Примеры «мифических» утверждений
При воздержании у мужчин развивается импотен-
ция.
Под наркотиком усиливаются сексуальные ощущения.
С первого раза не беременеют.
Быть девственником — это неприлично.
В жизни все нужно попробовать.
Порядочная девушка не будет носить в сумочке
презерватив и предлагать использовать его своему
молодому человеку.
Одеваясь вызывающе, девушка показывает свою
доступность.
Согласие на сексуальные отношения является до-
казательством любви.
Если молодой человек в 18 лет является девствен-
ником, с ним что-то не так.
Главное в сексуальных отношениях — это хорошо
овладеть техникой секса.
Секс интересует людей только в молодости.
Половой акт без презерватива является призна-
ком доверия партнеров друг другу.
Заниматься сексом в презервативе — это все рав-
но, что нюхать розу в противогазе.
Занятия онанизмом всегда ведет к импотенции.
Размер половых органов влияет на качество секса.
«Мозаика» (30 мин.)
Цель: закрепить знания по теме «Строение муж-
ской и женской репродуктивной системы».
Материалы: необходимо заранее подготовить мо-
заику. Ее можно сделать из стандартных плакатов с
изображением женской и мужской репродуктивной
систем (формат плаката — А 4). Разрежьте плакат
так, чтобы получилась мозаика.
Участникам предлагается разделиться на две ко-
манды и правильно собрать полную иллюстрацию
женской или мужской репродуктивной системы. Ко-
манда, выполнившая это задание первой, выигрывает.
«Степень доверия» или «Ефросинья
и Ануфрий» (25 мин.)
Цель: обсудить вопрос о том, насколько сексуальные партнеры
должны доверять друг другу в вопросах здоровья.
Материалы: лист ватмана, маркер.
Упражнения начинаются с провокационных вопросов ведущего группе.
Если ты любишь человека, тебе не придет в голову
усомниться в нем. Это так?
По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП?
Только тот, у кого было очень много партнеров дол-
жен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь?
После того как группа обсудит проблему в течение
10 мин., тренер предлагает группе поясняющую схе-
му про Ануфрия и Ефросинью. Важно, чтобы рассказ
подкреплялся рисунками.
Схема: «Ефросинья и Ануфрий»
Жили-были на свете молодые люди Ефросинья и
Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили
друг друга. У них никогда раньше не было таких чис-
тых и доверительных отношений, такой настоящей
любви.
Обозначим их так.
^
Все, что было в прошлом у каждого, не имело для
них никакого значения. Это были случайные встречи,
несерьезные отношения, да и было их совсем не
много. У Ефросиньи был один короткий, летний ро-
ман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с
2-мя девушками.
У бывшего друга Ефросиньи было много девушек,
он вообще был человек несерьезный. И одна из быв-
ших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за
этого они и расстались. А вторая просто уехала в
другой город и бросила его.
И у тех, в общем — то посторонних людей, тоже
были какие-то сексуальные отношения в прошлом.
Если расширять эту схему дальше, то люди, кото-
рых мы изобразим, наверняка не знакомы главным
героями. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже
не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? По-
тому что, вступая в незащищенные сексуальные от-
ношения даже с очень любимым и близким челове-
ком, мы одновременно контактируем с микрофлорой
всех его предыдущих партнёров, а также тех, с кем
раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит
это ужасно. Но микробам все равно, в половых путях
какого человека жить, да и мораль им не знакома.
Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме
граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об
этом. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и
доверие.
Постоянное использование презервативов помо-
жет сохранить здоровье и избежать неприятностей.
Проводя эту игру, ведущему проще использовать
символы: девочка — , мальчик — ä
«Безопасное поведение»(40 мин.)
Группа делится на 3 подгруппы. Работая в малых
группах, участники должны выработать аргументы
«за» и «против» каждого из перечисленных вариан-
тов поведения, снижающих риск инфицирования
ВИЧ, заражения ИППП и нежелательной беременно-
сти для подростков:
отказ от начала сексуальных отношений,
регулярное использование презерватива.
