Становление профессионального самосознания и личностный рост
Анализируемые проблемы:
∙ Предпосылки развития профессионально важных качеств личности в процессе обучения и самоменеджмент.
∙ Самооценка личности в структуре профессионального самосознания.
∙ Проявление и развитие личности в общении.
∙ Ступени личностного роста.
Обладать знаниями и знать
Учиться по принципу бытия | Учиться по принципу обладания |
Рациональные приемы работы | Непродуктивные приемы работы |
Адекватность учебной деятельности реальной ситуации | Формализм в методах учебной работы |
Опережающая готовность к предстоящей деятельности, привычное четкое ее планирование | Большая значимость внешних «материализованных» аспектов осуществления учебной деятельности |
Умение установить очередность в решении задач (разделять и совмещать дела) | Повышенное внимание к отдыху, но не к учебной деятельности |
Перекодирование учебной информации – перевод ее в форму, наиболее удобную для усвоения | Репродуктивность – стремление сохранять информацию в памяти в ее первоначальной форме, без какой-либо адаптации |
Рациональная организация запоминания | Чрезмерное внимание к частностям, пропуск существенной информации |
Как известно, главной целью высших учебных заведений является профессиональная подготовка выпускников к различным видам практической или научной деятельности. Поэтому основной конечный психологический результат вузовского обучения состоит в степени подготовленности выпускников к продуктивному решению профессиональных задач.
Можно предположить наличие положительной связи между уровнями сформированности учебного и профессионального самосознания студентов и, соответственно, эффективностью их учебной деятельности и успешностью профессионального становления.
Следует ожидать, что за разными уровнями развития самосознания стоят и различные способы, приемы организации собственной учебной деятельности.
Пользуясь терминологией Эриха Фромма, мы будем анализировать два способа существования: обладания и бытия. Соответственно мы будем анализировать и два принципа в сфере знания: обладать знанием и знать.
Обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления. Знать – это значит проникнуть за внешнюю оболочку явлений до самых его корней, а, следовательно, и причин. Знать – это значит видеть действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает обладать истиной; это значит проникнуть в сущность явления и, сохраняя способность критически к нему относиться, стремиться активно приближаться к истине, творчески проникая в глубь вещей.
Для тех, кто знает, незнание равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, хотя в этом случае незнание не означает невежества бездумных.
Оптимальное знание по принципу бытия – это знать глубже, а по принципу обладания – иметь больше знаний. Те студенты, для которых принцип обладания является главным способом существования, не имеют иной цели, кроме стремления следовать тому, что они выучили, либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно храня свои записи. Они не стараются создавать или придумывать что-то новое; наоборот, свежие мысли или идеи относительно чего бы то ни было внушают личностям такого типа большое беспокойство, так как все новое принуждает их сомневаться в той фиксированной сумме знаний, которой они овладели.
Действительно, человека, для которого основной способ его взаимоотношений с миром является не более чем обладанием, любые идеи, суть которых нелегко усвоить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают, как и все, что развивается и изменяется и, следовательно, не поддается контролю.
Те же студенты, которые избрали бытие как основной способ взаимоотношений с миром, усваивают знания совершенно по-иному. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат и, что очень важно, получая информацию, они реагируют на нее активно и результативно. То, что они слышат, стимулирует их к собственным размышлениям. У них возникают вопросы и рождаются новые идеи. Для таких студентов лекция – живой процесс. Все, о чем говорит лектор, они воспринимают с интересом и сразу сопоставляют с жизнью. Они не просто знакомятся с новыми знаниями, которые им нужно записать и выучить. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в какой-то степени меняет каждого: после лекции он (или она) уже чем-то отличаются от того человека, каким он был до лекции.
Таким образом, учебный процесс как совместная деятельность и общение являются важным фактором развития самосознания студентов благодаря тому, что здесь студенты становятся субъектами взаимного межличностного отражения, отношений и взаимодействия. В свою очередь, самосознание является следствием и одновременно выступает как внутреннее личностное условие и предпосылка активного освоения студентом значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления.
