Эмоциональные свойства личности и их влияние на коммуникацию
Люди отличаются друг от друга не только размерами своих конечностей и наличием или отсутствием самомнения. Они неодинаково воспринимают не только себя, но и окружающий мир и суетящихся в нем других гомосапиенсов.
Некоторые вещи их при этом печалят, другие вызывают желание «врезать», третьи пуститься в пляс, четвертые — опрокинуть стопку.
Психологи утверждают, что при восприятии человеком окружающего мира у него имеют место различные эмоциональные состояния и неодинаковые их проявления.
Они являются отражением личной значимости для него и неодинаковой оценки им внешних и внутренних раздражителей в форме переживаний.
Эмоциональные состояния различаются по продолжительности, по силе, по форме проявления, по своим последствиям и по другим признакам. А это служит основанием для их разделения на аффекты, стрессы, различные чувства и настроения, которые являются обычным явлением в процессе коммуникации..
Эмоциональность является одной из важнейшее характеристик темперамент личности и представляет собой ее чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Она характеризуется более частым и более сильным, чем это в среднем свойственно людям, проявлением эмоциональных реакций.
Иногда в темпераменте выделяют два эмоциональных свойства — эмоциональную возбудимость и силу эмоций. Основными характеристиками эмоциональности являются впечатлительность, импульсивность я эмоциональная лабильность.
Впечатлительность человека — это его чуткость к эмоциональным различным воздействиям. Импульсивность — это быстрота, посредством которой эмоция побуждает его, не задумываясь, к определенному поведению и действию. Эмоциональная лабильность — это быстрота прекращения определенного эмоционального состояния или смены одного другим.
В зависимости от степени выражения разных характеристик эмоциональности среди общающихся выделяются их различные эмоциональные типы. Каждый из них имеет свои особенности, сказывающиеся на характере его коммуникации.
Хейманс и Ле Сенн произвели в соответствии с этим классификацию людей, в которой выделяются их эмоциональных типы. Учет их особенностей может принести значительную пользу в процессе коммуникации.
Нервный типотличается сильными и беспорядочными эмоциональными проявлениями. Он активно реагирует на эмоциональные ситуации, но его эмоции непродолжительны. Однообразие такой человек переносит с трудом, ему все время нужны новые впечатления. У него возможны проявления подозрительности. Он может руководствоваться только своими сиюминутными желаниями и настроениями.
Сентиментальный тип — это обычно мечтательная личность, требующая к себе мягкого, доброжелательного и бережного отношения. Она отличается высокой эмоциональной возбудимостью, долго и глубоко переживает свои чувства, как положительные, так и отрицательные, часто к ним возвращается.
Для бурного типа характерно неистовое проявление своих чувств, постоянная жизнерадостность и хорошее настроение. В процессе коммуникации он с сочувствием относится к другим, не скрывает при этом своих симпатий и антипатий, недолго помнит неприятности, но активно проявляет недовольство, когда слышит негативные высказывания в свой адрес.
Непросто общаться с увлеченным типом, который обычно полностью чем-либо увлечен и хочет все время говорить о своем увлечении. Чтобы добиться его благорасположения, следует проявить интерес к его увлечению.
Сангвинический тип при общении оптимистичен, спокоен и маловозбудим, флегматический — спокоен, уравновешен и холоден. Аморфный тип отличается тем, что не проявляет особого интереса к собеседнику и к тому, что он говорит и что делает. Пробудить в нем эмоции непросто.
Немалые трудности могут возникнуть при общении с апатичным типом, который обычно проявляет безразличие к другим его участникам и к тому, что они говорят. Он не получает удовлетворения от общения, по возможности, избегает его и стремится к одиночеству.
