Глава 1. Что такое позиционирование
Эл Райс, Джек Траут. Позиционирование. Битва за узнаваемость
Эту книгу я впервые прочитал в середине далеких 90-х годов прошлого века, и вообще-то не планировал перечитывать. Но… недавно, обнаружив ее в одном из рейтингов (см. 25 популярных деловых книг, изложенных в одном предложении), решил «тряхнуть стариной». И, скорее, разочаровался, чем обогатился. С одной стороны, рекомендации, содержащиеся в книге, безусловно, являются полезными. С другой стороны, эти рекомендации следует рассматривать, как набор инструментов (возможностей) маркетинга и рекламы. Делать же заключение, что такие-то методы работают, а такие-то нет, на мой взгляд, поспешно. Очень часто авторы обосновывают свою точку зрения примерами успехов и неудач. Тем самым они поддаются эффекту ореола, приписывая успешным компаниям успешные стратегии, и наоборот. Они упускают из вида самую малость – роль случая… J
Эл Райс, Джек Траут. Позиционирование. Битва за узнаваемость. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.[1]
Введение
«Мы не умеем осуществлять коммуникации». Сколько раз вы слышали эту избитую фразу? Почему-то многие уверены, что если конфликтующие стороны сядут за стол и обсудят возникшие проблемы, они найдут устраивающее всех решение… Маловероятно.
Наша книга посвящена новому подходу к коммуникациям, известному как «позиционирование». Концепция позиционирования изменила рекламу. Позиционирование — это операция на сознании потенциальных покупателей. То есть вы позиционируете продукт в умах своих клиентов.
Принято считать, что концепция позиционирования «родилась» в 1972 г., когда в специализированном издании Advertising Age нами была опубликована серия статей под общим заголовком «Эра позиционирования». Позиционирование возбудило интерес не только у обитателей Мэдисон-авеню. Стратегией позиционирования может воспользоваться каждый хочет выйти в лидеры в игре под названием «жизнь». Взгляните н это под таким углом: если вы не понимаете и не используете эти принципы, за вас это, несомненно, сделают конкуренты.
Глава 1. Что такое позиционирование
Основной принцип позиционирования состоит не в том, чтобы создавать нечто новое и отличное от других, а в манипулировании тем, что уже живет в умах потребителей, использовать уже имеющиеся связи. Защищаясь от колоссального объема сообщений, человеческое сознание отсеивает основной объем предлагаемой ему информации и принимает только то, что соответствует уже имеющимся знаниям и опыту. Для того чтобы сообщение проникло в глубь человеческого сознания, необходимо его «заострить». Отбросить все неясности, упростить, а потом, если вы хотите, чтобы его впечатление надолго осталось в памяти потребителей, еще раз упростить.
Поскольку до сознания получателя доберется лишь малая толика исходного сообщения, отбросьте в сторону все, что касается его отправки, и сконцентрируйтесь на получении. Фокус — на восприятие клиента. А не на реалиях продукта.