Сущность, виды, характеристика памяти.
Сущность памяти.
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Большинство людей оценивают собственную память как явно недостаточную или даже очень плохую и неспособны полностью эксплуатировать её возможности. На самом деле плохая память – это иллюзия, которую человек создаёт для обеспечения собственного психологического комфорта.
А теперь, давайте с вами попробуем оценить вашу память по методике Т. Дембо: Вам предлагается вертикальная шкала, которую можно условно назвать «шкала ума». На верхней отметки шкалы находятся самые умные люди, на нижней соответственно – самые глупые. Н шкале есть ещё одно деление – «средние», на котором условно располагаются люди со «средним» умом.
Ум Память
Самые умные Средние Самые глупые | Самая хорошая память Средние Самая плохая память |
В действительности, возможности памяти человека потенциально безграничны; проблема заключается в том, что чаще всего человек неэффективно использует возможности собственного мозга ( от 4% до 10% от всего ресурса). По данным отечественного специалиста в области кибернетических основ памяти Л.И. Куприянович «… достаточно эффективно использует возможности мозга лишь 1% населения земного шара».
Чтобы конкретно представить объем памяти человека, мы переведём 10 15 бит – это 125 000 000 мегабайт. Для записи такого информационного объёма потребовалось 87 000 000 дискет. Для перевозки такого объёма дискет понадобится железнодорожный состав примерно из 20 товарных вагонов.
Покупая какую-то аппаратуру вы обязательно изучаете инструкцию, как использовать данный предмет. Но при этом, нет инструкций как использовать вашу память.
Различают следующие процессы памяти.
Запоминание— запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение— удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение— активизация закрепленного ранее содержания психики.
Узнавание— сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
Различают следующие виды памяти.
Наглядно-образная— это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы.
Словесно-логическая — память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.
Двигательная— память на движения.
Эмоциональная— память на переживания.
В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.
Механическаяпамять — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Логическая(смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что ивосприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.