Quot;• I ' - .\i.:-.-;l.. . ■ •. ' i'. Re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 8 страница
1) альтруизм, дружелюбие (соответствует 2-му фактору, по Гольдбергу);
2) интеллигентность (соответствует 5-му, по Гольдбергу);
3) активность, экстраверсия (соответствует 1-му, по Гольдбергу);
4) самоконтроль, сознательность (соответствует 3-му, по Гольдбергу).
Различия в расположении факторов «Большой пятерки» можно рассматривать как следствие национально-культурных различий в стереотипах восприятия.
Содержание категориальных шаблонов восприятия, влияющих на структуру имиджа, зависит и от социальной роли человека, которая в свою очередь во многом определяется деятельностной ситуацией. Например, в связи с развитием телевидения получили распространение исследования восприятия телезрителями телеведущего. Одной из самых первых значительных зарубежных работ по изучению имиджа телекоммуникатора стала работа Г. Гольдхабера [139], который ввел понятие «харизма личности» телекоммуникатора. Были выведены типы «харизмы», существующие в коллек-
§ 3- Имидж, ориентированный на восприятие
тивном сознании телезрителей: «герой», «антигерой» и «загадочная личность», — и определены ее характеристики: 1) внешний вид, 2) выраженность половой принадлежности, 3) динамические характеристики поведения, 4) способность говорить лично от себя и 5) профессиональные качества.
А. Степанов и Т. Беляева [10] изучали влияние стиля общения телеведущих на восприятие их зрителями и выявили такие основные характеристики коммуникативного стиля ведущего, как коммуникабельность, динамичность и выразительность.
Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева и Ю. В. Мочалова методами психосемантического шкалирования изучали образы телевизионных ведущих в восприятии разных групп телезрителей и описали категориальную структуру образа телеведущего, инвариантную для различных типов аудитории и видов передач [51]. Содержание категориальной структуры имиджа телекоммуникатора оказалось сопоставимым с факторами, выделенными Гольдбергом и Шмелевым:
1) уверенность в себе, сила «эго»;
2) дружелюбие, общительность, наличие позитивной коммуникативной установки по отношению к партнеру по общению;
3) активность и эмоциональная выразительность;
4) деловитость и контроль над «эго»;
5) индивидуальный коммуникативный стиль и способность быть лидером в общении.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что в основе восприятия имиджа лежат в сущности одни и те же категориальные схемы, подвергающиеся некоторым модификациям в зависимости от групповой принадлежности реципиента (аудитории), а также той сферы деятельности или социальной роли, на выполнение которой претендует субъект—прообраз имиджа.
Что касается критериев оценки параметров имиджа, то здесь также существуют некоторые повторяющиеся установки массового сознания, учет которых позволил имиджмейкерам выработать методические рекомендации к составлению имиджа.
Так, на корпоративном сайте рекламного агентства «Михайлов и партнеры»3 приводится список качеств, которым общественное сознание в современную эпоху отдает предпочтение. Этот спи-
3 http://www.mikh-partn.ru/_prkt/image/2.html 19.01.02.
Раздел П. Индивидуальный имидж
§ 3. Имидж, ориентированный на восприятие
сок выявлен путем постоянных исследований, проводимых специализированными институтами ЮНЕСКО во всем мире, в том числе и в России. По наблюдениям специалистов агентства, эти качества в полной мере «работают» в России. Эксперты ЮНЕСКО утверждают, что данный список качеств сформировался в период 1990-1992 гг. в связи со сменой доминирующего типа делового человека, и предполагают, что без особых изменений эти качества «продержатся» до следующей смены через 90 лет.
Качества, о которых идет речь, выделены при изучении людей и организаций, наиболее успешно действующих на рынке, в общественной деятельности и политике. По результатам последующих экспериментов оказалось, что организации, демонстрирующие эти качества, общественное мнение выделяет и выбирает при прочих равных условиях. Вот перечень этих качеств:
1. Действия по решению проблем экологии среды.
2. Создание экологии взаимоотношений.
3. Ориентация на здоровый образ жизни.
4. Ориентация на институт семьи.
5. Ориентация на позитивные нравственные идеалы (доброта).
6. Патриотическое отношение к стране, родному городу, своему делу.