Каждая группа представляет результаты своей ра-
боты.
Наиболее тщательно следует обсудить аргументы
«за» и «против» отказа от секса. Если основная мас-
са участников обсуждения не может привести до-
стойных аргументов против начала половой жизни,
то, возможно, следует уделить этому больше времени
или провести отдельное упражнение, игру.
В результате обсуждения, ведущий подводит груп-
пу к выводу о том, что, если молодой человек все же
принимает решение начать сексуальные отношения,
то лучшим средством защиты от ИППП и нежелатель-
ной беременности является презерватив.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»
Эти упражнения помогают участникам определить
причины и опасность для человека такого явления, как
«зависимость», в том числе, зависимость от наркотика.
«Что такое зависимость» (20 мин.)
Цель: выявить уровень знаний участников; выяс-
нить, как участники определяют понятие «зависи-
мость»; дать определение зависимости.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участ-
ника, лист ватмана, маркер.
Участникам предлагается записать на листах бума-
ги ассоциации, которые возникают, когда они слы-
шат слово «зависимость».
После чего участники по кругу говорят записанные
ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записы-
вает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты,
которые повторяются, можно отмечать «галочками»).
В результате обсуждения, тренер подводит группу
к правильному определению понятия «зависимос-
ти», разъясняет его смысл.
«Ассоциации» (вариант 1)
(15 мин.)
Цель: определить уровень знаний участников
группы. Создать основу для более глубоко содержа-
ния работы и дискуссий.
Материалы: ручки; листы бумаги на каждого уча-
стника.
В игре обязательно участвует вся группа. В ходе
игры определяется исходное отношение группы к
проблеме. Дается задание: «назовите 1—2 слова,
которое приходят вам на ум, когда вы слышите «нар-
котики», «наркомания», «зависимость».
Игра может быть проведена в 2-х вариантах —
устно или письменно.
1 вариант: участники по кругу высказывают 1—2
ассоциаций, которые вызывают эти слова.
2 вариант: участники получают по небольшому
листку бумаги, на котором записывают свои ассоци-
ации к этим словам.
После этого все названные ассоциации обсужда-
ются, выясняются причины возникновения подоб-
ных ассоциаций и описывается миф о наркомании в
нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.
«Провокационные тезисы»
Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании
для подростков, и оценить их базовый уровень ин-
формированности.
Ведущий предлагает рассчитаться на 1, 2 номера.
Обсудить несколько предложенных им высказыва-
ний. При этом 1-ые номера высказываются «за», 2-
ые — «против».
Провокационные тезисы
Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет об-
щества, свободного от наркотиков.
Только у людей, живущих вне общества, возможны
проблемы с наркотиками.
Наркоманам нельзя помочь.
Милиции следовало бы принимать более реши-
тельные меры в отношении наркоманов.
Молодежь слишком мало информируйте наркоти-
ках.
Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
Наркотики нужно легализовать.
Каждый человек хоть раз в жизни пробует нарко-
тик.
«Насвай» помогает бросить курить.
От марихуаны не развивается зависимость.
«Мифы» (30 мин.)
Цель: информировать участников, развеять мифы.
Материалы: таблички с надписями «да» — «нет».
Таблички прикрепить на противоположные стены.
Зачитайте спорное утверждение, предложите участ-
никам встать возле одной из табличек («да» или
«нет»). Каждый участник должен отстаивать свою
точку зрения. После обсуждения разъясните спор-
ные моменты (можно использовать статистические
данные).
Мифы
Наркомания — вредная привычка.
Достаточно 1 раз уколоться — и станешь наркома-
ном.
Все наркоманы и проститутки — конченые люди.
Марихуана безвредна.
Наркомания неизлечима.
Нельзя дружить с наркоманом.
У каждого есть своя собственная зависимость.
«Чистые наркотики безвредны».
Легализация наркотиков приведет к снижению
преступности.
Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчас-
тью.
Человек имеет право осознанно употреблять нар-
котики. Этим он не приносит вреда окружающим.
Продажа наркотиков, контролируемая врачами,
сможет с наименьшими потерями предотвратить
привыкание к наркотикам.
«Высказывания» (60 мин.)
Цель: мотивация подростков к получению инфор-
мации; развитие способности аргументировать и
конструктивно участвовать в дискуссии; формирова-
ние навыка высказывать собственное мнение.
Материалы: карточки с высказываниями на каж-
дого участника.
Тематическое разнообразие высказываний даст
приблизительное представление об аспектах нарко-
мании и ее профилактики. Предложенные утвержде-
ния должны отражать мнения, интересы и условия
жизни участников группы, чтобы они могли иденти-
фицировать себя с этими высказываниями. Настоя-
щая дискуссия состоится лишь в том случае, если вы-
сказывания будут содержать провоцирующие тези-
сы, спорные моменты.
Участники группы получают по листу с подготов-
ленными высказываниями (утверждениями). Дается
10—15 мин., чтобы подумать над отдельными ут-
верждениями. Высказывания, с которыми участники
согласны, помечаются.
При подведении итогов обсуждаются высказыва-
ния, по которым участники затрудняются принять ре-
шение. Это касается тех высказываний, о которых
участники недостаточно информированы, они требу-
ют дополнительной информации, чтобы иметь воз-
можность согласиться с высказываниями или опро-
вергнуть его.
Возможные высказывания
Люди, употребляющие наркотики, опасны, т.к. они
совращают других.
Наркотики — это повседневность для подростков.
Алкоголь хуже, чем гашиш.
Алкоголь — это средство, от которого можно стать
зависимым.
Подростки принимают «лекарство», чтобы успоко-
иться перед «контрольной» или экзаменом.
Если человек пьет и курит осознанно в умеренных
дозах, то у него не возникнет зависимости.
Человек, убегающий от конфликтов, скорее под-
вергается возможности стать наркоманом.
Доводы учителя, который курит, но запрещает уче-
никам, выглядят неубедительно.
Иметь возможность достичь состояния опьянения
— одна из радостей жизни.
Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в
понимании своих друзей и взрослых.
Дискуссия «Мой друг зависим от
наркотиков» (15 мин.)
Цель: выработать несколько различных стратегий
поведения, которые позволяют не вступать в созави-
симые отношения с наркопотребителем; дают воз-
можность сохранить личную безопасность и в то же
время помочь близкому человеку.
Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как
следует строить отношения с другом, употребляю-
щим наркотики?». Участники высказывают свои идеи
и мысли на заданную тему. Высказывания могут об-
суждаться и критиковаться в корректной форме.
Главное, чтобы в результате дискуссии родилась
стратегия, которая действительно будет работать.
Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет не-
логичные и дискриминационные моменты, уточняет
правильность понимания группой отдельных выска-
зываний.
«Сюрприз» (25 мин.)
Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потреб-
ления наркотиков.
Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.
Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или
мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что
там лежит — «нельзя», «плохо», «запрещено», не
объясняя причин. Коробочку кладут посередине
круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый
участник может проявить себя по отношению к этой
коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают
свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напо-
минают, что то, что лежит в коробочке — это «пло-
хо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захоте-
ли принять это во внимание.
После этой игры целесообразно привести резуль-
таты исследований, которые показали бы реальные
причины начала употребления наркотиков.
«Семья» (45 мин.)
Цель: принять личное участие в решении пробле-
мы, найти возможные стратегии выхода.
Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла
более естественно, можно заранее подготовить не-
которые атрибуты для членов семьи.
Группа делится на две подгруппы. Каждая под-
группа должна придумать историю семьи, где кто-то
страдает зависимостью от психоактивных веществ.
Вся группа участвует в написании истории, распре-
делении ролей. Задача каждого участника — найти
способы решения проблемы и подумать, как лично
он может повлиять на ситуацию.
