Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 9 страница
5. Игры —последовательные трансакции,которые основываются в большей степени на индивидуальном, чем на социальном программировании. Это набор скрытых или невыраженных, а также открытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Игры проходят с переменным успехом для играющих. Результат находится внутри человека, его нет в окружении. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать. Вся последователь ность трансакций происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей.
6. Интимность —искренние,не основанные на игре отношения, подразумевающие свободные взаимные отдачу и получение, от сутствие эксплуатации. Это индивидуальное программирование, из которого исключены социальное программирование и скрытые по буждения. Создание интимности — наиболее оптимальное решение проблемы, связанной с ведущими мотивами.
Большинству из нас хотелось бы получать исключительно по зитивные безусловные признания, признания важности существова ния. Однако более обычны условия, когда мы желанны или люби мы, только пока мы достаточно милы, благоразумны или водимся с теми, с кем следует. Интимность предполагает вторжение в область чувств. Признание в любви — это высшая степень признания, при этом чем выше уровень признания, тем ниже уровень безопасности. В интимности он минимальный. Многие из нас живут в условиях хронического дефицита воздействия и испытывают неудобство, ког да получают или оказывают положительное воздействие.
В соответствии с тем или иным актуальным состоянием человек наполняет различным содержанием время своей жизни. Так, уходом может заниматься Родитель, рассуждая о нормах и правилах поведе ния других людей, об их ценностях и смыслах. Взрослый уходит в упражнения на мыслительную рефлексию. Адаптивное Дитя уходит в страшные, а Свободное Дитя — в радостные фантазии.
– 202 –
В выполнении ритуала Родитель находит дисциплинирующий элемент (одному из двоих пожмет руку, другого игнорирует). Взрос лый совершает ритуал автоматически, как обмен информацией о при сутствии человека. Дитя участвует в ритуале с определенной целью (место в троллейбусе уступит, если от этого будет какая-то польза).
Во времяпрепровождении Родитель осуществляет коммуника ции с Родителем по поводу норм, правил, требований их соблюде ния, осуждения чужих поступков, не соответствующих правилам. Взрослый собирает информацию либо в зависимости от цели, либо на любую тему в надежде, что, может быть, услышит что-то новое.
Адаптивное Дитя рассказывает «страшилки», Свободное Дитя — пересказывает фильмы, комиксы и пр.
Игры чаще всего начинают Адаптивное Дитя и КритикующийРодитель. Цель игры — получить негативные переживания. И тот и другой могут выполнять роль Спасителя.
Деятельностью занимается Взрослый,способный к целепола-ганию, планированию. Иногда в эту процедуру вовлекается эго-Ро дитель для соблюдения норм и правил. Дитя подключается в ситуа ции творчества.
Интимность доступна только Свободному Ребенку.Лишь в этомсостоянии человек способен идентифицировать свои потребности и чувства, называть их, требовать и получать.
Как замечает Т. Харрис1, одной из причин критики, утверждения, что психотерапия ненаучна, является отсутствие основной единицы анализа и наблюдения. Трансактный анализ предлагает такую науч ную единицу.
Основной единицей социального взаимодействия в трансактном анализе считается поглаживание или трансакция. Трансакция — это обмен поглаживаниями (социальное подкрепление). Все виды соци ального поведения включают в себя трансакции. Во время трансак ций у человека доминирует одно из трех эго-состояний. Трансакция, таким образом, имеет место между эго-состояниями, участвующими
в обмене стимулами и реакциями.
1 Харрис Т. А. Я хороший, ты хороший. М., 1992.
– 203 –
Если один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и т. д., на языке ТА это назы вается контактом. Два или более контакта составляют трансакцию.
Дополнительные (комплиментарные) трансакции. Совпадениенаправлений трансакций «стимул» — «реакция». Это трансакции, при которых люди получают реакцию того эго-состояния, к которо му они обращались. Дополнительные трансакции ясны и понятны, даже если это трансакции между Ребенком и Родителем. Существует девять возможных типов этой трансакции(В-В,Рб-В,Рд-В и др.).
Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, поставленное из определенного состояния «Я», лич ность не получает ожидаемый отклик из определенного состояния «Я» другой личности. Берн определяет дополнительную трансак цию как соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровым человеческим отношениям. Например, если чуткий муж утешает свою жену, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие является соответствующим ее потребности в покрови тельстве. Дополнительные трансакции могут существовать и про исходить между любыми двумя состояниями «Я». Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель-Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом; как Взрослый-Взрослый при решении каких-либо проблем: как Ребенок-Ребенок или Ребенок-Родитель, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием «Я» другой личности, нахо дясь в состоянии или Я-Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому, то трансакция является дополни тельной. Линии коммуникаций открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т. п. — все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции. Чтобы полностью понять сказанное, необходимо учитывать невер бальные аспекты трансакции так же хорошо, как и произношение слова. Для лучшего понимания следующих примеров предполагает ся, что взаимодействие является непосредственным, а словесные и невербальные сообщения совпадают.