7. Демонстрация не относящихся к непосредственной деятельности элементов духовного опыта, осмысления мира и его проявлений.
8. Внутренние установки социально успешных субъектов рынка.
Данный список качеств отражает систему ценностей и приоритетов, актуальных в современную эпоху, и применим как при создании индивидуального имиджа, так и имиджа организации, что подтверждается позитивным опытом имиджмейкеров. Так, О. Ф. Потемкина, вводя такие характеристики имиджа, как «современный» и «несовременный», поясняет, что имиджелогия «связана с движением идей, изменением психологии, модой, этическими принципами, социальным протоколом. То, что было можно вчера, уже нельзя сегодня, а завтра это будет просто смешно» [30, 48\. Поэтому существуют «современные» темы, и если политик говорит на эти темы, то люди более внимательно вслушиваются в его речь. В настоящее время, замечает О. Ф. Потемкина, «современно говорить об экологии, профессионализме, этических принципах, семье и любви». Как видим, перечисленные здесь темы практически непосредственно
соотносятся с качествами, представленными в списке ЮНЕСКО. И это не удивительно, поскольку указанные темы связаны с глобальными проблемами современности, которые волнуют всех.
Рассмотрим основные структурные компоненты имиджа, ориентированного на восприятие, опираясь на опыт практикующих имиджмейкеров, отраженный в имиджелогической литературе. При этом, однако, необходимо проявлять критический подход, так как определения, содержащиеся в этой литературе, чаще всего не претендуют на точность, являются приблизительными, поскольку рассчитаны на читателей, по опыту знающих, о чем идет речь.
Так, во многих источниках упоминаются такие компоненты имиджа, как миссия, легенда, цели субъекта. При этом миссия нередко определяется как цель деятельности субъекта—прообраза имиджа. На самом деле это неверно. Во-первых, при таком определении миссию очень трудно отличить от собственно целей, которые также входят в структуру имиджа. Во-вторых, определяя миссию как цель, мы упускаем из виду эмоционально-оценочные характеристики миссии. Между тем ее главное отличие от целей деятельности субъекта состоит именно в том, что цели предполагают в первую очередь рациональное постижение, в то время как осознание миссии является комплексным, включает наряду с когнитивным аффективный и конативный компоненты. Психологи, ориентированные на практический результат и его осмысление, как правило, подчеркивают именно смыслообразующий, ценностно-эмоциональный аспект миссии.
«Заметной чертой великих людей является ощущение своей миссии, придающей жизни цель и направление. Это создает принципиальную разницу между людьми, достигающими успеха, и теми, кому это не удается.
<...> Люди с миссией сосредотачиваются на развитии своих способностей. Они уверенно стремятся к выполнению миссии, используя "необузданные желания", которые, говоря словами Микеланджело, создадут "божественную мощь". Они делают это изо дня в день, и это является для них настоящим удовольствием. <...>
Большинству людей недостает ощущения миссии. Они просто выполняют свою работу. "Посещают" школу. "Ходят" на работу. <...>
Неудовлетворение работой приводит к душевной раздвоенности. Свою жизнь люди делят на время, когда они должнызарабатывать деньги на жизнь, и на время, когда они хотят развлекаться. Эта раздвоенность начинается уже в школе разделением на занятия и каникулы. Она проходит через всю профессиональную жизнь и заканчивается лишь выходом на пенсию.
Раздел II. Индивидуальный имидж
Однако люди, добившиеся успеха, полностью выходят за пределы дихотомии "работа/развлечение": я делаю то, что мне нравится, и мне правится то, что я делаю. <...> Как бы мы это не назвали —.-страстью, призванием, великой целью, миссией — для тех, кто обрел это, появляется существенный повод продолжать жить в этом мире.
Вы должны найти миссию, которая привлечет вас, которая возбудит вашу страсть, приведет в дрожь, воспламенит. Вы будете просыпаться возбужденным, будете желать каждый свой день превращать в шедевр. Так выглядит жизнь, наполненная миссией.
Если бы каменщика, работающего на строительстве собора св. Петра в Ватикане сто лет назад, спросили: "Что ты делаешь", — он, возможно, ответил бы: "Кладу кирпичи, возвожу стену, просто делаю мою работу". Это один из типов человека — человек с единственной целью. Но он мог бы также ответить: "Я возвожу одну из важнейших святынь мира, строение, которое будет стоять веками как памятник тому, чего может достичь человечество, получив божественное вдохновение". Это человек с миссией».
