Диаграмма 2 ранняя родительская депривация у девочек и девушек с нормальным интеллектом и девиантным поведением
Первые 6 показателей сравнивались по степени их наличия в каждой из исследованных групп подростков. Производилось сравнение выборочных вероятностей показателей. Структура факторов в каждой группе определялась с помощью метода главных компонент с выделением двух факторов и последующей Varimax-ротацией. Использовалась статистическая программа NCSS-2000.
Результаты исследования показали связь ранней родительской депривации и девиантного поведения в подростковом возрасте у мальчиков. По отношению к подросткам с отклоняющимся поведением, но без признаков депривации, у мальчиков основной группы достоверно чаще встречаются делинквентность, алкоголизация/наркотизация и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР). В результате многофакторного анализа оказалось, что делинквентность/наркотизация и СПУНР/время начала проявлений девиантного поведения формируют факторы у подростков с депривацией в раннем детстве и отклоняющимся поведением. У подростков с отклоняющимся поведением и без депривации структура факторных групп иная, 1ый фактор: бродяжничество/суицидальное поведение/делинквентность/СПУНР; 2ой фактор: время начала проявлений девиантного поведения/токсикомания. Кроме того, максимальная нагрузка у мальчиков основной группы падает на факторы делинквентности и СПУНР, тогда как у подростков без депривации это – бродяжничество и время начала проявлений отклоняющегося поведения.
При сравнении депримированных в раннем возрасте мальчиков с нормальным интеллектом и подростков с легкой степенью умственной отсталости также оказалось, что структура факторных групп разная. Наиболее весомым у олигофренов является фактор делинквентности/бродяжничества.
При отсутствии отца в возрасте с 3-х до 18 месячного возраста, у мальчиков и юношей девиантное поведение проявлялось наиболее часто.
Чем тяжелее проявления отклоняющегося поведения, тем более выражена отцовская депривация. Например, отец 18 летнего В.А. утонул, когда мальчику было 3 месяца. У В.А. отмечаются реакции протеста и эмансипации, приводящие к уходу из дома (РПЭПУ), СПУНР, делинквентность и суицидальное поведение.
У девочек с ранней родительской депривацией девиантное поведение достоверно проявлялось при воспитании в государственных учреждениях. Такая же тенденция отмечается, если девочка была удочерена после 1,5 лет, не достигающая, однако, статистически достоверного уровня. В этом случае, по-видимому, привязанность была окончательно сформирована к биологическим родителям, персоналу домов ребенка и не смогла трансформироваться в привязанность к новым родителям.
Девочки с отклоняющимся поведением (11 из 26), часто имели асо-циальную, периодически оставлявшую их в раннем детстве на попечение других людей, мать (частичная материнская депривация). Массивность депривации и объем девиантного поведения у девочек также является статистическими достоверными. Структура факторов при многофакторном анализе у девочек основной и контрольной групп также отличается. У девочек с нормальным интеллектом и депривацией обращает на себя внимание наибольший вес фактора – наркотизация/сексуальные расстройства. В контрольной группе девочек вообще отсутствуют сексуальные расстройства (поэтому данный фактор не обрабатывался NCSS), а фактор наркоманического поведения имеет низкий вес. Эти девочки демонстрируют сплав делинквентности, агрессивности и суицидального поведения. У умственно отсталых наиболее весомы делинквентность и СПУНР, что напоминает распределение нагрузок факторов у мальчиков с нормальным интеллектом и депривацией.
Результаты свидетельствуют о том, что структура отклоняющегося поведения у подростков, имевших раннюю родительскую депривацию, и у подростков без признаков депривации разная. Депримированные мальчики-девианты чаще демонстрируют делинквентность, алкоголизацию/наркотизацию и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР).
Нельзя не отметить, что умственная отсталость у депримированных мальчиков-девиантов способствует более выраженному проявлению делинквентного поведения и присутствию такой категории отклоняющегося поведения как бродяжничество.