– 204 –
Перекрестные трансакции. В этом случае трансактная реакцияисходит от эго-состояния, отличающегося от того, к которому обра щаются, и/или может направляться эго-состоянию, которое не посы лало первоначального импульса. Перерыв может быть мгновенным
и незначительным, но коммуникация может быть прервана полно стью. Этот тип трансакции также ясен. Существует 72 возможных типа, но лишь некоторые из них встречаются часто. Пересекающиеся трансакции возникают в ситуации,когда два человека стоят,свирепо глядя друг на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не хо тят продолжать разговор или приведены в замешательство тем, что только что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающая ся трансакция возникает в тех случаях, когда на стимул дается нео жиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние «Я», и коммуникации пересекаются. С этого момента люди стремятся уда литься, отвернуться друг от друга или изменить направление разго вора. Если муж не четко отвечает своей жене: «Ну как ты думаешь, я себя чувствую?», то он, вероятно, тем самым отталкивает ее от себя. Пересекающиеся трансакции — частые источники неприятностей возникающих между людьми: между родителями и детьми, между мужем и женой, между руководителями и подчиненными, между преподавателями и студентами. Человек, начинающий трансакцию
и ожидающий ответ, не получает его. Он чувствует, что ему перечат,
и часто испытывают чувство пренебрежения и непонимания. Трансакции могут быть также прямыми и косвенными, откро-
венными и разбавленными, интенсивными или вялыми. Косвенныетрансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с дру гим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит. Например, мужчина может быть слишком робким, чтобы сказать прямо своему начальнику то, что он хочет и говорит это сотруднику, надеясь по лучить сообщение.
Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный оттенок. Сообщения скрывают в форме подшучивания. Например, один кур сант может сказать другому: «Эй, гений, когда ты собираешься за кончить эту книгу? Я тоже хочу прочитать ее». Тот может бросить ему книгу со словами: «Вот она, ротозей, лови ее, если сможешь».
– 205 –
а) первого типа б) второго типа
Рис. 1. Пересекающиеся трансакции
Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и от личаются отсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говорит мужу: «Хотела я бы знать, мы выберемся поужи нать сегодня вечером вместе?», — а он отвечает: «Мне все равно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая».
При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и откровенными и в случае необходимости — интенсив ными. Эти трансакции являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов.
Скрытые трансакции имеют место тогда,когда,создавая видимость открытой и социально приемлемой коммуникации, чело век привлекает внимание к подразумевающейся и социально более опасной коммуникации. Они включают в себя более двух состояний Эго. Часто в социальных взаимодействиях в основе лежит психоло гическая программа, а на внешнем уровне — открытая социальная программа.
Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отли чаются от дополнительных и пересекающихся тем, что включают более двух состояний «Я», так как скрытое сообщение маскирует ся в них под социально приемлемой трансакцией. Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией виселицы. Например, случаи, когда учитель насмехается над «тупостью» уче ника; мать смеется над своим упавшим ребенком; отец с сияющей улыбкой следит, как опасно рискует его сын. Трансакции виселицы,
– 206 –
подобно другим трансакциям со скрытыми мотивами, широко рас пространены среди проигравших, которые пользуются ими для того, чтобы играть в психологические игры.
а) угловая трансакция б) двойная трансакция
Рис. 2. Скрытые трансакции
Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр.
В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния «Я». Она часто присутствует при флирте. Девушка: «Ах, я с детства обожаю конюшни». На рис. 2б видно, что на социальном уровне про исходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком (заигрыва ние). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.
Коммуникация, по Берну, будет прерываться при возникновении перекрестной коммуникации. При этом имеют место взаимное непо нимание и тенденция к ссорам, обидам, гневу.
– 207 –
а) дополнительные б) пересекающиеся в) скрытые
Рис. 3. Виды трансакций
Люди играют в психологические игры как в бридж, в шашки, в «монополию». Для того, чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж,
в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры кроме этого имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия.
Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не для удо вольствия играют. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко как се рию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:
1) непрерывная последовательность дополнительных трансак ций, благовидных на социальном уровне;
2) скрытая трансакция, которая является сообщением, источни ком в основе игры;
3) ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее на стоящей целью.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отноше ниям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологи ческие игры, потому что они заполняют их время, привлекают вни
– 208 –
мание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.
Игры имеют две основные характеристики:
yyскрытые мотивы;
yyналичие выигрыша.