(Источник:Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. С. 156.)
Таким образом, миссия — это компонент символической структуры имиджа, содержащий оценочно и эмоционально нагруженную информацию о том, во имя чего субъект—прообраз имиджа существует в обществе и занимается своей деятельностью, в чем состоит смысл его существования в данном качестве.
Понятие миссии широко применяется в имиджмейкинге при создании любых видов имиджа.
Столь же специфичным является понятие легенды. Считается, что из всех практических работ в имиджмейкинге построение легенды — самое трудное, в силу ее сложной структуры. Для появления легенды необходима демонстрация как минимум трех компонентов идеологии — целей, которые человек ставит перед собой, наличие реальных дел, которые показывают, насколько эффективно осуществляется движение к этим целям, и миссии, которая показывает, почему и зачем ставятся такие цели и во имя чего они выполняются. В том случае, когда эти три компонента логично, правильно и непротиворечиво увязаны между собой, и возникает особый эффект восприятия — легенда.
Наиболее эффективные легенды появляются в том случае, когда человек декларирует высокую общественно полезную миссию и демонстрирует реализм при постановке задач, ведущих к ней, а также активную ежедневную деятельность по реализации этих це-
§ 3- Имидж, ориентированный на восприятие
лей. Так, в отечественной политической культуре традиционно наибольшим уважением пользовались люди, декларировавшие глобальные миссии — божественные, пророческие, касающиеся благоденствия всех людей. В тех случаях, когда это сопровождалось высокой активностью в делах, эти люди достигали признания общественности и реальных результатов (революция 1917 г., влияние Распутина, старообрядцы и др.).
Если же из названных трех элементов хотя бы один отсутствует или плохо согласуется с другими элементами, имидж утрачивает цельность и зачастую становится негативным. Так, если в выступлениях руководителя не содержатся ответы на вопрос о том, во имя каких высоких целей проявляется его активность (какова его миссия), то у реципиентов может сложиться впечатление, что он просто преследует свои меркантильные интересы. С другой стороны, субъект, активно демонстрирующий миссию, но не подкрепляющий ее реальными делами, вскоре вызывает разочарование. За такой формой поведения в российской культурной традиции закрепилось название «маниловщина», от имени гоголевского персонажа. Если же в процессе наблюдения за субъектом выясняется, что при достойной миссии и высокой активности он не способен правильно формулировать промежуточные цели (неадекватен в средствах осуществления своей миссии), то результатом будет не просто разочарование, но осознание опасности такого субъекта как деятеля и желание приостановить его активность. Надо заметить, что даже неадекватная миссия или отсутствие последней не вызывает столь сильной негативной реакции у реципиентов имиджа, как неадекватные промежуточные цели. Ведь миссия есть не что иное, как отдаленная цель, которая если и будет достигнута, то неизвестно когда, и будет ли достигнута вообще. Промежуточные же цели, особенно при высокой активности субъекта, если они нерелевантны, несут в себе реальную опасность «здесь и сейчас». Примером этому из современной политической жизни может служить феномен Владимира Жириновского, который в своих выступлениях декларирует высокую миссию — благополучие России и россиян, при этом проявляет кипучую деятельность, но в качестве промежуточных целей предлагает либо неосуществимые, либо нежелательные (например, «мыть сапоги в Индийском океане»).
Итак, основу имиджа, его «каркас» составляет структура, состоящая из Миссии, Целей и Легенды (причем легенда включает в себя миссию и цели). При этом каждый из названных элементов и
Раздел II. Индивидуальный имидж
вся их совокупность могут быть адекватно выражены в виде высказываний. Следовательно, семантика имиджа должна включать оценочные значения. И действительно, миссия может быть признана релевантной или нерелевантной общепринятым представлениям о хорошем и должном; цели могут быть оценены как релевантные или нерелевантные миссии; высказывания, характеризующие деятельность и характеристики субъекта—прообраза имиджа, могут быть признаны истинными или ложными, соответствующими провозглашаемым целям или противоречащими им.
