Тема 5. Бухгалтерский учет, аудит
Основные принципы ведения, организации бухгалтерского учета. Сущность и содержание бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования. Виды хозяйственного учета. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Его задачи. Принципы бухгалтерского учета. Предмет бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета – имущество организаций по составу и размещению, обязательства организации и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности организации.
Основные элементы метода бухгалтерского учета: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и финансовая отчетность.
Тема 6. Правовое регулирование рекламной деятельности
Законодательство Российской Федерации о рекламе. Закон «О рекламе»: значение, структура, основные понятия. Основные цели закона РФ «О рекламе». Актуальные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ.
Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Понятие ненадлежащей рекламы. Недобросовестная реклама. Недостоверная реклама. Недопустимая реклама.
Правовые особенности отдельных способов распространения рекламы. Реклама в телепрограммах и телепередачах. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах. Реклама в периодических печатных изданиях. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях. Наружная реклама. Реклама на транспортных средствах и с их использованием.
Правовые особенности рекламы отдельных видов товаров. Реклама алкогольной продукции. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Реклама лекарственных средств и медицинской техники. Реклама продукции военного назначения и оружия. Реклама основанных на риске игр, пари. Реклама финансовых услуг.
Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Виды ответственности за нарушение законодательства РФ «О рекламе». Ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за ненадлежащую рекламу. Контрреклама.
Авторское право в рекламе. Субъекты и объекты авторского права. Использование и защита авторских прав. Смежные права. Реклама как объект авторского права. Слоганы и рекламные ролики как объект авторского права. Взаимоотношения между автором и заказчиком рекламы.
Государственный контроль и саморегулирование в сфере рекламы. Задачи и полномочия ФАС в сфере регулирования рекламной деятельности. Порядок рассмотрения ФАС дел о нарушении законодательства о рекламе. Саморегулирование в сфере рекламы. Права саморегулируемой организации. Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации.
Зарубежный опыт правового регулирования рекламной деятельности. Особенности регулирования рекламы в зарубежных странах. Международный кодекс рекламной практики. Стандарты Европейского Суда при рассмотрении дел о рекламе.
Тема 7. Менеджмент
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Специфика менеджмента в сравнении с управлением. Субъекты и объекты управления. Общая схема управления. Процесс управления и его особенности. Система управления, ее составляющие. Этапы развития теории и практики менеджмента.
Принципы менеджмента: сущность, состав. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Специфика экономических, административных, социально-психологических методов, их примеры. Типология и выбор альтернатив эффективного управления.
Организация как объект менеджмента. Сущность организации, ее главные черты. Формальная и неформальная организация. Коммерческие и некоммерческие организации, их формы. Классификация организаций по основным признакам.
Функциональные области деятельности организации, их специфические цели. Показатели деятельности организации. Дерево целей организации и принципы его построения. Соотношение прагматических целей организации и проблем социума на примере рекламного бизнеса.
Система функций менеджмента. Понятие функции менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Стратегические и тактические планы.
Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Частные функции управления, их профессиональная направленность. Вспомогательные функции управления как техническая основа для успешного выполнения общих функций управления в сфере рекламного бизнеса.
Типы организационных структур. Факторы, способствующие формированию социальной системы на базе формализованных организационных структур. Структурный подход к организации. Структурно-функциональные и дивизиональные структуры. Бюрократические организации. Организационное проектирование. Эффективность организационных изменений на примере рекламного бизнеса.
Менеджеры в системе управления. Менеджер и руководитель. Личность менеджера, его основные качества. Исполнительские, организационные и административные функции руководителя. Типы менеджеров по уровням управления. Классификация ролей руководителя. Ограничения в деятельности руководителя. Предприимчивость менеджера. Формирование человеческого капитала.
Содержание и особенности управленческого труда в рекламном бизнесе. Управление рабочим временем. Стимулирование труда персонала. Организация управленческого учета и контроля.
Система управления организацией и ее персоналом. Понятие "персонала организации". Модели управления персоналом. Управление персоналом в рекламном бизнесе. Работа с персоналом в кризисных ситуациях.
Персонал как система. Подбор, оценка, расстановка и обучение персонала. Методы управления персоналом и оценки эффективности его работы. Аудит персонала организации.
Организационная и корпоративная культура. Разновидности организационных культур. Организационная культура и организационные отношения. Имидж организации (корпоративный имидж). Философия организации. Механизмы формирования организационной культуры: система ценностей, стандарты поведения, миссия, девизы, лозунги символы; мифы, легенды, герои; ритуалы, традиции, мероприятия.
