Характер деятельности. Деятельность работников студенческих служб связана со спецификой избранного ими направления: администрация
Деятельность работников студенческих служб связана со спецификой избранного ими направления: администрация, развитие или консультирование. «В основе административной модели... лежит предпосылка, что студенческие службы по роду своих занятий в системе высшего образования являются административной, вспомогательной структурой, которая выполняет различные функции по облегчению адаптации и развитию студентов» (Ambler, 1989, р. 247). Примеры таких функций – прием в учебное заведение, ведение документации, обеспечение питания, мероприятий здравоохранения, финансовой помощи. В модели развития основное внимание уделяется образованию (например, помощи студентам в выработке навыков принятия решений), осуществляемому путем проведения семинаров по развитию навыков руководства; также внимание уделяется поддержанию роста самостоятельности в деятельности студенческих городков. Наконец, модель консультирования подчеркивает важность социального и эмоционального развития в решении межличностных и профессиональных задач и включает проведение глубинных личностных семинаров на интересующие темы (личные отношения, карьера, стресс) (Forrest, 1989).
Не все сотрудники студенческих служб придерживаются данных моделей и не '. все действия студенческих служб проводятся профессионалами. Последний национальный обзор выявил, что 72% всех подразделений студенческих служб колледжей и университетов для осуществления своих функций используют непрофессиональных помощников из числа студентов (Winston & Ender, 1988). Эти парапрофессио- I налы – «студенты старших курсов, специально отобранные и обученные для того, чтобы предлагать услуги или программы своим товарищам. Эти услуги специально предназначены, чтобы помочь студентам в адаптации, в удовлетворении своих потребностей и/или поддержании стабильного положения» (р. 466). Парапрофессионалы из числа студентов часто используются в программах работы в студенческих общежитиях и программах ориентации; кроме того, они работают на телефонах доверия, в студенческих судах, в службах академической и финансовой помощи, в международных студенческих программах и в студенческом движении.
Вовлекая студентов-парапрофессионалов в участие в структурированных программах, работники студенческих служб прямо и косвенно предоставляют им возможности проявить свои лидерские качества, улучшить качество жизни университетского городка и решить неотложные задачи. Более 600 американских колледжей и университетов (и это количество постоянно возрастает) предоставляют студентам ту или иную форму практики формального лидерства (Freeman, Knott & Schwartz; Gregory & Britt, 1987). Однако, прежде чем любая такая деятельность станет эффективной, должны быть усвоены определенные основные убеждения и принципы, пройдены необходимые темы учебного плана (Roberts & Ullom, 1989). Профессионалы по работе со студентами становятся все более заинтересованными в улучшении своих руководящих способностей, а также тратят немало времени и усилий для того, чтобы помогать студентам в развитии этих способностей (McDade, 1989). Такая двойная направленность помогает учебным заведениям проявлять больше инициативы и способствовать укреплению чувства причастности к сообществу.