Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психологическое содержание понятия «отношения». Межличностные отношения как проявление субъектности человека.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

На содержательном уровне межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Когда один из сотрудников нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями.

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относится в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством.

Отношения проявляются в:

— согласии или несогласии;

— симпатии или антипатии;

— понимании или непонимании;

— сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

На содержательном уровне межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.

Структура межличностных отношений предполагают выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции. Человек по своей природе построен таким образом, что он склонен искать межличностные контакты с другими людьми.

Межличностные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Когда один из сотрудников нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями.

Потребность– это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребности человека бывают биологические, социальные и духовные. То, что может удовлетворить потребность – есть ценность. Социум является механическим устройством и предназначено для управления людьми через способы удовлетворения потребностей человека

Наши рекомендации