Особенности содержания этапов волевых действий при различной

Выраженности волевых качеств

+ интенсивность волевых качеств _
Особенности содержания этапов волевых действий при различной - student2.ru Этапы воле-вого дей-

Ствия

Волевые

Качества

Выбор цели, формирование модели желаемого результата Борьба мотивов Принятие решения. Программирование действия. Исполнение действия Оценка результата. Особенности содержания этапов волевых действий при различной - student2.ru Упрямство Обьективно необоснованное Отсутствует Быстрое и не обоснованное, иррациональное Действие может носить бесмысленный и разрушительный характер. Отсутствует Сильная воля: целеустремленость, решительность настойчивость в достижении цели, критичность Ясное осознание и принятие необходимости и возможности достижения планируемого результата, Обоснованное сопоставление возможных вариантов, нравственное предпочтение и личностное принятие одного из них Окончательный выбор варианта поведения, формирование поведенческой программы с учетом всех факторов. Устойчивость исполнительских действий, установка на системное достижение цели, преодоление психических и физических трудностей. Критическое осознание достигнутого результата, соотнесение его с мотивом совершенного действия. Слабоволие Слабое целеполагание, избегание трудностей. Низкая способность к всесторонней и обоснованной оценке вариантов Необоснованный выбор варианта поведения без стремления к завершению Неустойчивость исполнительских действий, быстрое истощение Удовлетворенность любым достигнутым результатом, нежелание его совершенствовать.   Повышенная внушаемость Внешне заданная цель принимается без критического анализа Отсутствует Дается извне Варианты действий от интенсивных до слабых Пониженная критичность, эмоциональная вовлеченность.

Решительность и смелость ¾ развивать быстроту и своевременность в принятии решений и выполнение практических действий; обучать способам поиска целесообразных действий и тщательному продумыванию решений и действий; развивать уверенность в принятии решений и действий; брать на себя ответственность за уже принятые решения и его выполнение в экстремальных ситуациях; развивать способность преодолевать чувства неуверенности, сомнения, страха.

Настойчивость и упорство ¾ развивать способность активно преодолевать трудности в процессе тренировки и соревнования; обучать преодолению, прежде всего личных недостатков и недостаточной энергии и активности в борьбе за достижение цели; сопротивляться снижению энергии и активности при неудачах ошибках, стрессовых состояниях, неожиданных трудностях.

Выдержка и самообладание ¾ обучать психической регуляции предстартовых, соревновательных и послесоревновательных состояний (стартовая апатия, стартовая лихорадка, болевой финишный синдром, психосоматический срыв и т.д.); умение сохранять активность, собранность, уверенность при неудачах в соревнованиях, при высоких результатах соперника, проигрыша первой половины игры, партии, при нарушении взаимодействий с партнерами, при проблемах судейства.

Вышеперечисленные качества и методы их развития неразрывно связаны друг с другом и взаимно обуславливают друг друга, но далеко не у всех спортсменов волевые качества развиты равномерно.

Формирование волевых качеств не может происходить стихийно. Эффективность волевой подготовки зависит от правильной организации тренировочного процесса и от достаточного внимания вопросам психологической подготовки, разделом которой является волевая подготовка спортсмена.

Самовоспитание воли

Волевая подготовка спортсмена ¾ повседневный, систематический процесс, который осуществляется круглогодично. Она не ограничивается системой воздействия со стороны тренера и спортивного коллектива. Она требует усилий от самого спортсмена, направленных на самовоспитание воли. Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся физической культурой и спортом.

Организуя самовоспитание, тренер должен заинтересовать своих учеников, убедить их в том, что они могут много сделать сами для себя. Интерес к самовоспитанию могут побудить книги, конкретные факты из жизни замечательных людей, их высказывания. Так выдающийся русский полководец, теоретик ведения войны и практик волевой подготовки своих «чудо – богатырей» А.В. Суворов говорил: «Выбери себе героя, присмотрись к нему, догони, поравняйтесь с ним и обгони».

Очень важно довести до сведения своих учеников основные принципы самовоспитания воли*:

а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется («В жизни гораздо больше сдавшихся, чем проигравших» - из энциклопедии Спортивного психолога)

б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий.

в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности (ошибок, неудач, срывов и др.) прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя.

Для этой цели необходимо регулярно сознательно выполнять все психологические этапы в каждом тренировочном уроке.

Эффективным самовоспитание воли становится при оказании спортсмену конкретной помощи и моральной поддержки со стороны тренера и авторитетных для него старших партнеров по спорту. Наиболее важным и сложным является самопознания себя для определения целей самовоспитания: изучение особенностей проявления воли, обнаружение в ней сильных и слабых сторон, составления характеристик спортсмена.

Таблица 11

Наши рекомендации