Группа разыгрывает ситуацию. После этого необ-
ходимо обсуждение наиболее приемлемых способов
решения проблемы.
«Марионетка» (30 мин.)
Цель: определить, что может чувствовать человек,
когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой
тройке дается задание: два участника должны играть
роль кукловода — полностью управлять всеми дви-
жениями куклы-марионетки, один участник будет иг-
рать роль куклы. Каждый участник должен побывать
в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два
стула на расстоянии 1,5—3 метра. Цель «куклово-
дов» — перевести «куклу» с одного стула на другой.
При этом человек, который играет «куклу», не дол-
жен сопротивляться тому, что с ним делают «кукло-
воды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побы-
вал каждый участник.
Обсуждение
Что чувствовали участники во время игры, когда
были в роли «куклы»?
Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им
было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
«Вопросы» (15 мин.)
Цель: выяснить информированность аудитории,
спланировать информационный блок. Ведущий об-
думывает вопросы, которые записывают участники,
на их основе планирует информационный блок на 3
дня.
Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на ко-
торые он хотел бы получить ответ в ходе семинара.
Листочки с вопросам отдаются ведущему.
Ролевая игра «Предотвращение
употребления наркотиков»
(45 мин.)
Цель: приобретение практических навыков. Игра
дает возможность каждому участнику самому найти
решение задачи, находясь в роли «большого началь-
ника», формирует собственный масштабный подход
к преодолению проблемы, позволяет приобрести
опыт создания социальных проектов.
Участники делятся на 2 микрогруппы. Одна пред-
ставляет администрацию школы, другая — админис-
трацию города.
Примеры ролей для участников:
Занятие
«Зависимость от наркотиков»
Цель — достичь понимания участниками основ-
ных этапов формирования наркотической зависимо-
сти.
Методы: лекция, дискуссия.
План проведения
Ведущий выясняет мнение группы о том,как фор-
мируется наркотическая зависимость, задает во-
прос «Что происходит в жизни человека, попадаю-
щего в зависимость?». Метод — свободная дискус-
сия.
Ключевые слова/фразы, на которых необходимо
сделать акцент в ходе дискуссии:
«отрывается от людей»;
«не думает о других»;
«остается без денег»;
«теряет работу»;
«проблемы в семье»;
«бросает учебу»;
«болеет».
1) администрация школы: директор, завуч, завхоз,
учителя;
2) администрация города: мэр, его заместитель,
председатель комитета по делам молодежи, предста-
витель органов управления МВД и т.д.
Ведущий помогает распределить роли между уча-
стниками. Задача участников игры: находясь в из-
бранной для себя роли, предложить творческое ре-
шение проблемы наркотиков в рамках школы, двора,
одного города. Результатом игры становиться проект
«администрации школы», «администрации города».
С позиции практической целесообразности лучше
ограничить масштаб до уровня: «свой двор», «своя
школа». Ведущий предлагает участникам продумать
не только то, что можно сделать, но и кто будет это
делать, откуда можно взять деньги на эту деятель-
ность, как можно будет оценить эффективность
предложенной программы. Несколько лучших про-
ектов можно наградить (если есть такая возмож-
ность).
Затем ведущий предлагает разобрать этапы фор-
мирования зависимости на примере опийной нарко-
мании.
Необходимо нарисовать на ватмане или доске
прямую линию. Слева последовательно отмечаются
этапы:
человек, не потребляющий наркотики;
однократное употребление наркотика и т. д.
Когда ведущий рисует схему, он говорит: «Все на-
чинается с первого употребления опия (есть, конеч-
но, люди, которые останавливаются на этом и никог-
да в жизни больше его не употребляют, но это проис-
ходит редко). На данном этапе человек получает удо-
вольствие от приема».
