностной сфер личности. От развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и ЗОШ. ПЗ – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям, говоря о ПЗ = нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей установок и мотивов поведения индивида в обществе.

50 на 50% зависит от человека.

….

Концепция баланса здоровья рассматривает динамическое равновесие и поддержание проблемы (факторы среды или факторы поведения).

Существует 2 ключевых измерения здоровья:

1) Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.

2) Потенциал здоровья – способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.

Так же существует понятие ресурс здоровья – это сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья

3) Укрепление здоровья – это силы направленные на улучшение системы баланса.

2 концепция – адаптационная концепция: способность к адаптации себя и среды.

Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает\изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среду.

Способность к адаптации – одно из свойств и условий развития здорового человека.

Различают 2 вида адаптивных изменений:

1) Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия.

2) Кумулятивная адаптация– отличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия. Существуют исходы адаптивного поведения = стадии:

· Присвоение адаптации - состояние удовлетворительной адаптации (крайний срок полгода).

· Состояние полной или частичной адаптации

· Состояние напряжения регуляторных механизмов

· Состояние неудовлетворительной адаптации

· Состояние полома адаптационных механизмов

Переход от здоровья к болезни не является внезапным, между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Предболезни\болезни с примерами на семинар.

Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества. В международной практике для описания общественного здоровья используют:

1) Комплекс демократических показателей: рождаемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни.

2) Показатели заболеваемости

3) Показатели инвалидности

4) Уровень физического развития

Существует такое понятие, как Индекс общественного здоровья (ИОЗ) –соотношение факторов здорового и не здорового образа жизни.

Основные показатели общественного здоровья:

1) Показатель рождаемости. Показатель рождаемости в России составляет 7-9 на 1000 населения, а смертность 14,2 на 1000 населения.

2) Показатель смертности. Показатель смертности от всех причин среди мужчин на 100 000 в России 1640, в США 1089, в Канаде 983, в Японии 809. Среди женщин на 100 000 в России 870, в США 642, в Канаде 567, в Японии 471. Смерти по причине ССЗ – 54%, от новообразований 17%, несчастные случаи 16%, от болезней органов дыхания 5%

3) Показатель естественного прироста (разность между смертностью и рождаемостью). Рождается 10 человек, а умирает 15 на тысячу населения. С 1992 года прирост населения стал отрицательным, а Россия стала депопуляционной страной: за год рождается меньше людей, чем умирает.

Одним из важнейших показателей здоровья населения – уровень младенческой смертности. В 2010 году в России он достиг 19,86 на 1000 новорожденных, в США 8,4, в Японии 5,3.

4) Показатель младенческой смертности.

5) Показатель перинатальной смертности – смертность детей старше 1 года выросла за последние 10 лет на 35%. Причины смерти на 1ом месте – несчастные случаи, отравления и травмы. 46,6% – от года до 4х, и 76% от 15 до 19 лет.

6) Показатель детской смертности. В России 17,8 на 1000, в США 9, в Канаде 7, в Японии 4.

7) Показатель заболеваемости + показатель болезненности. За последние 5 лет чистота онкологических заболеваний среди детей и подростков увеличилась на 13%, эндокринных на 29,5%, болезней крови 35,4%, астма на 40%, болезни органов пищеварения 21,6%. По данным МЦРФ из 6 млн. подростков 15-16 лет у 94,5% диагностируется различные заболевания, 1\3 которых из которых ограничивает выбор профессии.

В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. За 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%, 75% из них имеют хронические заболевания.

Индивидуальное здоровье

В практической медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы. Норма – биологический оптимум живой системы. Нормально для человека то, что является для него оптимальным. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов.

Большое значение имеет самоконтроль. Самоконтроль – самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности и в ответ на физические холодовые и иные нагрузки.

1) Объективные показатели

Проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком, и сравнимы с предыдущим состоянием: длинна -тела, -рост, -масса тела, -окружности тела и его частей, -частота и ритмичность пульса и дыхания, - температура тела, -окраска кожи, - характер потоотделения, -устойчивость внимания, -координация движений

2) Субъективные показатели

Относится к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья: -отсутствие или наличие болезненных ощущений, -степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, -отношений к окружающему, -настроение, -желание работать, -усталость, -полноценность сна, -аппетит, -бодрость, -самочувствие, -активность.

Показатели индивидуального здоровья:

-Генетические

-Биохимические

-Метаболические

-Морфологические

-Функциональные

-Психологические

-Социально-духовные

-Клинические

Оздоровительные доктрины мира

Выделяют 3 основные доктрины:

1) Доктрина Соломона – здоровье есть мудрость жизни. Около 80% причин всех болезней лежит в нарушении человеком мер жизни.

2) Доктрина Сократа – в ее основе лежит рационализм в отношении к своему здоровью: «Человек! Познай самого себя», «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Доктрина направлена на физическое совершенство человека. Возникла и получила свое развитие в Европе.

3) Доктрина Конфуция (Восточная доктрина) – «Ты хочешь быть здоровым – сотвори себе здоровье», Подчеркивает духовную силу человека, который силой своей воли может совершенствовать себя

Следовательно, объединив 3 доктрины, существует правило, «Человек познай, сотвори и измени себя».