В процессе коммуникации нельзя не принимать во внимание то, к какому типу эмоциональной стабильности относятся другие ее участники. В этом плане выделяются эмоционально стабильный и эмоционально нестабильный типы, которые отличаются частотой смены настроения
На общение влияет и то, что у его участников имеется неодинаковая степень тревожности, т.е. у них разная предрасположенность к частым проявлениям состояния тревоги. Когда у человека уровень ее высок, он оценивает неопасных людей как угрожающих и при общении с ними без надлежащих на то причин начинает испытывать чувство тревоги.
Общающиеся отличаются и неодинаковой эмоциональной восприимчивостью к приятным и неприятным впечатлениям и воздействиям. Одни из них при неприятностях выходят из себя, возмущаются, а при приятных впечатлениях и воздействиях не проявляют особых эмоций.
Другие же ведут себя иначе: неприятности воспринимают спокойно, а при приятных впечатлениях и воздействиях открыто демонстрируют свое удовлетворение или радость.
В связи с этим употребляются понятия «оптимизм» и «пессимизм», которые характеризуют положительную или отрицательную систему взглядов на происходящее вокруг, в том числе и в процессе общения. Исходя из этого, общающихся можно разделить на оптимистов и пессимистов.
Легче общаться с оптимистом, для которого присущ общий положительный тон восприятия происходящего и ожидаемого. Сложнее контактировать с пессимистом. Он с недоверием, с чувством безысходности воспринимает происходящее и будущее, слова, поведение и действия людей.
Оптимисты воспринимают неприятности как временные явления, а пессимисты полагают, что они носят постоянный характер. Пессимистам присуща и переоценка неприятностей, а также перенос их на других.
Характер общения зависит и от степени застенчивости, присущей участвующим в нем лицам. Само понятие «застенчивость» определяется неоднозначно. Одни полагают, что это постоянное эмоциональное состояние стеснения. Другие считают, что это та черта человека, которая связана с его стремлением избежать коммуникации.
Есть и точка зрения, согласно которой застенчивость характеризуется склонностью ее носителя к робкому или стыдливому поведению. Психологи утверждают, что застенчивость у общающихся явление нередкое (до 30 % у женщин и до 23 % у мужчин).
Потомки Адама и Евы в процессе коммуникации еще не полностью избавились от чувства стыда и неловкости, хотя в последние годы наши современники в этом отношении достигли «потрясающих» успехов. Тем не менее, сохранились еще и стеснительные люди, и те, которым стеснительность мешает в общении. Правда, их осталось так немного, что их можно демонстрировать в музее, как феномен или местную достопримечательность. Они отличаются тем, что в присутствии других не решаются говорить, хоть в голове у них необходимых для этого извилин бывает нередко больше, чем у других.
Лорд Честерфильд рекомендовал таким людям не доводить свою стеснительность до абсурда, управлять ею и не терять дар речи при коммуникации с другими личностями, повышать при этом свой боевой дух, осознанием того, что они не хуже других.
В большинстве случаев застенчивость — свойство прирожденного характера, но она бывает и результатом пониженного самоуважения или неудачного опыта общения. Для застенчивых людей присущи малообщительность и озабоченность взаимоотношениями с окружающими. Застенчивые люди отличаются и стрессовым реагированием на обычные ситуации.
Они чувствуют себя неуютно, когда оказываются в центре внимания или когда их оценивают. Им присущи излишнее беспокойство и мнительность, они нерешительны, недостаточно настойчивы, им непросто принимать решения.
Застенчивые люди часто имеют проблемы при общении, особенно при групповом и при контактах с лицами противоположного пола. Они обычно испытывают неловкость, стараются не быть в центре внимания, немного и негромко говорят.
Они охотнее слушают, чем говорят, стараются не конфликтовать, не спорить, не задавать лишние вопросы, а свое мнение или не высказывают, или высказывают робко и неуверенно. Ответы застенчивых людей на вопросы часто неразвернутые, их трудно вызвать на разговор и активное общение.
При групповой коммуникации они обычно держатся обособленно, редко вступают в разговор. Им трудно подбирать слова.
