Министерство высшего и среднего специального образования рсфср 3 страница
В качестве знаков привлекательности могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются и запускают схему — человек относится либо к привлекательным, и тогда переоцениваютсявсе его невидимые каче-
ства, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка
остального.
Очень хорошо это видно на примере такого слагаемого внешности, как телосложение. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое)—склонные к полноте люди, мезоморфное (атлетическое)—стройные, сильные, мускулистые и эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными исследователями показано, что тип телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны,.склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы, спокойны. В нашем обыденном сознании эти связи зафиксированы "Довольно прочно. Нам не представить чеховского «человека в футляре» толстяком, шекспировского весельчака сэра Джона Фальстафа—худым, нам не поменять астеническое телосложение Дон-Кихота на пикническое Санчо Пансы. От одной этой, казалось бы, простой замены потеряет правдоподобие все повествование.
Однако в первом впечатлении все эти «конструктивные» элементы не имеют особого значения. Главное другое — какой тип телосложения социально одобряется, а какой нет. Так, в исследовании, проведенном Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный мезоморфный тип получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Эндо-морфный тип — низкорослый толстяк — в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа — высокие и худые — занимали в оценке испытуемых промежуточное положение: они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничтожающей критике, как эндоморфный [13].
В другом исследовании Лоусон предлагал учащимся четвертого и шестого классов выбрать подходящие характеристики для трех изображений сверстников одного и того же пола и возраста — худого, полного и нормального сложения. Включенные в список 56 прилагательных давали возможность выбирать характеристики — положительные или отрицательные. На основании того же списка детей просили оценить их сверстников в классе. Как и в других исследованиях, толстяк на фото не пользовался успехом, а предпочтение, оказываемое нормальному телосложению, с возрастом росло. Однако, что для нас очень важно, стереотипные оценки человеческой фигуры никак не связывались с оценками реальных сверстников [см. по: 13].
С другой стороны, достоверно зарегистрирован факт мень-
шей привлекательности детей эктоморфного (астенического) телосложения — их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается, что и понятно, так как именно с возрастом человек начинает лучше ориентироваться в том, что одобряется группой,
а что нет.
Таким образом, привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. Но еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение. Это заключение может показаться просто неверным, так как тип телосложения как будто задан и не изменяется. Однако если вспомнить, что мы по-разному оцениваем, например, толстяка, который этого не скрывает, и толстяка, который стремится выглядеть подтянуто, то может быть вы согласитесь с тем, что знаком привлекательности являются усилия, затраченные на это приближение
к идеалу.
То же касается любых других слагаемых внешнего вида, которые поддаются изменению. Одежда важна не абсолютно, сама по себе, в своем соответствии моде или принятому в группе стандарту, а относительно усилий, стремлений, затрат. «Щеголь вовсе не пустой человек: он показывает всему свету, что на него поработало немало людей, что над его прической трудились лакей и парикмахер, а над брыжжами, шнурками, позументами... и т. д. и т. д. И это не просто блажь, красивая упряжь, нет, это знак того, что у него много рук. А чем больше у человека рук, тем он сильнее. Щеголь сильный человек» [51, с. 164].
Итак, можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым в некоторой группе образом. Механизмом формирования восприятия по этой схеме является все тот же стереотип, но теперь уже не прямо по знакам принадлежности к группе, а, если можно так выразиться, по их первой производной — по знакам желания быть отнесенным к данной группе.
Фактор отношения к нам. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии
партнера с нами.
Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащих другим людям, и просили оценить этих людей. [см. по: 127]. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» настолько велика, что разногласий с позицией привлека-
тельного лица испытуемые попросту не склонны замечать [159].