Миссия, цели и деятельность субъекта—прообраза являются, как уже сказано, основными, каркасными структурными элементами имиджа. Одной из их отличительных черт является простота вербализации. Эти элементы всегда могут быть представлены в виде высказываний. Причем во многих случаях такой перевод является тривиальным, поскольку выражающими их синтаксическими элементами являются высказывания. Действительно, миссия и цели могут быть описаны, как правило, только посредством высказываний, в устных или письменных выступлениях субъекта. Этим же способом, посредством устных или письменных выступлений, характеризуется и деятельность субъекта.
Из сказанного вытекает тот вывод, что основные структурные элементы имиджа в ходе его восприятия подвергаются верификации или фальсификации, т.е. сопоставляются с объективными критериями (реальностью, истиной, наличным положением дел), и уже на этом основании оцениваются как хорошие (подходящие) или плохие (негодные). Иными словами, имидж может быть признан ложным, если имиджеобразующие сообщения о деятельности субъекта-прообраза окажутся не соответствующими его реальной деятельности. Имидж может быть признан нерелевантным, если его миссия не соответствует разделяемым в обществе представлениям о добре и зле. Имидж может быть признан внутренне нерелевантным (несогласованным), если его цели вступают в противоречие с миссией.
Помимо основных структурных элементов, в любом имидже обязательно присутствуют элементы, которые мы назовем эстетическими. К ним относятся аудиовизуальные, кинестетические и прочие характеристики субъекта (черты и выражение лица, тембр, высота и сила голоса, антропометрические данные, запах, состояние кожи, цвет волос и т.д.), общеповеденческие особенности (быстрота реакций, порывистость или медлительность, движения
L § 3- Имидж, ориентированный на восприятие
глаз и т.д.), социально-психологические особенности (манера речи и используемый словарь, опрятность-неопрятность, стиль одежды и т.д.). Эстетические элементы имиджа в общем случае не подвергаются верификации (фальсификации), но могут производить позитивное или негативное впечатление на респондентов. Для того чтобы оптимизировать влияние этих элементов в структуре имиджа, необходимо как можно полнее учитывать психосемантические характеристики аудитории.
Иногда в имиджелогической литературе такие составляющие имиджа, как мимика, манеры, костюм, прическа, походка, голос, жесты, называют внешними, а менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и идей — внутренними. Кроме того, выделяют процессуальную сторону имиджа, которая включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций — все то, что относят к темпераменту, а также чувство юмора и артистизм.
Однако это деление, на наш взгляд, мало что дает как для анализа имиджа, так и для практики его создания и преобразования. Более плодотворным является предложенное различение элементов имиджа по характеру и критериям их оценки реципиентами. Одно дело — элементы, оцениваемые по объективным критериям (такие как миссия, легенда, цель, сообщения о деятельности субъекта), другое — элементы, оцениваемые по субъективным критериям (цвет волос, движения глаз и т.д.). Нельзя забывать о том, что имидж, ориентированный на восприятие, существует, как правило, в конкурентной среде. Например, если это имидж политика, то следует ожидать, что он будет подвергнут критике со стороны политических оппонентов. При этом, конечно, в первую очередь объектом критики станут элементы имиджа, оцениваемые по объективным критериям. Безусловно, если, например, в легенде политика обнаружатся несостыковки, оппоненты в первую очередь обратят внимание на них и в последнюю очередь — на его рыжие волосы и бегающие глаза. Это не означает приумаления воздействия эстетических компонентов на восприятие имиджа в целом. Это значит лишь то, что возможную критику имиджа, которая безусловно повлияет на его восприятие аудиторией, необходимо предусматривать в процессе работы над ним.
Что касается эстетических факторов, то важное место среди них занимают компоненты, выражающие сексуальность субъекта.
Раздел II. Индивидуальный имидж |
«Существует широкий спектр таких качеств, как фемининность и маскулинность. Мужчина и женщина, которых можно признать современными, должны обладать выраженными признаками как маскулинности, так и фемининности. Они должны быть четко идентифицированы по внешнему имиджу: женщина должна выглядеть как женщина, а мужчина — как мужчина. И, находясь в любом возрасте, они должны выглядеть романтично.