Если такие люди оказываются в центре внимания, они теряются, не знают, как адекватно реагировать на слова и действия других и общение становится для них в тягость. По утверждению П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, крайняя степень застенчивости может привести при общении человека к таким негативным последствиям:
1. К его социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишить его радости общения.
2. К уязвимости в стрессовых ситуациях.
3. К неправомерной оценке себя, как ущербной и неполноценной личности, резко отличающейся от общающихся.
4. К недооценке истинных качеств лица, которому застенчивость свойственна. Особенно, когда оно стремится преодолеть ее развязностью, деланной напористостью или шумным поведением.
5. К неправомерной оценке застенчивых людей, как высокомерных заносчивых, неприятных.
6. К затруднениям в выражении своего мнения, в отстаивании своей позиции, к потере ими душевного спокойствия, к негативным ненужным переживаниям, к избеганию контактов.
Не меньше проблем при коммуникации доставляют и лица, отличающиеся противоположным качеством, т.е. беззастенчивые. Это бесцеремонные до бесстыдства люди, общительные до навязчивости и безмерно свободные в общении. Они авторитарны, мало или вообще не контролируют свои эмоциональные проявления, свое поведение, чрезмерно конфликтны.
В. Н. Куницына выделила пять типов беззастенчивых людей. Они имеют некоторые различия, которые полезно учитывать при общении:
1. Импульсивные, сильно темпераментные особы, для которых характерно отсутствие юнтроля за произносимыми словами и своим поведением.
2. Плохо воспитанные люди и те, кто стремится любыми путями самоутвердиться. Они способны неожиданно и беспардонно прервать общение. Чувство меры и такта им не присуще.
3. Бесцеремонные и навязчивые до хамства эгоцентрические особы, которые всегда хотят быть в центре внимания.
4. Морально ущербные личности. Хоть внешне и вежливые, но наглые и самовлюбленные. Вежливость же проявляют в основном только по отношению к вышестоящим.
5. Те, кто, стремясь скрыть присущую им застенчивость, впадают в противоположную крайность.
Не всем присуща в одинаковой степени эмоциональная чувствительность особого рода, которая называется сентиментальностью. В связи с этим общающихся по степени наличия ее у них можно разделить на сентиментальных и несентиментальных.
Сентиментальность — это излишняя эмоциональная чувствительность, имеющая оттенок слащавости, природной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальным можно назвать того, кто способен без особых причин растрогаться, расчувствоваться, разволноваться, расплакаться.
Такой человек чувствителен и пассивен, склонен к созерцательности и любованию своими переживаниями. Нередко из-за пустяшных событий он вздыхает, охает, другими средствами, в том числе и слезами, выражает свои эмоции.
При общении следует учитывать и то, что люди различаются и по степени проявления у них эмпатии, т.е. эмоциональной способности воспринимать волнение и чувства других. Проявляется эмпатия в форме сопереживания и сочувствия. Лица имеющие ее высокую степень, отличаются общительностью, доброжелательностью, мягкостью и эмоциональностью.
А тем, кому эмпатия или мало присуща, или вообще отсутствует, присущи замкнутость, недоброжелательность и малообщительность. Недостаток эмпатии может быть или прирожденным свойством общающихся, или результатом их плохого воспитания, или итогом испытываемого ими психологического дискомфорта-депрессии, тревожности, агрессивности. Считается, что женщинам и детям эмпатия при общении более свойственна, чем мужчинам. Есть в ее степени различия и по национальному признаку.
Важным качеством личности, влияющим на общение, является наличие или отсутствие у нее совестливости, т.е. эмоциональной способности испытывать вину, раскаиваться в сказанном или содеянном.
Психологи полагают, что мужчины менее склонны к такой способности, чем женщины. Сказывается на ней и степень религиозности, и нравственного воспитания, и примера других. К сожалению, в наше время уровень совестливости в целом у людей сильно понизился, что нельзя не учитывать при коммуникации.
