Кризис и творческий потенциал
Есть студенты, которые блестяще выполняют ежедневные работы в аудитории, но совершенно теряются на экзаменах. И наоборот, никак не проявляющие себя в классе ученики отлично справляются с трудными контрольными заданиями. Эти категории людей отличаются друг от друга не какими-то внутренне присущими только им качествами, а лишь сформировавшимися привычками реагировать на кризисную ситуацию, когда вопрос стоит так: "пан или пропал". Если ваша реакция соответствует критической обстановке, то кризис может прибавить вам сил, твердости, мудрости, которые в обычных условиях не проявляются. Искаженная же реакция может лишить вас и того умения, самообладания и способностей, которыми вы всегда располагали.
Спортсмены, предприниматели, политики, другие профессионалы и общественные деятели, действующие успешнее под давлением обстоятельств, - это люди, которые научились сознательно или умеют бессознательно правильно реагировать в чрезвычайной обстановке.
Чтобы не теряться в кризисных ситуациях, нужно:
- овладеть определенным мастерством в условиях, свободных от какого-либо давления и слишком сильных побудительных мотивов;
- научиться не оборонительной, а наступательной, даже агрессивной реакции на конкретные трудности, постоянно думая о конечной позитивной цели;
- научиться реально оценивать ситуацию с точки зрения ее возможного дальнейшего развития, не делая "из мухи слона" и не превращая сразу же любую, в том числе мелкую, незадачу или трудность в вопрос жизни или смерти.
Тренировка без давления
В кризисной обстановке под давлением обстоятельств мы порой способны чему-то быстро научиться, но едва ли сможем овладеть тонкостями мастерства. Бросьте человека, не умеющего плавать, в глубокий водоем, и перед лицом смертельной опасности он может найти в себе силы и поплыть. Критическая ситуация заставит его быстро научиться как-то держаться на воде. Но таким путем ему никогда не стать классным пловцом. Неловкие удары по воде руками, которые удержат его на поверхности "закрепятся" в мышцах и в нервной системе, и ему уже будет трудно научиться плавать правильно. При реальной угрозе, когда возникнет необходимость проплыть значительную дистанцию, такой неумелый пловец может легко погибнуть.
Доктор Толмен, проводивший опыты с крысами, обнаружил, что те из них, которые обучались в спокойной обстановке, действовали в условиях кризиса успешнее. Например, когда крысам, которые были хорошо накормлены и не испытывали жажды, позволяли свободно двигаться по лабиринтам, они, казалось, бесцельно бродили вокруг, ничего не запоминая. Позднее тех же самых крыс, но уже голодных, вновь помещали в лабиринт, и тут оказывалось, что они многому научились, ибо быстро находили верный путь к цели. Голод представлял для них кризисную ситуацию, и они хорошо с ней справлялись.
Другая группа крыс, которая была вынуждена учиться находить дорогу в лабиринт, испытывая голод и жажду, то есть под давлением слишком сильных побудительных мотивов, проявила меньше ловкости и умения. В их мозгу запечатлелся лишь один маршрут к желанной цели. Когда этот путь блокировали, крысы терялись и с величайшим трудом отыскивали новые дороги.
Чем острее кризис, в условиях которого вы чему-то учитесь, тем меньше вы усваиваете.
Профессор Гарвардского университета Джером Брунер также проводил опыты с крысами, которые должны были найти кормушку, пройдя через лабиринт. Крысы, которые не получали пищи в течение 12 часов, научились решать эту задачу после шести попыток, а крысам, которым не давали есть 36 часов, на это потребовалось 20 попыток.
Люди ведут себя точно так же. Бегущим в панике из горящего здания требуется в два-три раза больше времени, чтобы найти дорогу к спасению, чем тем, кто ее ищет в спокойной обстановке. А некоторые из бегущих вообще ее не находят. Чрезмерное давление обстоятельств парализует способность к логическому мышлению. Слишком большие сознательные усилия буквально "забивают" автоматический механизм реагирования. Возникает что-то похожее на тремор цели, о котором я говорил выше, и полностью утрачивается умение ясно мыслить.
Тот, кому посчастливилось как-то выскочить из горящего здания, запоминает, как правило, только один путь спасения. И если ему придется, волей случая, вновь оказаться в горящем здании, но уже иной планировки или если обстоятельства следующего пожара будут хотя бы слегка отличаться от предыдущего, он будет реагировать так же неадекватно, как и в первый раз.
Но проведите с этими же людьми соответствующие тренировки в спокойной обстановке, когда отсутствует реальная угроза и, следовательно, нет чрезмерной негативной информации, которая не позволяет четко мыслить и правильно действовать, - и они быстро научатся собранно, без паники покидать здание. После непродолжительной практики можно не сомневаться, что так же уверенно они станут действовать, если в самом деле начнется пожар. Их мышцы, нервная система запомнили общую гибкую схему реагирования. Сформировавшееся во время тренировок уравновешенное, спокойное отношение к происходящему будет воспроизведено в обстановке настоящего кризиса. Более того, одновременно они усвоят общие принципыспасения из любого здания при любыхчрезвычайных обстоятельствах. Они не будут жестко привязаны к какой-то одной разновидности реагирования, а смогут импровизировать, действовать спонтанно в различных условиях.
Вывод напрашивается сам собой:
учитесь, тренируйтесь в спокойной обстановке, без всякого давления - и вы усвоите новые знания, овладеете мастерством лучше и станете действовать в критических ситуациях успешнее.