Понятие корпорации. Корпоративная культура и корпоративные отношения. Типология корпоративных культур. Формы участия акционеров в процессах корпоративного управления. Коммуникационные процессы в корпорациях. Коммуникационные и социальные процессы в системе формирования корпоративной культуры. Корпоративная социальная политика.
Менеджмент как система принятия управленческих решений. Управленческие решения. Общие требования, предъявляемые к ним. Типология управленческих решений. Организационные решения, их формы и виды. Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Выявление альтернатив и их оценка. Окончательный выбор. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Способы реализации управленческих решений.
Методы принятия решений: платежная матрица, дерево решений, теория игр, метод сценариев. Групповые методы выработки решений (экспертных оценок, морфологический анализ, функционально-стоимостной анализ). Риск в управленческих решениях.
Состав основных решений по функциям менеджмента. Разработка дерева решений.
Менеджмент в рекламе: функции и особенности. Менеджмент взаимоотношений рекламодателя и рекламного агентства. Функции рекламного агентства. Структура рекламного агентства. Виды рекламных агентств. Менеджмент рекламного агентства. Кадровый состав рекламного агентства. Деловые коммуникации в рекламном менеджменте. Организация документооборота и его роль в рекламной деятельности. Управление креативными группами.
Организация рекламной кампании. Постановка задач в процессе рекламной деятельности. Разновидности брифов: маркетинг-бриф, разработка креативной стратегии, разработка медиастратегии, разработка стратегии продвижения бренда, задание на дизайн/производственные работы, задание на проведение маркетинговых исследований, проведение промоушн-мероприятий. Типы рекламных кампаний. Определение рыночного сегмента и целевых аудиторий. Позиционирование. Определение целей рекламы. Реклама и жизненный цикл товара. Методы определения рекламного бюджета. Анализ эффективности проведенной кампании. Эффективность рекламного менеджмента.
Тема 8. Маркетинг
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Понятия «маркетинг», «спрос», «обмен», «рынок». Цели маркетинга. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга.
Этапы развития и концепции маркетинга. Эволюция маркетинга как науки. Концепции маркетинга: производственная, товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия.
Маркетинговая среда фирмы. Понятия «маркетинговая среда», «микросреда», «макросреда». Компоненты микросреды. Компоненты макросреды. Комплекс маркетинга.
Анализ рынка. Анализ предпочтений и мотивации потребителя. Анализ фирмы. Сегментация и выбор целевого рынка. Организация маркетинговых исследований с помощью собственного исследовательского отдела. Организация исследования с помощью специализированного исследовательского агентства.
Понятие, свойства и классификация маркетинговой информации. Понятия: «информация», «маркетинговая информация», «источники первичной информации», «источники вторичной информации», «информационный поток», «маркетинговая информационная система», «пользователь маркетинговой информации», «информационные потребности пользователя».
Специфика и свойства маркетинговой информации: основные и второстепенные. Классификационные признаки и виды маркетинговой информации.
Понятие и этапы проведения маркетингового исследования. Понятие «маркетинговое исследование». Этапы и ступени проведения маркетингового исследования. Орудия исследования: рабочие документы и механические устройства.
Способы организации маркетинговых исследований: с помощью собственного исследовательского отдела или специализированного исследовательского агентства (преимущества и недостатки). Оценка стоимости отдельного исследования.
Этические проблемы маркетинговых исследований и регламентация ответственности исследователей. Понятия: «этика», «нормативная этика» в маркетинговых исследованиях. Проявления неэтичного поведения в отношении респондентов, клиентов, исследователей. Кодексы маркетинговых исследований в зарубежной и отечественной практике. Кодекс Европейской ассоциации исследователей рынка и общественного мнения (1986 г.): регламентация ответственности исследователей по отношению к респондентам, общественности, клиентам.
Программа маркетингового исследования: основные элементы и структура. Понятие «маркетинговое исследование». Назначение и структура программы маркетингового исследования.
Идентификация проблемы маркетингового исследования. Выявление объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Формирование рабочей гипотезы.
Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации.
Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. Понятия: «наблюдение», «обыденное наблюдение», «научное наблюдение». Назначение и формы осуществления научного наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения как метода сбора маркетинговой информации. Наблюдение как процесс: этапы и ступени.
Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации. Понятие, назначение и условия проведения эксперимента. Формы эксперимента. Достоинства и недостатки эксперимента как метода сбора маркетинговой информации. Эксперимент как процесс: этапы и ступени.
Кабинетные методы сбора маркетинговой информации. Понятие и назначение кабинетных методов сбора информации. Формализованные и неформализованные методы анализа документов. Традиционный анализ документов. Контент-анализ: алгоритм проведения, понятия «категория анализа» и «единица анализа», количественные и качественные характеристики текста, таблица сбора данных.
Информативно-целевой анализ: понятия «информативность», «информативность текста»; структура текста; алгоритм проведения информативно-целевого анализа.
Опрос как метод сбора маркетинговой информации. Понятия: «опрос», «респондент», «интервьюер». Назначение, достоинства и недостатки опроса. Формы проведения опроса. Методики опроса: качественные (фокус-группа, глубинное интервью, анализ протокола, проекционные методы и др.) и количественные (почтовый опрос, телефонный опрос, интервью при личном контакте, Интернет-опрос). Основные требования к составлению анкеты. Функциональное назначение, виды и способы представления вопросов. Анкета как рабочий документ при проведении исследований методом опроса. Структура и основные элементы анкеты. Виды вопросов: основные: закрытые (альтернативные и безальтернативные), полузакрытые, открытые; второстепенные: контрольные, фильтры. Способы постановки (представления) вопросов: текстовые вопросы; графические шкалы; табличные вопросы; анимационные вопросы; мнемонические шкалы. Последовательность вопросов в анкете: тоннельный и секционный принципы. Композиция и апробация анкеты.
Выделение объектов генеральной совокупности и планирование выборки. Понятия: «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность». Планирование выборки. Выделение объектов генеральной совокупности. Определение метода обследования (сплошной или выборочный). Определение процедуры формирования выборки (виды случайных и неслучайных выборок; многоступенчатые выборки). Определение объема выборки (произвольный, традиционный, статистический, эмпирический, затратный методы; номограммы, калькулятор выборки).
Система «ручной» обработки результатов маркетингового исследования и построение матрицы данных. Назначение и особенности системы «ручной» обработки данных. «Выбраковка» и правила кодирования анкет. Специфика подсчета результатов ответов на закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Особенности обработки вопросов, представленных в виде таблиц, графических, анимационных и мнемонических шкал. Понятия «матрица данных», «нулевая строка», «нулевой столбец». Назначение матрицы данных при обработке результатов исследования.
Схема построения матрицы данных в Excel. Особенности шифровки вопросов различных видов и вариантов ответов к ним. Подсчет итогов исследования. Самоконтроль достоверности матрицы данных и устранение погрешностей.
Графическое представление результатов маркетингового исследования с использованием программных средств. Одномерные, двумерные и многомерные распределения. Принцип построения простых и сложных одномерных распределений в Excel. Предварительный расчет и особенности построения простого двумерного распределения в Excel.
Понятия «зависимость», «зависимая переменная», «независимая переменная». Самоконтроль правильности построения одномерных и расчета двумерных распределений, устранение погрешностей.
Работа в программе обработки данных SPSS. Цель и задачи программы. Общие принципы работы в программе. Достоинства и недостатки программы SPSS.
Стратегии и планирование комплекса маркетинга. Товарная политика. Ценовая политика. Каналы распределения и товародвижения. Спрос и стимулирование сбыта. Коммуникативная политика в маркетинге. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Организационные структуры маркетинга. Планирование маркетинговой деятельности. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности. Маркетинг в рекламе.
Социальный и политический маркетинг. Особенности клиентуры в некоммерческом секторе.
Работа с клиентом. Подготовка делового предложения; особенности презентации делового предложения.
Тема 9. Коммерция
Сущность и содержание коммерческой деятельности. Понятие коммерческой деятельности. Система торгово-коммерческой деятельности. Коммерческие и технологические процессы в торговле. Рынок товаров как сфера коммерческой деятельности. Классификация товаров.
Субъекты коммерческой деятельности. Понятие субъекта коммерческой деятельности. Специальные субъекты товарного рынка. Индивидуальное торговое предприятие. Хозяйственные товарищества и общества.
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг. Конкуренция в коммерческой деятельности. Поддержание конкурентной среды торговыми предприятиями. Коммерческая информация и её защита. Коммерческий риск и методы его уменьшения. Изучение спроса потребителя. Ценообразующие факторы и формирование цены на товар.