Депримированные девочки-девианты по структуре отклоняющегося поведения отличаются от недепримированных девочек с нормальным интеллектом и девочек-олигофренов. Наиболее весомым у них является фактор, сочетающий наркотизацию и сексуальные расстройства.
Тогда как девочки из контрольной группы и девианты-олигофрены демонстрируют поведение, напоминающее по факторной структуре мужское отклоняющееся поведение. У олигофренов в структуру факторных групп не входят суицидальные попытки и бродяжничество по сравнению с депримированными подростками, имеющими нормальный интеллект.
У девочек, воспитывавшихся невнимательной асоциальной матерью в раннем возрасте или в государственном учреждении, возникают трудности на пути приобретения способностей поддержать домашний очаг, создать уют и доброжелательность в семье. Основные проявления их поведения: сексуальные отклонения, проявлявшиеся в раннем начале половой жизни, сексуальной расторможенности и наркотизация.
Таким образом, при полной родительской или частичной депривации в течение первых полутора лет жизни у подростков отмечается отклоняющееся поведение отличное от девиантного поведения детей без депривации. Причем у мальчиков различия в констелляции отклоняющегося поведения наиболее достоверны. Перечень вариантов отклоняющегося поведения, исходя из психопатологической концепции Ковалева В. В.- Личко А. Е., выглядит одинаковым. Однако, детям с депривацией в возрасте до 1,5 лет, нормальным интеллектом, детям с депривацией и умственной отсталостью присущи различные профили такого отклоняющегося поведения. Юноши-подростки с нормальным интеллектом бессознательно и сознательно склонны «винить во всех своих бедах» близких, поэтому острие агрессии и манипулирования направленно на них (особенно на мать). Общество также «получает по заслугам», как выражаются некоторые психоаналитики, они «мстят» всем окружающим за свое жестокое раннее детство, поэтому воровство, подлог, жестокость по отношению к сверстникам и старшим так часто встречается у них (проявления делинквентности). Делинквентность также присуща подросткам-мальчикам с расстройством привязанности и сниженным интеллектом, что и депримированным с нормальным интеллектом и, вероятно, по тем же причинам. Бродяжничество нам представляется замещающей формой поведения в поисках новых объектов привязанности.
У девочек с расстройством привязанности трактовка не столь однозначна. Вместе с тем, раннее начало половой жизни, сексуальная расторможенность у подростков с нормальным интеллектом вполне объяснима с позиций эволюционного подхода. Почему депримированные девочки с умственной отсталостью демонстрируют такое же поведение как депримированные мальчики с нормальными интеллектом? По-видимому, нормальный интеллект вместе с половыми психологическими особенностями «уберегает» девушек от крайних поступков. Вероятно, этот «тормоз» не срабатывает при сниженном интеллекте.
Итак, по сравнению с позицией о возможности критического периода привязанности к родителям в младенческом возрасте, мы выдвигаем концепцию наличия в течение первых полутора лет жизни ребенка двух респонсивных периодов в развитии привязанности. Это первые часы или дни жизни и период от 8 до 14 месяцев. Наши данные свидетельствуют о сформированности зрительных и пищевых предпочтений младенца к концу первой недели жизни. Литературные данные показали сформированность запаховых, слуховых, кинестетических предпочтений приблизительно к этому же времени. Второй период или период «тревоги восьмимесячных детей» при разделении с матерью хорошо известен и детально изучен с помощью психологического эксперимента «ситуация с незнакомцем». Проведенное нами исследование зрительного предпочтения подтверждает эти работы. По-видимому, отличие респонсивного периода от чувствительного периода, принятого в этологии, заключается в отсутствии полной зависимости взрослого поведения от качества стимула, воздействующего на протяжении периода, страховке или дублировании предыдущего периода последующим. Следовательно, расстройства привязанности, проявляющиеся отклоняющимся поведением в подростковом возрасте, возникают при условии, что ребенок испытывал депривацию не менее двух раз в возрасте до 1,5 лет или депривация захватила весь этот период (как в приведенном катамнестическом исследовании).