Нужно также принимать во внимание и уровень обидчивости, тоже не в одинаковой мере присущей ее участникам. Обидчивость рассматривается как эмоциональное свойство личности, определяющее легкость возникновения у нее чувства обиды.
Чрезмерная обидчивость присуща самовлюбленным и тщеславным особам, отличающимся гипертрофированным чувством достоинства. Они неправомерно оценивают самые обычные адресованные им слова и действия, как обидные.
Они также постоянно подозревают других в том, что они стремятся их обидеть, хотя те об этом и не помышляют. Чрезмерная обидчивость нередко связана со склонностью к агрессивному поведению, которое может привести к конфликтным ситуациям.
Правильно поступает тот, кто учитывает то, что среди общающихся не в одинаковой степени проявляется и такое человеческое качество как гневливость. Она является устойчивым эмоциональным свойством личности.
Она находит свое выражение в том, что личность склонна воспринимать многие слова и ситуации как провоцирующие, даже если они такими не являются. Спектр гневливости весьма широк — от простой досады до бешенства. Имеются различия в ее степени у лиц разного пола. Считается, что мужчины более, чем женщины, гневливы.
Некоторым общающимся присуща мстительность, т.е. склонность к обязательному возмездию за причиненное им зло. Мужчинам она присуща в большей степени, чем женщинам. Вряд ли мстительность можно отнести к положительным качествам личности.
Не следует забывать при коммуникации и о наличии или отсутствия у ее участников завистливости, т.е. подозрительного отношения к другим. Наличие ревности, связанной с завистью, тоже их не украшает.
Она обычно связана с мучительным сомнением в верности объекта или знанием об его неверности. Чувство ревности может быть результатом различных факторов, в том числе природного.
Тираническая ревность присуща самодовольным, мелочным и деспотическим личностям. Они обычно предъявляют другим высокие, трудновыполнимые или вообще невыполнимые требования, что приводит к охлаждению при коммуникации.
У лиц с тревожно-мнительным характером, неуверенных в себе, пессимистов ревность может проявиться от ущемленного самолюбия. Они часто видят соперников в каждом встречном.
Как отдельный вид выделяется обращенная ревность, которая является результатом собственной неверности и необоснованно приписывается партнеру.
Существует и привитая ревность т.е. внушаемая со стороны. Затрудняют общение завистливые особы, отличающиеся тщеславием, чрезмерным честолюбием и эгоизмом.
Эффективность влияния эмоционального состояния и эмоциональных проявлений на общение в немалой степени зависит от способности и умения общающихся своевременно различать и управлять ими в нужный момент в нужном направлении.
Человек, не умеющий контролировать собственные эмоции, нередко в большей или в меньшей степени испытывает трудности в процессе коммуникации, а иногда и является «персоной нон грата» для других участников. И наоборот: результативность коммуникации личности, полностью управляющей своим эмоциональным состоянием и его проявлениями, весьма высока, а другие ее участники относятся к ней как к «персоне грата».
Немаловажное значение для коммуникации имеет также и способность, и умение человека по различным внешним признакам делать правильные выводы об эмоциональном состоянии других ее участников и после этого адекватно реагировать на него. Если у общающихся проявление собственных эмоций не контролируется или контролируется недостаточно, перед ними стоит нелегкая задача не допускать их ненормирванного проявления, нередко приводящего к конфликтам и к другим неприятным последствиям.
При этом нельзя не учитывать, что существуют общечеловеческие правила и формы проявления эмоций, базирующиеся на нормах права, морали, религии. Существуют также правила и формы выражения эмоций, характерные для разных народов, различных культур, этнических и религиозных групп.
Руководствуясь ими, а также исходя из уровня своей общей культуры, правосознания, воспитания и образования, каждый участник коммуникации вырабатывает и использует в ней свои правила и формы управления своим эмоциональным состоянием, проявлением его по отношению к другим лицам, а также собственной реакцией на чужие эмоции.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБЩЕНИЕ
Чтобы отличить одного человека от другого часто не приходиться прилагать для этого особых усилий. Это с одной стороны. А с другой, среди людей нередко можно обнаружить и то, что их объединяет.