Коммерческие сделки. Коммерческая сделка как правовая форма осуществления коммерческих операций. Классификация сделок. Договор как основа коммерческих обязательств. Виды коммерческих договоров. Заключение коммерческих сделок.
Контракты купли-продажи. Понятие договора. Договорный режим коммерческой деятельности. Виды торговых договоров. Основные условия договора поставки. Договор контрактации. Договор розничной купли-продажи. Ответственность в торговом обороте. Изменение и расторжение договоров.
Роль банков в коммерческой деятельности. Функции банков в коммерческой деятельности предприятий. Принципы кредитования. Наличная форма расчётов. Осуществление расчётов в безналичной форме.
Организация и техника операция на товарных биржах, аукционах, торгах, ярмарках. Функции, порядок создания и структура товарной биржи. Виды биржевых сделок. Техника проведения биржевых операций.
Сущность аукционной торговли, её организационные формы. Порядок проведения аукционов. Виды конкурсных торгов (тендеров). Этапы проведения тендеров. Заключение сделок на ярмарках.
Особенности коммерческой деятельности на различных рынках. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров. Формы и методы работы предприятий оптовой торговли. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров. Методы розничной продажи товаров. Культура торговли. Формирование ассортимента и управление товарными запасами.
Государственное и международное регулирование коммерческой и предпринимательской деятельности. Правовая база государственного регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности. Государственное регулирование в торговле. Лицензирование предпринимательской деятельности. Сертификация продукции. Регистрация и аттестация продуктов и услуг. Тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности.
Эффективность коммерческой деятельности предприятия. Показатели эффективности коммерческой деятельности. Определение затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия. Расчёт точки безубыточности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Этапы выхода на внешний рынок. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций. Внешнеторговая сделка. Методы ведения внешнеторговых операций. Основные этапы выхода предприятия на внешний рынок с учётом внешних и внутренних предпосылок. Конъюнктура внешнего рынка. Факторы конкурентоспособности на внешних рынках. Стратегии выхода на внешний рынок. Организованные формы торговли: мировые биржи, аукционы, торги.
Внешнеторговый контракт. Понятие внешнеторгового договора. Основные виды контрактов, их функции. Общий порядок составления контракта и согласования условий с зарубежными партнёрами.
Условия поставки товаров и перемещения их через границу. Базисные условия поставки товаров и перемещения их через границу. Обязанности экспортёра и импортёра товара. Процесс перехода риска случайной гибели или повреждения товара.
Особенности ценообразования на мировом рынке. Методы определения цены экспортных и импортных товаров. Общее понятие цены. Мировые цены. Виды цен в международной торговле. Установление цены на товар во внешнеторговом контракте. Валюта и её виды. Валютные курсы, валютные режимы.
Арбитраж, страхование и кредитование в международной торговле. Понятие и функции арбитража. Виды арбитража. Основные условия страхования. Особенности страхования в международных сделках. Правила ИНКОТЕРМС о транспортном страховании. Виды страховых полисов и условий страхования. Кредит и его формы. Цена кредита. Обеспечение и гарантии кредита.
Организация коммерческой деятельности в сфере рекламы. Подход фирм к организации рекламы. Особенности работы рекламных агентств. Процесс разработки рекламной программы. Основные виды рекламных средств и их применение. Эффективность рекламной деятельности.
Тема 10. Деловое общение
Общение как механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Характеристики делового общения. Функции общения; содержание делового общения; стороны общения; манера общения и стиль.
Барьеры общения: логический барьер; стилистический барьер; семантический барьер; фонетический барьер. Психология завязывания деловых партнерских отношений.
Основы устного общения. Коммуникативная культура. Культура речи. Риторика. Композиция и стиль речи. Принципы речевого воздействия. Техника слушания. Классические правила ведения диалога.
Основные понятия этики делового общения. Этикет. Основы деловой этики. Деловая этика в рекламе. Национальные особенности делового общения (этики). Атрибуты делового общения.
Психология делового общения. Воздействие на аудиторию. Логическое убеждение. Построение аргументации. Требования к аргументам.
Формы делового общения.
Деловой разговор.
Деловая беседа. Понятие и виды деловых бесед (кадровые беседы, дисциплинарные беседы, беседы с посетителями). Деловая беседа по телефону. Этические правила собеседования.