В приведенном эксперименте согласие задавалось впрямую. Однако существует огромное количество косвенных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки, одобряющие или ободряющие, улыбки в нужных местах, другие проявления, соответствующие вашей позиции, слова и даже сама манера держаться. Важно, чтобы во всем сквозило согласие... и включается схема восприятия по фактору отношения к нам. По сути это тоже стереотип особого рода. Здесь действует представление не о реальных социальных группах, а о субъективных группах, если можно так выразиться. Речь идет о тех группах, которые не «существуют в природе», т. е. не заданы общественными отношениями, а существуют в нашем сознании. Скажем, человек считает себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т. д. Это то же самое, что относить себя к группам умных людей, знающих инженеров, знатоков политики, футбола и др. А значит, иметь субъективные представления (стереотипы) о том, что такое умный человек, знаток футбола и т. д. И естественно, что знаком принадлежности к этим, группам будет согласие с ним, а дальше срабатывает соответствующий стереотип, т. е. схема отношения к нам как бы дополняет первые две. Если «сложить» их вместе, то получится, что все они дают возможность в первом впечатлении определить групповую принадлежность человека, степень его заинтересованности в ней и принадлежность к тем группам, которые важны для нас субъективно, например, умных, толстых,
знатоков поэзии и т. д. Все это осуществляется за счет одного механизма — стереотипизации.
Стереотипизация как механизм восприятия. Социальные стереотипы представляются нам основой формирования первого. впечатления, а социальная стереотипизация — главным механизмом этого процесса [2]. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или
людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Очень существенно для правильного понимания роли стереотипа в социальной перцепции то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность определенной группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. В этом пункте заключена основная загадка социальных стереотипов, которая очень часто мешает правильному пониманию их происхождения и функционирования.
Трудность состоит в том, что видимым «носителем» того или иного стереотипа всегда является конкретный человек. И поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения личного опыта человека, его
знаний о предмете стереотипа, т. е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к совершенно неверным выводам о том, будто социальные стереотипы возникают, как правило, на основе ограниченного прошлого опыта, появляются от «незнания» и что их основной смысл для человека — «сокращать» процесс познания за счет скороспелых обобщений. Однако такие объяснения приходят в противоречие не только с данными исследований, но и просто с теми фактами, которые известны большинству людей. К примеру, если существует стереотип «все работники торговли воруют», то сколько бы ни обогащался личный опыт общения с честными работниками торговли, стереотип от этого мало изменяется. Мало того, человек может быть женат на безусловно честном работнике торговли и все равно считать работников торговли склонными к воровству (за исключением своей Машеньки). Все дело как раз в том и состоит, что вопреки прямой видимости социальный стереотип не имеет никакого отношения к конкретному человеку и, следовательно, к его опыту и знаниям.
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Разные социальные группы, реальные или воображаемые, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Стереотипные представления используются и при взаимодействии гораздо менее значимых и выделенных групп — каждый может вспомнить такие стереотипы:
мальчишки из соседнего «вражеского» двора были другие, чем «наши»; живущие «за рекой»—другие, чем «на нашем берегу». Вот пример «территориального» стереотипа.
«По общеприятпому мнению, жителя Романьи обычно представляют экстравертом, человеком чувственным, щедрым, очень общительным, любящим компанию и споры, не дураком поесть, страстно обожающим политику, богохульником, который называет себя безбожником, но посылает жену и детей в церковь, ибо должен же кто-то в семье иметь дело с этим ,,болваном и бездельником" господом богом...» (Ф. Феллини. Феллини о Феллини [106, с. 12]).
Везде, где по тем или иным причинам можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге. Вот скажем, стереотипы времен гражданской войны:
«Донская учредиловка и левая эсеровщина. Так и осталось вроде несмываемой красно-сургучной печати. Наум Орлик! Тоже любил определять состав и навешивать сигнатурки. Аптекарский подход к человечеству — точнее сказать, к человеку — длился десятилетиями, нет ничего удобней готовых формул...» (Ю. Трифонов. «Старик» [103, с. 147]).
В любых, даже самых странных, стереотипах всегда можно отыскать ту группу, принадлежностью которой они являются. Согласитесь, что в следующих двух примерах социальный подтекст очевиден. Для носителей этих стереотипов очень важно
происхождение:
«Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади» (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» [59, т. 4, с. 50]).
«Ноги у него начинаются чуть ли не с самой груди; это, значит, порода»
(Ф. М. Достоевский. «Игрок» [35, т. 4, с. 319]).
Таким образом, социальный стереотип — это порождение группы; адекватно он может использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа — главное не ошибиться в ориентировке. Показателен в этом отношении литературный пример из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя — восприятие Чичикова Плюшкиным, который не любил военных «по странному предубеждению, будто все военные картежники и мотишки». Павел Иванович Чичиков — новое лицо, а надо знать, с кем имеешь дело, тем более после такого странного предложения — купить мертвые души.
«Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он, вытаращив глаза, долго смотрел на него и, наконец, спросил: „Да вы, батюшка, не служили ли в военной службе?" „Нет, — отвечал Чичиков довольно лукаво, — служил по статской". „По статской? — повторил Плюшкин и стал жевать губами, как будто что-нибудь кушал.—Да ведь как же? Ведь это вам самим-то в убыток?" „Для удовольствия вашего готов и на убыток". „Ах, батюшка!
ах, благодетель мой!"...»
«Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся
на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла, будто ее вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение. Он даже утерся платком и, свернувши его в комок, стал им возить себя по верхней губе». «...Плюшкин заключил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а верно, был в офицерах и волочился за актерками» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души» [27, т. 2, с. 368—369]).
Действие стереотипа впечатляет: Плюшкин не любит военных, подозревает, что Чичиков — военный, и поэтому не доверяет ему, потом выясняется, что его гость не служил, но доверия все равно не вызывает, и, следовательно (по логике стереотипа) , он все-таки, скорее всего, военный.
Задачей первого впечатления, как мы уже сказали, является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Однако дальше, по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень, так как меха-
нйзмы восприятия на межлйчностном уровне общения совершенно другие. Однако если стереотип слишком силен и продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах. Скажем, мы систематически ошибаемся в оценке собственных начальников, красивых женщин, а также все время попадаем в плен к подхалимам. В таких случаях необходимо попытаться уменьшить действие стереотипа. Сделать это можно, если не забывать о их существовании и знать те крючки, на которые «клюет» наш стереотип.
Если задуматься — все довольно просто. Раз нам одежда мешает правильно разглядеть человека, надо эту одежду... снять с него. Как? Например, просто вспомнить, как этот важный чиновник в шикарном костюме, властно разговаривающий с нами в подавляющем своими размерами кабинете, бегает по утрам трусцой в тренировочном костюме, кедах и шапочке с кисточкой. Если бы видели, то никакой официоз в одежде потом на вас не подействовал бы. Хороший совет, но где же нам это увидеть? Да зачем именно видеть! Ведь мы можем себе; это просто представить, вообразить, провести мысленный эксперимент.
Действительно, есть такой способ защиты от ошибок социальной перцепции—способ мысленного эксперимента. Владение им заключается в умении быстро поменять b] воображении все те признаки превосходства, которые были обсуждены выше — цена, силуэт, цвет одежды, независимость поведения,— на прямо противоположные. Ну, например, представить себе этого человека, перед вами по-хозяйски развалившегося в черной «Волге», стоящим дома у плиты, в переднике (одежда) и под аккомпанимент ценных указаний жены жарящего блины (поведение). Эксперименты показывают, что такие мысленные опыты очень быстро «проясняют» восприятие — иногда видно' действительное превосходство, иногда—его явное отсутствие. Интересно задуматься, не с этим ли связан обычно низко воспринимаемый статус членов семьи, которые за стенами дома имеют высокий статус («нет пророка в своем отечестве»). Не оттого ли это, что их как раз слишком часто видят то бегающими трусцой, то у плиты, то. играющими с внуками—не слишком ли часты «явные» эксперименты с одеждой и манерой поведения?
Таким образом, мысленный эксперимент может помочь уменьшить ошибку превосходства, ну а как с ошибками привлекательности и отношения к нам? Можно ли в человеке с отталкивающей внешностью разглядеть ум и доброту, а в льстеце неискренность и корысть?
Для управления впечатлением привлекательности (непривлекательности) также прибегнем к «переодеваниям», но только теперь меняем не силуэт, цвет, цену одежды, а аккуратность человека, который привлекателен для нас. Представим его в грязной, неопрятной одежде или с разноцветными всклокочен-
Закаэ № 725 |
ными волосами, с прической типа «взрыв на макаронной фабрике», а человека непривлекательного мысленно оденем с иголочки и со вкусом. Думаем, что это поможет разобраться в истинных свойствах интересующих нас людей.