В связи с этим издавна проявилось стремление выделить определенные типы их темпераментов на основе различий и сходства. На западе грани между понятиями «тип темперамента» и «тип личности» весьма размыты и они отождествляются.
Е. П. Ильин выражает в этом сомнение. «Тип личности», — подчеркивает он, — в основном представляет собой в той или иной мере соотношение типов темпераментов и редко когда между типом личности и типом темперамента можно поставить знак равенства».
С Е. П. Ильиным можно спорить, доказывая тождественность понятий «тип личности» и «тип темперамента», но не признавать влияние типа темперамента общающихся на интенсивность и характер их коммуникации нельзя. Поэтому будет весьма уместным вспомнить типологию темпераментов, произведенную в далекие времена Гиппократом.
Этот мудрый древний грек выделил у людей 4 типа темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Каждый из них имеет свои особенности в общении. Достаточно разумно поступает гот, кто в процессе коммуникации учитывает это у тех лиц, которые в ней принимают участие.
Это дает ему возможность в значительной степени предугадать высказывания, поведение и действие. И в соответствии с этим управ и своим, и чужим поведением, чтобы добиться поставленной цели.
Свои особенности имеет общение с сангвиником, поведение которого при этом отличается высокой активностью, живостью, энергичностью, подвижностью и мимическим разнообразием.
Человек сангвинического типа охотно вступает в коммуникацию склонен к легкому ее изменению, адекватно реагирует на складывающуюся ситуацию. Однако не благоприятствуют общению с ним нередко проявляющиеся у сангвиников излишняя активность, невнимание к собеседнику, поспешность в суждениях, легкомыслие, суетливость.
Своеобразием отличается общение с флегматиком — человеком в общем со спокойным и ровным характером, терпеливым и рассудительным, но медлительным, мало использующим средства внесловесной выразительности и мало подверженным эмоциям.
Холерику присущи активность, энергичность, быстрота, резкость, порывистость, безудержность, вспыльчивость. Он склонен к быстрым сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда агрессивен.
Имеет свои особенности и коммуникация с людьми меланхолического типа. Им присущи замедленность движений, низкий уровень активности, быстрая утомляемость и сдержанная речь. Однако за внешней невозмутимостью у меланхолика нередко скрывается эмоциональная активность.
У вступающих в коммуникацию есть возможность по внешним признакам, по невербальным проявлениям определить к какому типа темперамента относится тот или иной ее участник и после этого определить свою конкретную манеру общения с ним.
Сангвинику нередко присущи жирное тело, красивое лицо, горячая и влажная кожа, красивой и удлиненной формы ногти, живая мимика и выразительные движения.
Холерик же чаще отличается густыми, опускающимися на лоб волосами, сухой и горячей кожей, худощавостью. Он энергичен, решителен, подвижен и говорит быстро. Имеет и мало приятные проявления — раздражителен, может выходить го себя из-за пустяков, не всегда ведет себя и действует обдуманно.
Флегматик — это нередко человек, склонный к полноте, с большими руками и влажной кожей, мягким и неупругим телом. Лицо у него мало изменяется, речь не быстра, а движения минимальны. Его трудно взволновать, вызвать у него смех или грусть. Обычно считается, что флегматик отличается «толстокожестью» и безразличен ко всему.
Однако он может незаметно для окружающих долго накапливать в себе энергию, а когда она достигнет критической массы, бурно ее проявить. У меланхолика движения и мимика выразительны, он хмур, мрачен и необщителен, робок и неуверен в себе. Голос у него негромкий, взгляд несмелый. Он болезненно чувствителен, очень обидчив. Внешним признаком меланхолика нередко являются и большие мочки ушей.