Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Приложение 1
Методика «Определение общих способностей» Г.Айзенка.
Примечания:
1. точки обозначают количество букв в пропущенном слове;
2. для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы "ё".
1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
ОБЫ(...) КА
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ
4. Вставьте недостающее число.
5. Вставьте пропущенное слово
БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (.... ) ТАБАК
6. Вставьте пропущенное число
196 (25) 324
325 (....) 137
7. Продолжите ряд чисел
18 10 6 4 ?
8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово
НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР
9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
11. Вставьте недостающую букву.
Щ Ц Т П Л
12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ME (...) ОЛАД
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте недостающее число.
4 9 20
8 5 14
10 3 ?
15. Вставьте недостающее число.
16 (27) 43
29 ( ) 56
16. Вставьте недостающие буквы.
17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных.
18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
19. Вставьте пропущенное число
6 11 ? 27
20. Вставьте пропущенное число
12 (56) 16 17 ( ) 21
21. Вставьте пропущенное слово
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК (..........) МИРАЖ
22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
ПРИК (...) ЬЯ
23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово
ЖААРБ НУССК ТЯХА КОДАЛ
24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок
РУКА (.....) ГРОЗДЬ
25. Вставьте пропущенную букву
АГЖ
ГЗЛ
ЗМ?
26. Вставьте пропущенные буквы.
27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных .
28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
3O. Вставьте пропущенное слово
КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ (...........) ОМЛЕТ
31. Вставьте слово, которое означало бы. то же, что и слова, стоящие вне скобок
КАРТОЧНАЯ ИГРА (.......) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ
32. Вставьте пропущенное число
1 8 27 ?
33. Вставьте пропущенное слово
ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
ОЛИМП (........) КАТЕР
34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово
АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН
35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.
36. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок
ЗАЛИВ (......) ЧАСТЬ ЛИЦА
37. Вставьте пропущенное слово
ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
РЫНОК (....) ОСАДА
38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.
40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
Ключ:
41. 4.
42. Чай.
43. Чемодан (все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка).
44. 11 (вычесть число на полу из суммы чисел на окнах).
45. Жаба.
46. 25 (сложить все цифры, стоящие вне скобок).
47. 3 (каждое число получается, если к нему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4 + 2 = 6, 6 : 2 = 3).
48. Тесто (все остальные слова обозначают мебель: стол, диван, кресло).
49. 6.
50. 5.
51. И (буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).
52. Шок.
53. 54 (число в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).
54. 11 (в каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым).
55. 27 (число в скобках есть разность между числами вне скобок).
56. С и Е (слово «сомнение» читается против часовой стрелки).
57. 2 (круг может быть без линий, может иметь горизонтальную или вертикальную линию, а малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений, они имеют разную штриховку).
58. 2 (третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из трех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими).
59. 18 (возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5, каждый раз прибавляя 2).
60. 76 (удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок).
61. Кожа.
62. Лад.
63. Скунс (остальные слова обозначают типы судов ( баржа, яхта, лодка).
64. Кисть.
65. С (ряды построены из букв русского алфавита через 2, 3 и 4 буквы).
66. Е и Е (слово «единение» читается по часовой стрелке).
67. 2 (имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо X).
68. 1.
69. 1 (шипы наружные считаются за +1, направленные внутрь - за -1. В горизонтальном ряду последняя фигура равна сумме двух предыдущих фигур).
70. Грот.
71. Винт.
72. 64 (возведите в куб числа 1, 2, 3, 4).
73. Порт.
74. Вторник (остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно).
75. Ж/7 (буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе).
76. Губа.
77. Роса.
78. 1 (в каждом ряду и в каждой колонке есть три типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук).
79. 6 (есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви).
80. 1 (вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов).
Обработка и оценка результатов:
13. Проверьте правильность своих ответов с помощью ключа.
14. Сосчитайте
15. Сосчитайте общее количество правильно решенных задач.
16. Оценка результатов производится с помощью графика.
17. Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пресечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему коэффициенту интеллектуальности (КИ).
18. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
Занятие № 17
Тема: «Психологические особенности развития личности одаренных детей»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений о психологической особенности развития личности одаренных детей, понятия гениальность и талант.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Примите участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определите свое отношение к спору.
К.Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».
Д.Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать Вам на воспитание по Вашей системе. Скажите мне, сколько из них Вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»
2. Путем включения в таблицу осуществите вероятностную классификацию следующих проявлений мотивации учения школьника:
1) склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу;
2) часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию;
3) проявляет интерес к анализу собственных ошибок;
4) решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других;
5) учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения;
6) испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий;
7) справившись с задачей, ищет другие способы ее решения;
8) с удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности;
9) учится ради одобрения родителей;
10) выполняет задания, чтобы избежать неприятностей.
Мотивы учения | ||||
Познавательные | Социальные | |||
Широкие познавательные | Учебно-познавательные | Широкие социальные | Узкие социальные | |
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.