Далее ведущий чертит на схеме пунктирную ли-
нию: так отражается на графике возникновение пси-
хической зависимости.Комментарий: эта линия
пунктирная, потому что психическая зависимость
от опия (героина) может развиться даже после од-
нократного употребления или нескольких раз (у
каждого по-разному). Психическая зависимость со-
храняется на всех последующих этапах, то есть, если
|
у человека сформировалась психическая зависи-
мость от опия, она останется в той или иной мере на
всю жизнь.
Физическая зависимость — это состояние, когда
человек перестает получать удовольствие от нарко-
тика. Наркотик включается в обмен веществ и требу-
ется только для того, чтобы организм мог нормально
функционировать. На этом этапе при отмене нарко-
тика возникает состояние, называемое «синдром от-
мены» (абстиненция, «ломка»).
Далее ведущий обозначает на схеме этап, на кото-
ром находится зависимый после того, как у него
сформировалась психическая зависимость, но физи-
ческой еще нет. Этот период можно назвать «глу-
хим». Почему глухим? Потому что в этом периоде че-
ловек:
считает, что именно он сумеет вовремя отказаться
от употребления наркотика и не попадет в полную
зависимость;
часто выступает в роли вовлекающего,
когда он привлекает новых членов в круг
потребителей наркотиков, искренне рассказывая, как это
не слышит поступающую информацию об опасности
употребления наркотика (даже от наркоманов находящихся
в физической зависимости).
Комментарии к схеме
Никто не знает точно, когда появится психическая
зависимость от опия. Даже однократное употребле-
ние наркотика может привести к психической зави-
симости.
Зависимость формируется при любом способе по-
ступления наркотика в организм — внутривенном,
вдыхание через нос и курение.
В большинстве случаев употребление наркотика
начинает осознаваться человеком как проблема,
только тогда, когда он попадает в физическую зави-
симость.
Потребитель, находящийся в физической зависи-
мости, напоминает белку в колесе. Жизнь зависимо-
го человека — это бег по кругу: найти деньги, до-
стать наркотик, употребить его, на какое-то время по-
чувствовать себе нормально, опять искать деньги и
т.д.
Можно привести метафору: сравнить наркоманию
с «Кощеем бессмертным». Вспомнить вместе с участ-
никами группы сказочный ход; спросить: «Где нахо-
дится смерть Кощея?»: дерево — сундук — заяц —
утка — яйцо — игла. «Смерть Кощея на конце иглы»,
то есть для того чтобы победить наркоманию необхо-
димо «сломать иглу» — полностью отказаться от по-
требления наркотиков.
После этого предложите участникам проанализи-
ровать следующую схему.
Гора жизни».
Рисунок №1: человек стоит на горе. Эта гора
— символическое изображение его жизни. Че-
ловек не падает с этой горы, он стоит на ней ус-
тойчиво. От падения вниз человека удержи-
вает множество жизненных связей (веревок, канатов, шнурков), возможные
названия которых:
семья,
любовь,
работа,
друзья,
деньги,
секс,
увлечения,творчество.
Попросите слушателей дополнить этот список,
подрисовывая на рисунке поддерживающие челове-
ка веревочки.
Рисунок №2: человек стоит на той же горе, но
один из держащих его канатов рвется.
Комментарий к рисунку
Когда какая-то «связь» истончается или
рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные
«связи» поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.
Если «связи» рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ. Например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.
Рисунок №3-4: человек стоит на горе; один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат — символическое изображе-
ние наркотика.
Комментарий к рисунку
Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему
Комментарий к рисунку
бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» — героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных
связях». Но постепенно, когда человек начинает употреблять героин все чаще и чаще, он хватается за «второй канат» — возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат).
Рисунок №5: человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты — «наркотик». «Связи», с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, и он становиться похожим на марионетку. Комментарий к рисунку
Акцентируйте внимание на том, что героин превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.
Обратитесь к зафиксированным результатам дис-
куссии, покажите, что все перечисленное участника-
ми («остается без денег», «теряет работу», «бросает
учебу», «болеет», «отрывается от людей», «не думает
о других») — это обрыв «связей.