Процедуры бывают успешными, ритуал — эффективным, а времяпрепровождение — выгодным. Но все они по своей сути чи стосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть нео жиданным, но никогда — драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.
Необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся ти пом социального действия, а именно с операцией.
Операцией называют простую трансакцию,или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и полу чает утешение, то это — операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его про тив утешителя, то это — игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренними, так как они были лишь ходами в игре.
Не следует заблуждаться относительно значения слова «игра». Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Так же как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, так и боль шинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отноше ния к играм.
Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.
Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что гово рят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше.
– 209 –
Люди играют в игры различной степени напряженности, от со циально приемлемого, смягченного до убийственного (самоубий ственного) уровня. Берн различает:
а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправи мый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;
в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и кото рые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.
Игры индивидуально программируются. Их используют из со стояния Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполня ют из состояния Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, если основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность ста рается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающе го мира. Она становится ее жизненной позицией, с которой играют
в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психо логической позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом:
Переживания ® Решение ® Психологические позиции ® Сцена-рии, подкрепляющие поведение.
Анализ сценария можно кратко определить как жизненный план, удивительно напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.
Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве. Он находится в состоянии Я-Ребенка и «записывается» че рез трансакции, происходящие между родителями и ребенком.
Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии.
Психологический сценарий содержит программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из пред писаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть кон
– 210 –
структивными, деструктивными или непродуктивными, и из психо логических позиций, которые ребенок, в конечном счете, принимает относительно себя и других.
Позиции принимаются относительно людей в целом или относи тельно каждого пола в отдельности. В зависимости от того, насколь ко сценарные сообщения не соответствуют реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к раз витию патологии.
Патология имеет различные степени, резко мешающие личности использовать свои способности, до сильной, когда человек стано вится нелепой карикатурой на свое настоящее «Я».
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с четко опре деленным и предсказуемым исходом. Игра — набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. Од нако, как отмечал Э. Берн, существенная черта игр — не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Обязательны ми элементами игры являются роль и сценарий. Сам Берн составил целую картотеку игр, которые часто встречаются в практике.
Игры находят свое выражение в прикосновениях или невербаль ных проявлениях. Игра может быть опасной для ее участников, но нарушение ее правил чревато социальным осуждением. Она пред полагает наличие выигрыша. Главная цель любой игры — получе ние воздействий от окружающих и подтверждение изначально су ществующей позиции относительно мира в целом и живущих в нем людей. Игра является богатым источником воздействий и средств для поддержания жизненной позиции.
После игры по крайней мере один из участников оказывается травмированным. Остающиеся после нее неприятные чувства при нято называть «рэкетными». Чаще всего это гнев и депрессия. При помощи таких чувств люди нередко пытаются привлечь внимание членов семьи и отказаться от своих настоящих чувств, которыми долгое время пренебрегали или которые не вызывали никаких от ветных реакций.
– 211 –
Рассмотрим основные положения теории сценария.
В основе трансакций лежит сценарий (скрипт) — предсознатель ный генеральный план жизни, с помощью которого люди структури руют свое время. Сценарии определяют подход людей к отношениям
и задачам.
Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами в середине 1960-х гг. С тех пор многие авторы внесли в нее свои оригинальные идеи, а концепция сценария стала одной из важных частей теории трансактного анализа и в настоящее время является наряду с моделью эго-состояний центральной идеей этого направления.
Сценарий, по Берну, это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом собы-тий и достигает пика при выборе пути.
Сценарий —это сильный психологический заряд,который направляет человека к его судьбе и лишает его порой возможности со противляться и свободно выбирать.
Берн считает, что сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека.
Я. Стюарт и В. Джойнс1 в своей книге «Современный трансакт ный анализ» приводят основные положения теории сценария:
yyСценарий—это план жизни.Ребенок составляет определенный план своей жизни в форме драмы, имеющей четко обозначен ные начало, середину и конец [с. 106].
yyСценарий ведет к расплате(финалу).При написании ребенкомдрамы своей жизни финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, на чиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий
к этой заключительной сцене, то есть мы бессознательно избираем поведения, которые приблизят нас к расплате сценария, то есть к за ключительной сцене [с. 106].
yyЧеловек сам принимает решение о сценарии.На решение овыборе сценария оказывают воздействия не только такие внешние
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
– 212 –
факторы, как родители или окружение. Поэтому мы говорим, что че ловек сам принимает решение о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно различные планы сво ей жизни. В этой связи можно привести следующий случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: «Вы оба попадете в пси хушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим больным в психиатрической лечебнице, а другой — психиатром [с. 107].
yyСценарий подкрепляется родителями.С первых дней жизниродители передают ребенку какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жиз ни. Сценарные послания могут быть как вербальными, так и невер бальными. При этом они образуют основное содержание, в соот ветствии с которым ребенок и принимает главные решения в своем сценарии [с. 107].
yyСценарий лежит вне пределов сознания.До тех пор пока мы нерасшифруем наш сценарий, мы не осознаем решения, которые были приняты в раннем детстве, хотя, возможно, мы и проживаем их в на шем поведении.
yyИскажение реальности с целью оправдания сценария.Мы часто искажаем реальность с тем, чтобы нам казалось, что она оправ дывает наши сценарные действия [с. 108].
