Командное функционирование
Группа подчиненных работников – это еще не команда, а только набор людей, зачастую преследующих разные цели.
В общем смысле команда – это единое целое, коллектив людей-единомышленников, объединенных общей целью. Именно общность целей – главное условие формирования команды. Как правило, командам предоставляется определенная (иногда очень большая) автономия в принятии решений, определении путей решения задач, распределении ресурсов, трудовых обязанностей и вознаграждения.
Практика показывает, что работа в команде положительно сказывается на мотивации работников, их удовлетворенности трудом, повышает их взаимопонимание и взаимопомощь, снижает уровень конфликтов и в целом увеличивает эффективность решения производственных задач.
В результате многочисленных исследований специалистов и наблюдений практиков были выявлены следующие признаки эффективно действующей команды:
- члены высокоэффективной команды имеют четкое представление о целях коллективной деятельности и готовы поступиться ради их достижения своими собственными интересами;
- члены высокоэффективной команды имеют необходимый уровень профессиональной подготовки и развития профессионально значимых навыков, их профессиональная подготовка носит взаимодополняющий характер;
- отношения между ее членами основаны на принципах взаимного доверия и взаимной поддержки, люди ценят друг друга и свою принадлежность к команде;
- в высокоэффективной команде отлично налажено взаимодействие, их члены способны в доступной форме передавать информацию, обсуждать и преодолевать путем переговоров возникающие разногласия.
Как же подобрать хорошую команду? Один из преуспевающих американских бизнесменов П. Хокен, автор нескольких бестселлеров на экономическую тему, советовал: «Нанимайте людей, которых вы уважаете. Никогда не берите на работу людей, на которых вы смотрите сверху вниз и о которых вы думаете хуже, чем о себе. Люди, с которыми вы работаете, - … вот что составляет для вас «окружающую среду». Если вы хотите улучшить ее, не нанимайте первых попавшихся, а берите на работу только лучших». Менеджеры, которые формируют команду из своих же служащих, чаще всего используют социометрический метод: каждому члену коллектива ставится задача и предлагается выбрать двух партнеров для ее решения, конфиденциально сообщив свой выбор менеджеру. Затем начальник составляет схему предпочтений (она называется социограммой), которая четко отображает реальные отношения в коллективе. Руководителю остается выбрать лидера и приступить к формированию групп. Этот метод позволяет отобрать в команду самых уважаемых в коллективе людей, а значит, самых лучших работников; кроме того, руководитель получает полную картину социально-психологического климата в коллективе.
Американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс считают, что наиболее эффективным управление будет в том случае, если каждый член команды в душе предприниматель. Отсюда следуют четыре основных качества сотрудника управленческой команды: опора на собственные силы, стремление к независимости, жажда успеха, склонность к риску.
Стадии становления команды. Американский исследователь Б. Басс выделяет четыре стадии процесса становления команды:
1) принятие членами группы друг друга. На этой стадии устраняются недоверие, настороженность и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать;
2) развитие коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений. Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения делают группу способной к принятию коллективных решений;
3) формирование групповой солидарности. Эта стадия является логическим продолжением и следствием расширения коммуникаций, роста доверия и укрепления чувства групповой идентичности. Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг другу;
4) стремление к максимализации группового успеха с помощью рационального использования индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых заданий. Эта стадия характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело.
Об эффективности команды свидетельствует ее способность добиваться нужных результатов.
В результате обширных исследований, проведенных во многих странах, определены следующие отличительные характеристики высокоэффективной команды:
- наличие хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;
- высокое качество и высокая производительность;
- высокая степень удовлетворенности своей деятельностью;
- сотрудничество членов таких команд друг с другом;
- сбалансированность состава в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, и их навыков;
- уважение, испытываемое к менеджеру, который подает пример членам команды;
- высокая степень автономности;
- способность быстро учиться на собственных ошибках;
- ориентированность на клиента, потребителя;
- наличие навыков оптимального решения проблем и регулярный контроль за разрешением;
- хорошая мотивированность.
Развитию команды, ее ценностно-ориентационному единству могут способствовать такие факторы, как:
- воздействие на процесс групповой самоидентификации путем введения специфических атрибутов, девизов;
- фиксация внимания на особой функции группы, отличающей ее от других;
- культивирование традиций, обрядов;
- культивирование мифов, в том числе мифа о герое;
- создание пространственно-временных предпосылок для взаимодействия группы;
- обеспечение условий, способствующих формированию эмоционального компонента групповой сплоченности (позитивных эмоциональных сопереживаний);
- использование фактора соревнования (конструктивной конкуренции).
Однако следует помнить, что практика командных методов работы может вызвать проблемы, связанные с особенностями ее применения. Так, цели команды могут не совпадать с целями организации, что в результате может отрицательно сказаться на деятельности предприятия. Для формирования команды нужно достаточно много времени, таким образом, возрастают затраты на обучение и подбор кадров. В ряде случаев использование коллективных форм работы приводит к снижению индивидуальной ответственности.
В связи с этим менеджеру следует внимательно анализировать ход командной работы и вовремя принимать корректирующие меры.