Кроме этого, очень важно, чтобы женщина обладала, помимо женских качеств, стойким характером, работоспособностью и самоотверженностью, а мужчина к своим мужским качествам должен добавить тонкость чувств, глубину переживаний, фантазию, воображение и интуицию.
"...Вряд ли вам удастся найти хотя бы одного человека во всей истории человечества. — пишет Н. Хилл, — который добился бы величайших достижений в любой области и не был при этом движим чувством любви, не обладал бы прекрасно развитыми сексуальными способностями.
Если же вы не доверяете истории на том основании, что ничего нельзя проверить, составьте список преуспевающих людей, которых вы прекрасно знаете, и попробуйте найти среди них хотя бы одного импотента... Но это не значит, что высокосексуальные люди — обязательно люди выдающиеся... Энергия любви должна быть преобразована в какую-нибудь иную энергию, иной вид желания и поступков, однако большинство людей, не понимая этой великой силы или злоупотребляя ею, опускаются до состояния животного".
"Тот, кто понимает эту чудодейственную силу и может развить и усовершенствовать ее, — пишет далее Н. Хилл, — будет обладать огромным преимуществом перед другими людьми. Эта энергия сообщается тем, с кем вы имеете дело, с помощью средств:
1. Рукопожатие. Прикосновение рук мгновенно показывает наличие "притягательности" или ее отсутствие.
2. Голос. Притягательность или/ сексуальная энергия "окрашивает" голос особенным образом, делая его мелодичным и приятным на слух.
3. Осанка и походка. Высокосексуальные люди двигаются легко, изящно и просто.
4. "Вибрация" мысли. Сексуально одаренные люди примешивают в свои мысли сексуальные чувства, сознательно или бессознательно влияя на всех окружающих.
5. Стиль. Высокосексуальные люди, как правило, следят за своей внешностью чрезвычайно внимательно. Они тщательно выбирают одежду, чтобы подчеркнуть свои природные данные..."»
(Источник:Зырянов В. И., Степаненнов В. В. Выборы губернатора. Модульный план подготовки кампании. Методические рекомендации. М.: Институт современной политики и Российский Центр обучения
§ 3. Имидж, ориентированный на восприятие
избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2000. С. 47-48.)
Рассмотрим общую последовательность действий по формированию индивидуальных имиджей. Основные, наиболее общие установки, которые лежат в основе стратегии создания индивидуального имиджа, ориентированного на восприятие, можно сформулировать следующим образом:
1. Уменьшить риск при строительстве и предъявлении имиджа. Это в первую очередь означает необходимость с большой осторожностью относиться к использованию «наведенных имиджей».
2. Найти оптимальные сценарии продвижения к целям конструирования: обеспечение психологической защиты, «попадание» имиджей на ожидание группы или конкретного человека.
3. Совместить оптимальные сценарии конструирования имиджа с особенностями субъекта—прообраза имиджа с тем, чтобы имидж использовался им легко, без лишнего напряжения и по возможности доставлял удовольствие.
По характеру взаимодействия с партнером или аудиторией стратегии можно классифицировать на «приспособительные» и «атакующие». Приспособительный имидж основан на соответствии сознательным и бессознательным ожиданиям партнера и провоцировании симпатии типа «Я—Я» и «Мы». Атакующий имидж, напротив, представляет собой разновидность психологического прессинга, навязывания своих норм и стереотипов, представляемых партнеру как необходимое средство для достижения его целей. Оптимальный выбор между этими типами зависит от ряда условий, в частности, атакующий тип имиджа предпочтителен при условиях:
♦ если по каким-то причинам необходимо быстро достичь цели построения имиджа под конкретного человека, даже ценой риска;
♦ если риск неудачи снижен благодаря наличию запасных вариантов;
♦ если выяснилось, что клиент имеет явное энергетическое древосходство над партнерам;
♦ если партнер переживает кризис и ищет рецептов решения своих проблем;
♦ если обнаружена явная симпатия партнера к клиенту;
Раздел П. Индивидуальный имидж =—=—==_=__====„_==
♦ если при том, что клиент и партнер являются лицами разного пола, партнер явно подчеркивал секс-символы в своем поведении.