Покажите, что все связи, которые были указаны,
рвутся, истончаются.
Рисунок №б(а, б): человек стоит на горе, отпус-
тив висящие канаты («героин»). С горой его связыва-
ет только один канат-«семья». Семья, желая оградить
его от наркотика, ограничивает его свободу.
Если человек прекратил прием наркотика и пере-
жил абстиненцию (например, прошел лечение в
больнице), кажется, он отпустил канат. Но «канат —
наркотик» очень долго остается в поле зрения зави-
симого (это символ психологической зависимости).
В большинстве случаев все-таки остается одна связь
— семья. Именно она помогает не упасть человеку.
В этот момент важно то, как действует семья. Неэф-
фективны в данном случае запреты и ограничение
свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который
тянет человека вниз и мешает восстанавливать ста-
рые и формировать новые связи с миром, которые
помогут ему справляться со стрессом. В этом случае
у человека не остается выбора: жить в стрессе он не
хочет, по-другому справиться с ним пока не может и
не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик
вновь. Хорошо, когда помощь семьи строится на под-
держке и поощрении самостоятельности, пони-
мании того, что отказ не может навязываться и
что основная роль в этом процессе принадлежит
зависимому.
Рисунок № 7:человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи. Комментарий к рисункуВ этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи. Обсуждение
Ведущий задает группе вопросы для размышления
(не для совместного обсуждения).
«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, со-
глашусь ли я на первую инъекцию?»;
«Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»;
«Если я уже употреблял внутривенные наркотики, не
нахожусь ли я в психической зависимости от них?».
Подведение итогов занятия. Спросить у группы,
что понравилось и не понравилось на занятии. Дис-
куссия.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «ДИСКРИМИНАЦИЯ»
«Дублер» (30 мин.)
Цель: эта игра позволяет участникам лучше узнать
друг друга, позволяет почувствовать себя на месте
другого человека, способствует росту сплоченности
группы.
Материалы: не требуются.
Участникам предлагается разбиться на пары. Же-
лательно, чтобы партнеры были наименее знакомы
друг другу. В течение 10 минут партнерам предлага-
ется выяснить друг у друга интересы, привычки, ув-
лечения и другие личные особенности.
После этого участники садятся в круг. Один чело-
век сидит на стуле, его партнер стоит у него за спи-
ной.
Все члены группы задают вопросы, обращаясь по-
следовательно к каждому из сидящих. От его имени
дает ответ человек, который стоит за спиной. Сидя-
щий не комментирует правильность или неправиль-
ность ответов.
Пример
За спиной Лены стоит Оля. Вопрос Лене от группы:
«Ты любишь заедать сладкие пирожки горчицей?».
Отвечает Оля за Лену: «Да, это мое любимое блюдо».
Лена при этом молчит.
После того как каждому из сидящих было задано
2—4 вопроса, участники меняются местами. Проце-
дура повторяется.
В конце игры участники делятся своими чувствами
по кругу и отвечают на вопросы.
Насколько правильные ответы давал за вас парт-
нер?
Какие чувства вы испытывали, когда за вас отве-
чал другой человек?
Выводы:
— все люди разные;
— первое впечатление о человеке может быть
ложным;
— его внешность, стиль одежды, манера поведе-
ния может создать обманчивое впечатление о его
личности и образе жизни;
— для того чтобы составить мнение о человеке,
одной беседы с ним не достаточно;
— мы склонны порой делать скоропалительные и
далеко идущие выводы без достаточных оснований.
«Голосование» (45 мин.)
Материалы: набор геометрических фигур разного
цвета по количеству вопросов, конверты с полным
набором фигур на каждого участника, лист ватмана.
Каждому участнику выдается конверт с набором
геометрических фигур разных цветов. На стене вы-
вешивается ватман с перечислением рискованных
для здоровья ситуаций, которые могли бы быть в
жизни каждого. Напротив каждой ситуации прикле-
ена определенная геометрическая фигура. Все эти
фигуры есть в конвертах у участников.