Каков процесс формирования жизненного сценария? Происхождение сценария: зачем мы принимаем эти далеко иду
щие детские решения о себе, других людях и мире? С какой целью? Авторы книги «Современный трансактный анализ» Я. Стюарт и
В. Джойнс находят две причины формирования сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую страте гию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
В течение всего времени формирования сценария ребенок по стоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с воз можностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности.
– 213 –
В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности.
2. Вторая причина связана с особенностями логики ребенка:
а) в своих умозаключениях он идет от частного к общему: напри мер, предположим, что мать редко реагирует на требования ребенка, при этом ребенок не просто делает вывод о том, что «матери до верять нельзя», вместо этого он может решить, что «людям нельзя доверять».
б) ребенок не делает различия между потребностями и делами: например, ребенок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает все внимание!», для него это равнозначно фразе: «Я убил брата», затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой», во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал [с. 110].
в) «марсианское мышление» ребенка. Например, вопрос матери: «А не рано ты начал пить виски?» ребенок понимает как утверж дение: «Пить виски могут только мужчины, а ты еще ребенок»
и мальчик делает вывод: «Когда я захочу проявить себя мужчиной, я смогу пить виски». Тем самым формируется сценарий алкоголика. В то время как мать, задавая свой вопрос, полагает, что ее слова зна чат: «Я не хочу, чтобы ты пил виски» [с. 114].
«Ребенок, — пишет Э. Берн, — способен к восприятию сце нария, потому что его нервная система организована по принципу программированной структуры. Она воспринимает чувственные и социальные стимулы и создает из них устойчивые модели, которые контролируют поведение. Ребенок готов принять сценарий, потому что он нужен ему для структурирования и упорядочивания деятель ности. Ребенок не просто хочет сценарий, он его жаждет»1 [с. 401].
Обозначив внутренние (психологические) причины, лежащие в основе возникновения того или иного сценария, следует рассмо треть, что определяет то, каким будет содержание жизненного сце нария.
1 Здесь и далее см.: Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в ко торые играют люди. М., 1991.
– 214 –
3. Берн выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на содержание формируемого сценария:
Воздействие предков. Психотерапевту необходимо поинтересоваться у пациента: «Известно ли вам, как жили ваши прадедушка
и прабабушка?» Если пациенту знакома история семьи, его ответы можно условно разделить на четыре основных типа:
1) Чувство гордости за предков. В таких ситуациях предок яв ляется семейным героем, на которого нужно походить, но превзойти которого невозможно. Например, если пациент отвечает: «Мать рас сказывала мне, что наш прадедушка был главным раввином, ха- ха». Ответ может подразумевать: «Я беден, как главный раввин, вот, что у нас с ним общего». В таких случаях начальное программирование можно свести к утверждению: «Ты потомок главного раввина, а все раввины едва сводили концы с концами». Эти эквивалентно утверж дению: «Стань таким, как твой известный предок» [13, с. 219].
2) Идеализация. Например, слова удачливого человека: «Моя ба бушка была отличной хозяйкой» или «Мой дедушка прожил девяно сто лет со всеми зубами и без седых волос» ясно говорят, что он стремится к такому же результату и на этом основан его сценарий
3) Соперничество. «Дедушка был единственным, кто мог не со гласиться с моей матерью. Я хочу стать таким же, как он». Здесь видно его скрытое (неосознанное) создание сценария, основанного на сказке (став своим дедушкой, ребенок приобретает власть над своими родителями).
4) Личный опыт. Настоящие трансакции между детьми и праро дителями, которые сильно сказываются на сценарии ребенка [с. 220]. yyВозникновение новой жизни.Обстоятельства зачатия человека могут сильно сказаться на его судьбе. Судьба ребенка начинает
определяться при вступлении в брак его родителей. Часто молодые люди мечтают о сыне как о наследнике. В такой ситуации сын по лучает воспитание, которое необходимо наследнику больших денег. Собственно говоря, он получает готовый сценарий. Но если в та кой семье первой будет девочка, ее в будущем ожидают проблемы. Другой вариант, когда у супругов долго нет детей, стремление стать