Самоменеджмент
Объекты планирования в процессе саморегуляции и самоуправления |
Каковы содержание и преимущества самоменеджмента?
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять своей жизнью и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.
Любимое изречение отважных древних мореплавателей гласит:
Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, важно уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем.
Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов в повседневной практике для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Процесс самоменеджмента строится аналогично процессу управления организацией по результатам. Его задачей является достижение конкретных желаемых целей.
Аналогично процессу управления фирмой круг функций самоменеджмента включает планирование, организацию, мотивацию и контроль. Связующим процессом является функция коммуникации.
Коммуникацию часто сводят к процессу передачи информации. Мы же обращаем внимание на то, что коммуникация в самоменеджменте также включает в себя следующие важные составляющие:
– взаимодействие людей между собой;
– воздействие друг на друга;
– обмен идеями, интересами;
– творческое усвоение накопленного опыта общения.
Каждый человек представляет собой единое целое, личность, поэтому объектом планирования выступают все сферы жизнедеятельности человека в их взаимосвязи, как это показано выше на рисунке 7.2.
Обратимся к сложной и неоднозначной проблеме структуризации целей в самоменеджменте.
7.3. Процесс структуризации целей
В самоменеджменте
| |||
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1. Ситуационный анализ.
2. Определение целей (чего я хочу достичь).
3. Определение и взвешивание альтернативных возможностей по достижению целей.
4. Оценка ресурсов и ограничений, выявление расхождений.
5. Программирование мероприятий, средств, задач с учетом порядка их важности и времени выполнения.
6. Проверка и контроль своих действий.
Ситуационный анализ строится в виде ответов на вопросы о состоянии основных объектов самоменеджмента: работы, хозяйства, физического и морального состояния, саморазвития, семейной жизни, использования времени.
Точная постановка личных жизненных целей и определение их степени важности, то есть четкое выделение уровня приоритета целей приобретают особое значение. Большинство людей имеют больше желаний, целей и задач, чем они в состоянии выполнить. Но не всегда хватает личных ресурсов, времени, сил, знаний, энергии, денег.
Четкое выделение уровня приоритета целей нужно всем людям и абсолютно необходимо руководителям. Способность правильно концентрировать и использовать ресурсы определяет, добьетесь вы результатов или нет.
С помощью самоменеджмента вы лучшим образом используете и сберегаете самый важный и дефицитный ресурс – ваше время!
Постановка целей является безусловной предпосылкой планирования принятия решений и ежедневной работы.
Саморазвитие и самоконтроль – профессиональная задача предпринимателя (менеджера).
Оценка жизненной ситуации и анализ собственных возможностей создает основу для определения ключевых желаемых результатов (целей).
Чтобы целесообразно использовать свое время, необходимо осознать, что главное в работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного. Если довольно рано не овладеть таким рациональным мышлением, то впоследствии это практически уже неосуществимо.
Взаимосвязь процедур планирования
В самоменеджменте
Анализ сильных сторон и угрожающих факторов (препятствий): во мне самом; вне меня | Анализ слабых сторон (проблем и возможностей): во мне самом; вне меня |
| |||||
|
Качественный университетский учебный курс дает много, но ряд жизненных навыков человек обязан выработать сам.
Попробуйте для себя изобразить картину вашей жизни, максимально искренно отвечая на следующие вопросы:
1. Как до сих пор протекала ваша жизнь?
2. В чем состояли ваши главные успехи?
3. Где были поражения: в профессиональной или в личной сфере?
4. Как вы представляете себе свое будущее?
5. Чего вы хотите достичь?
6. На какие внешние препятствия или поражения вы рассчитываете?
7. Какие внутренние ресурсы можете активизировать для преодоления препятствий?
Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет глубокое осознание личностью расхождения между нынешним состоянием и будущим, между тем, что желательно и что нежелательно.
При формировании целей необходимо идентифицировать личностные ценности, определить наиболее важные, оценить положительные возможности и препятствия, ограничения, требуемые ресурсы, последствия достижения целей.