Теперь попробуем снять ошибки отношения к нам. Мысленно представим человека, относящегося к нам хорошо, спорящим с нами по важному для нас вопросу: как он смеется над вами, вертит пальцем у виска, показывает нам нашу тупость и т. д. Несколько трудней вообразить человека, относящегося к нам плохо, согласным с нами во всех важных для нас вопросах. Но если это нам удастся, то можем получить неожиданный эффект, понять вдруг, что этот человек не таков, как мы его привыкли представлять.
Борясь с ошибками привлекательности и отношения, мы путем мысленного эксперимента меняем в воображении общую оценку данного человека. «Своего» мысленно делаем «чужим», а «чужого» на несколько мгновений—«своим». Не получается?! Возможно, вы не умеете быть объективным и принимаете свои предубеждения за истину в последней инстанции [34]. Но в любом случае вы должны осознать, что ошибкой является .;е CciMO по себе первое впечатление, построенное по схеме, а использование этого впечатления не по адресу — не в ситуации межгруппового взаимодействия, а в длительном межличностном общении, в котором к успеху приводят совсем другие способы восприятия, о которых пойдс' речь дальше.
СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко
Новые задачи. В постоянном общении законы и результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера—его актуального эмоционального состояния, динамики его отношения к нам, восприятие им ситуации. Здесь, по-видимому, восприятие партнера и понимание его происходят на другой основе, стереотипы мало помогают, если не мешают.
В самом деле: в реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом не столь важно, что мы далеко не всегда отдаем себе отчет в этом понимании, существенно, что оно даже в скрытом виде является регулятором нашего поведения. Вряд ли каждый может в любой момент общения объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. 'Однако это понимание у нас есть, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу, Значит, восприятие другого человека в общении дает нам ма-;
териал для выводов. Другое дело, что мы не знаем, что это за материал, что мы собственно восприняли и как это у нас, вышло.
Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, о его состояниях и переживаниях. Каждый знает это по собственному опыту. Известно и то, что способности адекватного восприятия других у разных людей разные. Многие слышали рассказы о великих врачах, которые только за время, пока пациент идет от дверей кабинета к столу, успе-;
вали составить о нем и о его болезнях вполне достоверное представление. Илиоб опытных следователях, которые только
раз посмотрят на человека и сейчас же все про него узнают. Такие выдающиеся способности восприятия можно было бы легко отнести за счет профессионализма, если бы каждый не знал в своем окружении людей, «хорошо разбирающихся в людях». У них-то откуда это? Ну, — скажет любой, — у них же опыт. Да, это верно. Опыт у них есть. Но опыт этот, как правило, совершенно не осознан, и поэтому так трудно его передать другому. Попробуйте выяснить у такого мудреца, «как он это делает», и вы убедитесь, что рассказать он не может. И в чем состоит этот загадочный опыт—в знаниях о том, как ведут себя люди в разных ситуациях, в личных воспоминаниях об общении или в чем-либо еще? А может быть, главное и не в наличии богатого жизненного опыта. Есть много людей, доживших до преклонных; лет, а ума (в смысле понимания людей, с которыми они имеют дело) так и не наживших. У таких людей явно есть большой жизненный опыт, но он не помогает им во взаимодействии. С другой стороны, есть совсем молодые люди, прекрасно умеющие вовремя увидеть что-то в партнере и понять, что с ним происходит. И наконец, маленькие дети—уж какой там у них жизненный опыт!—однако многие знают, насколько тонко и верно дети воспринимают взрослых, буквально чувствуют их. Вероятно, действительно есть способность, позволяющая за внешними признаками видеть внутреннее содержание. Этой способностью в большей или меньшей степени обладают практически все люди, но она может быть значительно усилена при наличии жизненного опыта и знаний.
Попробуем разобраться далее, как надо смотреть, чтобы увидеть и понять своего партнера? И что в принципе можно увидеть?
Зеркало души. Реальные основания для понимания другого человека по его внешности и элементам поведения действительно есть. Это достоверно установлено сейчас психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации. Вот примеры:
«Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно, были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя следы довольной усмешки» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души» [27, т. 2, с. 288]);
«...гостья... вся обратилась в слух: ушки ее вытянулись сами собой, она приподнялась, почти не сидя и не держась на диване, и, несмотря на то, что была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тонее, стала похожа на легкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновения» [там же, с. 428].