В остальных случаях более предпочтителен приспособительный имидж. При построении приспособительного имиджа необходимо учитывать следующие рекомендации:
Во-первых, приспособительный имидж должен быть удобен для носителя, в частности не следует при его построении использовать ложных высказываний о несуществующих фактах, симулировать нехарактерные для клиента реакции.
Во-вторых, необходимо заранее решить, какой реальный недостаток клиента можно открыть партнеру с минимальным риском для его симпатии к клиенту.
В-третьих, в строящемся имидже должно быть несколько элементов, неясных для партнера, чтобы спровоцировать его любопытство.
Исходя из общих представлений о семантическом составе имиджа, можно наметить основные стратегические задачи при построении имиджа.
Первой задачей является обеспечение символьной основы для категоризации, которую будет осуществлять реципиент (аудитория). Необходимо включить в имидж легко распознаваемые символы, реализующие дистинктивные отличия субъекта—прообраза имиджа, указывающие на его принадлежность к социальной группе.
Вторая задача состоит в том, чтобы реализовать на символическом уровне подчеркивание личностных характеристик, которые семантически можно представить как введение субъекта—прообраза имиджа в понятие свой в отличие от понятия чужой. В создании имиджей политических лидеров это реализуется как продвижение лидера на роль знакомого и близкого нам человека. Сложность этой задачи состоит в том, что реально лидера никто не видит, он доступен только сквозь средства массовой информации. Каким образом, с помощью каких характеристик надо передать личность клиента так, чтобы она стала близкой? Здесь максимально используются те отсылки, которые должны быть максимально простыми и понятными большинству: подчеркивание его семейных характеристик, рассказы о домашних животных, помещение его в бытовой контекст и т.д. Такое позиционирование субъекта—прообраза имиджа способствует возникновению естественного доверия к нему со стороны аудитории и облегчает социальное влияние посредством имиджа.
... § 3- Имидж, ориентированный на восприятие
Третьей задачей является «вписывание» имиджа в существующее у реципиента (аудитории) представление о той роли, в которой субъект—прообраз имиджа «продвигается», например, в представление о политическом лидере, президенте, директоре, учителе. Для этого сначала осуществляется отбор тех объективных его характеристик, которые соответствуют этой идеализации. Например, лидер в нашем восприятия — компетентный, профессиональный, строгий руководитель. Далее происходит реализация данных характеристик в конкретных символах. На этом этапе, например, принимается решение о том, какая оправа очков должна быть у конкретного человека.
Эти три задачи являются главными, обязательными. Кроме того, в практике создания имиджей политических деятелей ставится множество дополнительных задач, успешное решение которых увеличивает эффективность построенного имиджа. Среди этих задач О. Ф. Потемкина [30, 37-49] выделяет следующие:
1. Вписывание клиента в семиотическую модель уже реализованного имиджа (например, «Сталин "как_продолжатель дела Ленина»), «привязывание» сегодняшнего политического лидера к сим-волизациям политических лидеров прошлого. В ряде случаев возникают сложности при отклонениях от этой линии. Например, Джона Мейджера трудно было представить продолжателем «дела» Маргарет Тэтчер, поэтому имиджмейкеры представляли его продолжателем политики консервативной партии.
<...> "\
5. Вписывание клиента в модель поведения актера, существом жизни которого является порождение знаков. Это более сложный тип поведения политического деятеля, в чем-то сродни актерскому. Но не только по однотипной реакции, которую мы ожидаем от его действия (рассмешить, увлечь, заинтересовать и т.д.). Политик должен вести себя, как бы утрируя ситуацию. Поскольку он вступает в модель общения не с одним слушателем, а с массовой аудиторией. Политик действует по канонам поведения в чем-то сродни актерским, но он наполняет их своим содержанием.
6. Семиотическое использование невербальных каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом необходимо учитывать отличия визуальной семиотизации от вербальной. Построение стратегии коммуникативного поведения должно осуществляться сразу по нескольким каналам. Центральным при этом становится визуальный канал, поскольку основной массив информации идет именно по нему.
Раздел И. Индивидуальный имидж
7. Активное использование сопутствующих символизации в плане визуальных характеристик партии (типа слона или осла как символов ведущих партий в США), символизации собраний, парадов и других перфомансов и даже места для сидения и выступления, наполнение пространства вокруг лидера символическими предметами, в частности, служащими атрибутами власти.