Участникам предлагается выйти из комнаты. После
этого они по одному заходят в помещение, где висит
ватман, и в импровизированную урну для голосова-
ния скидывают те фигурки, которые соответствуют
событиям, происходившим в их жизни и указанным
на ватмане. Обязательное требование к участникам
— честность.
После упражнения ведущий подсчитывает резуль-
таты, напротив каждого высказывания ставит ре-
зультат в %.
Это упражнение даже не требует обсуждения. Но
если в группе возникнет ситуация, которая потребу-
ет комментариев, не оставляй это без внимания!
«Дискриминация» (45 мин.)
Цель — осознание участниками собственных
взглядов по отношению к явлению дискриминации,
осознание пагубного влияния этого явления и на
личность, подвергаемую дискриминации, и на лич-
ность, совершающую эти действия.
Материалы: таблички по количеству участников с
надписями. Надпись на табличке в той или иной сте-
пени является ярлыком или касается личностных осо-
бенностей или взглядов личности (например, «я —
ВИЧ-инфицированный», «я против секса до брака»).
Участники делятся на пары. Один из пары садится
в круг, второй встает за ним. На каждую пару выда-
ется табличка с надписью, которую могут видеть все,
кроме этой пары. Участники должны с помощью во-
просов, фраз или комментариев дать понять паре,
что написано на табличке.
Примеры надписей на табличках
Не могу сдержать сильного полового влечения.
Я принципиально не предохраняюсь.
Я — наркоман.
Я — алкоголик.
Я сделала несколько абортов.
Аборты нужно запретить.
Я люблю динамить.
Я — ВИЧ-инфицированный.
Я колюсь.
Я во всем слушаюсь маму.
Я против секса до брака.
Я — гомосексуалист.
Обсуждение
Как себя чувствовали участники во время игры
(пока не поняли, что написано на их табличке и ког-
да уже догадались)?
Что такое дискриминация?
По какому признаку она может осуществляться?
Почему существует такое явление?
«Скала» (20 мин.)
Цель: помочь осознать участникам, какие все лю-
ди разные и как себя ведут в той или иной ситуации.
Участники выстраиваются тесной цепочкой в виде
«выступов скалы», при этом крепко держатся друг за
друга. Каждый должен пройти по скале, не сорвав-
шись в пропасть. Участники могут помогать или ме-
шать друг другу.
Обсуждение: как чувства испытывали?
Сравнить происходившее в игре с отношением в
обществе к зависимому человеку.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ «ИППП»
Данные упражнения закрепляют полученные уча-
стниками знания по проблеме ИППП и позволяют по-
лучить теоретическую информацию в легкой игро-
вой форме.
«Кубики» (20 мин.)
Материалы: заранее подготовьте кубики.
Инструкция по изготовлению кубиков и таблиц к
ним: купите обычные детские пластиковые кубики.
Кубики не должны быть очень маленькими. Длина стороны — не меньше 5 см. Для каждой инфекции необходимо 6 «правильных кубиков» и два дополни-
тельных. Для того чтобы сделать игру по 8 инфекциям, необходимо 64 кубика.
Игровое поле представляет собой ламинированный лист бумаги формата A3, на котором крупно нанесены название инфекции и таблица из б клеток.
Размер клетки соответствует размеру стороны кубика.
Игровое поле: это стандартный вид игрового поля для любой инфекции. Количество полей соответствует количеству инфекций. В верхней части игро-
вого поля должно быть написано название заболевания.
Название инфекции
Путь пере- | Инкубацион- | Симптомы |
дачи | ный период | |
Методы распознава- ния | Последствия | Симптомы |
Склеивание кубиков: кубики склеиваются таким образом, чтобы на двух соседних сторонах были фрагменты рисунков, а на остальных четырех — текст. При этом правильный, соответствующий болезни текст должен располагаться на стороне, противоположной правильному фрагменту картинки.