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет определен-
ное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках.
Конечно, самое привлекающее наше внимание в облике другого человека — его лицо, и это понятно, поскольку оно может сказать нам очень много о собеседнике.
«Здесь Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова,, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видно было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела» [там же, с. 284].
Действительно, можно сделать «умное» лицо и тем воздействовать на мнение о себе, а, кроме того, лицо часто бывает «одухотворенное», «смешное», «просветленное», «угрюмое» и т. д. и т. п. Первое и главное, что отражается в лице человека, его мимике,—это эмоции. Причем очень важно отметить, что исследования демонстрируют очень большие «способности» всех людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний—одна из основных функций лицевой экспрессии [137]. Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений—конфигураций мимики, выражащих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес [см. по: 123]. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее установлено, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Так, в исследовании Тай-ера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировалось только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Если предъявлялись картинки, где были только одни, например, брови, то и в таком случае это давало испытуемым достаточно много данных для предположения о чувствах, переживаемых человеком. Например, «до предела» поднятые брови оценивались как выражение сильного
Нейтральные |
Счастие |
Гнев |
Жестокость |
Страдание |
недоверия к партнеру; наполовину поднятые — удивления, чуть-чуть нахмуренные—задумчивости, сосредоточенности; сильно нахмуренные—гнева [184].
Восприятие эмоционального состояния человека по выражению лица происходит настолько точно и настолько быстро, что японскими психологами было предложено использовать схематичные изображения лица человека при переживании определенных эмоций для скорейшей передачи оператору информации о состоянии управляемой системы — машины. Оказалось, что этот способ информирования оператора — самый быстрый и надежный из всех, во всяком случае, намного опережающий по всем параметрам цифровые, графические, цветовые способы.
Обсуждая информацию, которую можно прочесть «с лица» человека, мы не говорили о роли направления взгляда — очень важном «инструменте» общения [160]. В самом деле, ведь неприятно, например, говорить с человеком, который все время не смотрит на нас, «отводит глаза».
«Телянин был перед походом за что-то переведен из гвардии.Он держал себя очень хорошо в полку, но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру... Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой» (Л. Н. Толстой. «Война и мир» [100, т. 4, с. 176]).
И обратное не очень приятно—когда на нас все время пристально смотрят. Что же «выражает» направление взгляда?
Экслайном и Винтерсом [138] показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого . процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается,—больше [186]. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера—только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи [123].
Взгляд—очень важный показатель в общении. Например, в исследовании Меграбяна интервьюер брал интервью одновременно у двух человек, но смотрел преимущественно на одного из них. В результате тот, на которого смотрели больше, оценивал интервьюера более положительно, а тот, на кого меньше, — более негативно, считая при этом, что то, что он говорил, было ему неинтересно [167]. В другом исследовании, проведенном Вайсбродом [по 134], изучалось восприятие направления взгляда во время семинара. Докладчик считал, что тот, кто на него больше смотрит, лучше его понимает и более положительно оценивает. Те же, на кого много смотрел сам
докладчиик, считали, что их мнение и оценка особенно важны для него. В общем и целом можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо к нам действительно очень хорошо относятся. Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и характеристики его взгляда.
Однако, хотя лицо, по общему мнению, является главным источником психологической информации, тем не менее во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Связано это с тем, что лицевая мимика довольно хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожие представления о том, что, так как «на лице все написано», оно может выдавать человека, даже когда он этого не хочет. Специальные исследования показали, что это не совсем верно. Так, в работе Экмана и Фризена [136] показано, что степень «контролируемости» частей тела как источников информации зависит от трех основных характеристик: 1) «пропускной способности», т. е. количества различных по значению сигналов, которые можно посылать в единицу времени; 2) внешней обратной связи со стороны партнеров и 3) внутренней обратной связи — через осознание своего экспрессивного поведения. Так как лицо весьма выразительно, очень хорошо видимо для других, а следовательно, вызывает мощную обратную связь, а также выражения лица достаточно хорошо осознаваемы, то лицо хорошо контролируется. Во всяком случае, во много раз лучше, чем тело.