Факторы и правила эффективной работы коллектива

I). Эффективность работы коллектива зависит от факторов.

А). Размера коллектива. Оптимальный насчитывает от 5 до 11 человек, т. к. обычно принимает более точные решения. чем те, которые выходят за пределы этого числа. В коллективах меньшего размера усиливается обеспокоенность работников из-за роста ответственности за принимаемые решения. В коллективах большего размера усложняется достижение согласия по вопросам выполнения задач, усиливается тенденция к неформальному разделению на группы, что привести к появлению несогласующихся целей.

Б). Состав коллектива. Под составом понимают степень сходства личностей и подходов, применяемых при решении проблем. Поиск оптимального решения требует различных позиций, поэтому хорошо, когда коллектив состоит из непохожих личностей. Одни обращают внимание на важные детали проблемы, другие смотрят на проблему в целом, системно, рассматривая взаимосвязь и иерархию разных аспектов. Множество точек зрения приносит свои плоды.

В). Групповые нормы. Сильно влияют на поведение членов коллектива, способствуя достижению целей организации или препятствуя им. Нормы подсказывают работникам, какого поведения и работы ожидают от них. Только при условии соотнесения своих действий с нормами личность может рассчитывать на признание коллектива.

Г). Групповое единомыслие. Выражается в подавлении личностью своих взглядов на какое-нибудь явление, считая, что несогласие отторгает от коллектива. Личность держаться общей линии в обсуждении проблемы, даже если имеет иные убеждения. Поскольку не выражается мнений, отличных от других, каждый полагает, что все думают одинаково. В результате проблема решается менее эффективно, так как альтернативные решения не обсуждаются.

Д). Конфликтность. Различие во мнениях и обмен ими обычно приводит к более эффективной работе коллектива, однако он повышает вероятность внутригруппового спора, открытого конфликта, который всегда пагубен.

Е). Статус членов коллектива. Статус личности определяется факторами: старшинством должности, образованием, социальным талантом, информированностью, опытом. Члены группы с высоким статусом больше влияют на решения коллектива, чем другие члены. Однако это не всегда повышает эффективность решений. Человек, работающий в организации меньшее время, может иметь более ценные идеи в отношении какой-либо проблемы, чем человек с высоким статусом. Для эффективной работы коллектива иногда прилагают усилия, чтобы мнения его членов с более высоким статусом не доминировали.

Ж). Роли членов коллектива. Коллектив работает эффективно, когда работники способствуют достижению как целей организации, так и социальному взаимодействию. Поэтому в нормально работающем коллективе должны выполняться две основных роли. Целевые роли распределяются так, чтобы умело отбирать коллективные задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, проработка, координация, обобщение). Поддерживающие роли распределяются так, чтобы способствовать поддержанию и активизации жизни и деятельности коллектива (поощрение, обеспечение участия, установление критериев, исполнительность, выражение чувств коллектива).

II). Наукой выработаны правила управленцам, желающим эффективно руководить зрелым коллективом и способствовать его совершенствованию. Менеджер должен:

1) уважительно и честно относиться ко всем членам коллектива, внимательно рассматривать их предложения, если отказывать, то аргументированно и в вежливой, форме;

2) доверять людям выполнение работы по их силам и способностям, делегировать полномочия и отвечать вместе с подчиненными в случае неудачи;

3) иметь силы и мужество для того, чтобы сохранить коллектив и избавить его от необоснованных обвинений, отстаивать и защищать своих сотрудников, если они поступили правомерно и в интересах дела;

4) проявлять заботу о членах коллектива, если они в этом нуждаются, поддерживать их в трудных обстоятельствах. Это улучшит результаты работы и укрепит отношения коллективизма;

5) предоставлять возможности для творчества и инициативы, делать работу интересной и развивающей человека, чтобы труд для него превращался из средства к жизни в труд-потребность;

6) знать и учитывать особенности черт характера и темперамента каждого работника, хвалить за достижения при всех, ругать за промахи без присутствия третьих лиц, быть справедливым. Плохое настроение снижает эффективность работы коллектива, примерно, в полтора раза.;

7) подавать положительный личный пример отношения к делу и сотрудникам, уделять максимум внимания вновь принятым на работу, способствуя их быстрому вхождению в коллектив.


Наши рекомендации