Деловое совещание. Виды совещаний. Подготовка и проведение совещания. Особенности поведения участников совещаний.
Понятие, виды и особенности деловых переговоров. Подготовка к переговорам. Процесс переговоров и его этапы. Планирование, тактика и порядок ведения переговоров. Ведение переговоров в конфликтных ситуациях. Протокольные мероприятия. Особенности ведения международных переговоров и бизнес протокола.
Тема 11. Основы рекламы
Понятие и сущность рекламы. Определение рекламы и её характеристики. Экономические и коммуникативные цели рекламы. Задачи рекламы. Общие требования к рекламе. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Преимущества рекламы как одного из каналов системы маркетинговых коммуникаций.
Реклама и общество. Многообразие функций современной рекламы: коммуникативная, маркетинговая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, идеологическая.
Претензии общества к рекламе. Способы регулирования рекламной деятельности.
Виды рекламы. Классификация рекламы по охвату территории, по охвату рынка, по средствам распространения, по характеру воздействия, по сфере непосредственного применения.
Коммерческая реклама. Особенности потребительской и торгово-промышленной рекламы. Имиджевая реклама.
Некоммерческая реклама. Общие особенности политической и потребительской рекламы. Отличительные особенности политической рекламы.
Социальная реклама, её место и роль в жизни общества. Основные виды социальной рекламы.
Рекламный процесс и его участники. Содержание процесса рекламной коммуникации. Схема рекламной коммуникации. Взаимосвязь элементов рекламной коммуникации. Помехи (шумы) в процессе рекламной коммуникации.
Участники рекламной коммуникации: рекламодатель и его функции, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Потребитель в рекламном процессе. Основные виды побудительных мотивов в рекламе.
Средства распространения рекламы.
Рекламные агентства: функции, виды. Понятие рекламного агентства. Основные задачи рекламного агентства. Классификация рекламных агентств. Внутрифирменные рекламные агентства. Структура и персонал РА полного цикла.
Планирование рекламной кампании.
Исследования в рекламе.
Позиционирование. Уникальное торговое предложение. Рекламная аргументация.
Оценка эффективности рекламы.
Тема 12. Паблик рилейшнз
Паблик рилейшнз (ПР) как система установления связей с общественностью. Анализ определений ПР. Предмет, объект паблик рилейшнз. Принципы и функции ПР. Взаимодействие с другими дисциплинами.
Этические нормы ПР-деятельности. Этика и мораль. Основные кодексы этики ПР, источники этических проблем. Основные правила этики по отношению к общественности и СМИ.
Исследование эффективности в сфере связей с общественностью. Социологические исследования. Использование статистики. Исследование эффективности ПР-деятельности.
Истоки и история развития ПР. Прапиаристские явления в древности. Предпосылки возникновения ПР. Четыре модели ПР по Д. Грюнингу. Этапы развития ПР за рубежом. Этапы развития ПР в России. Тенденции развития паблик рилейшнз и их роль в современном мире.
Внутренний и внешний ПР. Место ПР-подразделения в структуре организации и корпорации. Виды рабочих коммуникаций в ПР. Внутрифирменные коммуникации. Формирование имиджа фирмы. Роль ПР в формировании культуры бизнеса. ПР в кризисной ситуации.
ПР в системе маркетинга. Понятие, функции, особенности маркетинга. Взаимосвязь ПР и маркетинга. Реклама и паблик рилейшнз. Маркетинг-микс.
Общественность в сфере ПР. Понятие общественности и ее роль в сфере ПР. Классификация общественности. Целевые группы и контактные аудитории. Определение целевых и приоритетных групп. Управление общественным мнением.
Основные мероприятия по связям с общественностью. Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз. Использование СМИ в программах ПР. Правила отношений со СМИ. ПР-материалы. Фотографии и их использование в ПР. Работа с радио. Работа с ТВ. Работа в сети Интернет. ПР-мероприятия: ПР-событие, брифинг, презентации, выставки. Организация брифингов и презентаций.
Формирование имиджа и репутации средствами ПР. Отличие имиджа от репутации. Цель имиджевой кампании. Роль ПР в процессе создания имиджа.
Организационные формы ПР по сферам деятельности. ПР в бизнесе, в государственных структурах, некоммерческих организациях, в образовательной сфере, шоу-бизнесе, банковской сфере, в международных отношениях, в ходе избирательных кампаний.