Утомление. Виды. Торможение в процессах ВМД. Фазы работоспособности. График суточной периодичности физиологических процессов. Функциональные нарушения ВМД. Стресс виды. Адаптация. Фазы. Сон. Значение сна. Фазы сна. Значения быстрого сна. Загадки дельта-сон. Гигиенические требования к организация сна.

Утомления и виды.

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

Возникает: -вследствие истощения внутренних ресурсов организма человека, -в результате рассогласования в работе систем, обеспечивающих деятельность.

Факторы, способствующие развитию утомления:

-Монотонность работы

-Плохие условия труда

-Отсутствие мотивационной основы трудовой деятельности

-Негативная результативность труда

Длительная, чрезмерная или монотонная работа вызывает утомление

Биологическая роль утомления –охранительная реакция организма

Физиологическая основа утомления – связано: а) с развитием охранительного торможения в клетках коры головного мозга б) с нарушением проведения импульсов в синапсах

Утомление проявляется в снижении работоспособности

Проявление утомления:

-Понижается производительность и качество труда (поведенческий уровень)

-Затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность нервных процессов (физиологический уровень). Существует такое понятие, как процесс суммарного утомления

-Нарушение внимания, памяти, эмоционально-мотивационное состояние (на психологическом уровне).

Фазы работоспособности:

1) Врабатывание

2) Оптимальная трудоспособность

3) Утомление: а) предутомление б) выраженное утомления

Но иногда за счет положительных эмоций организм мобилизует свои ресурсы – явление «конечного порыва».

В течение дня точно такая же динамика, и если рассматривать по неделям, она тоже повторяется. Следовательно, это общая закономерность, не зависящая от того, какой промежуток времени мы рассматриваем.

Предутомление:

-Ослабление активного внутреннего торможения (дифференцировка).

-Возбуждение преобладает над торможением, следовательно, двигательное беспокойство, ерзанье, разговоры

Выраженное утомление:

-Торможение преобладает над торможением

-Снижение скорости и точности работы

-Удлинение времени работы и ответных реакций (долго думать)

-Апатия, зевота, сонливое состояние

Предутомление не наносит вред здоровью

Выраженное утомление наносит вред здоровью

Накопившееся утомление способно перейти в переутомление – болезненное состояние организма (патология – требует специального лечения, отстранения от учебы и работы)

Симптомы переутомления:

-Стойкие нарушения внимания и памяти

-Нарушение ритма сна

-Бессонница

-Головные боли

-Ухудшение аппетита

-Раздражительность

-Снижение сопротивления организмом инфекционным заболеваниям

-Травматизм

Предупреждение переутомления – одна из важных задач при организации режима труда и отдыха

Торможение в процессах ВМД

Высшая нервная деятельность базируется на условных рефлексах

Биологическая роль условного рефлекса –максимально полное приспособление организма к окружающей среде.

За ненадобностью условные рефлексы исчезают, угасают, тормозятся.

Биологическая роль торможения условного рефлекса –с течением времени организм накопил бы огромные количества условных рефлексов, которые в новых изменяющихся условиях были бы ему уже не нужны

Виды торможения:

1) Внешнее = безусловное торможение

Связано с появлением сильного очага возбуждения несвязанного с данным условным рефлексом, то есть за пределами рефлекторной дуги – это врожденное качество!!!

Примеры безусловного внешнего торможения:

Встреча двух возбуждений: ребенок перестает есть, если в комнату входит кто то посторонний, даже если голоден; Неприятный разговор за едой

Доминанта: когда возникает стойкий очаг возбуждения, то близ лежащие очаги находятся в состоянии торможения: проезжаем остановку, зачитавшись книгу

Охранительное торможение:

А) Запредельное:

-При действии сверхсильного раздражителя (впадение в состояние ступора при попадании в поток машин и криках сзади; потеря близкого)

-При длительном действии раздражителя, даже слабого (капанье из крана; монотонная речь)

Б) Сон

2) Внутреннее = условное торможение

-Развивается внутри дуги условного рефлекса

-Возникает не как внешнее, а постепенно в результате активной деятельности коры

-Это приобретенное качество

Примеры:

Угасание: если условный рефлекс не подкреплять, то он угасает

Угасание лежит в основе забывания

Угасание у детей происходит медленней, чем у взрослых => медленнее избегание от вредных привычек

Запаздывание: развивается если во времени постепенно отодвигать подкрепление условного раздражителя безусловным.

Результат: проявление условного рефлекса будет наступать через несколько минут.

Дифференцировка: в основе лежит различение сходных раздражителей (на 3ем месяце жизни)

Условный тонус: возникает при разных требованиях двух людей.

Высшее торможение: связано с волевым актом, когда человек жертвует чем то, во имя другого человека.

Все виды внутреннего торможения целенаправленно формируются в процессе воспитания.

Болезнь. Предболезнь. Факторы влияющие.

Вред и польза эгнергетических напитков, кальяна и т.д.

Вступление, я выбрал эту тему потому то

Положительные и отрицательные моменты, воздействие данного момента на органы и системы органов особенно подростающего организма

Рекомендации предложения по данной темы (ученые).

Заключение (я в процессе работы пришел к тому то тому то).

Наши рекомендации