Судебно-психологическая экспертиза при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности.
Вопросы, выносимые на разрешение судебно-психологической экспертизы при расследовании преступлений против безопасности движения, эксплуатации транспорта и других объектов повышенной опасности.При рассмотрении данной группы вопросов нельзя обойти вниманием ч. 2 ст. 28 УК, в значительной степени наполненной психологическим содержанием, оценка которого следователем (судом) приобретает особую юридически значимую актуальность при расследовании (рассмотрении судами) целого ряда преступлений техногенного характера, прежде всего преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и т.п.), неосторожных нарушений правил по технике безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествий в так называемых человеко-машинных системах, когда субъект (оператор) не сумел должным образом справиться со своими обязанностями.
Подобные происшествия, как показывает практика, нередко происходят из-за того, что психофизиологические качества человека оказываются несоответствующими нервно-психическим перегрузкам, требованиям возникшей ситуации, которая для него оказывается с учетом его индивидуально-психологических особенностей экстремальной (см. ст. 263, 264 УК, а также составы некоторых преступлений против военной службы, например, предусмотренные ст. 350—352 УК, и некоторые другие преступления). Аналогичные причины психологического характера могут приводить к правонарушениям на транспорте, в области дорожного движения, за которые предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность (см. целый ряд составе в правонарушений, включенных в гл. 11 и 12 КоАП).
В связи с высказанными выше соображениями следует согласиться с мнением О.Д. Ситковской и других авторов относительно того, что решение о «способности оператора осознавать значение своих действий и руководить ими в экстремальной ситуации (когда поведение его было неадекватно обстановке и привело к тяжким последствиям) должно быть отнесено к предмету обязательной психологической экспертизы»[39]. Уместно вспомнить, по существу, аналогичную мысль, высказанную еще в 1929 г. А.Е. Брусиловским, горько сетовавшим на то, что «ни психолог, ни психотехник не заглядывают в суд, когда там разбираются дела о железнодорожных катастрофах», несмотря на то, что эти происшествия, по его глубокому убеждению, часто вызывались «чисто психологическими причинами» и поэтому требовали изучения психологом «обстановки работы и личности самого работника»[40].
Какие же вопросы по делам данной категории можно рекомендовать выносить на разрешение СПЭ, поручая ее проведение специалистам в области инженерной психологии? Вот некоторые из них:
— Каким образом' индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать влияние на восприятие, оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его реализацию?
— С точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого, его психофизиологических качеств, являлись ли для него обстоятельства, составляющие содержание дела (указываются конкретно), экстремальными?
— Мог ли субъект, совершивший аварию, с учетом своих индивидуально-психологических особенностей личности правильно понимать, в полной мере осознавать характер внезапно возникшей для него ситуации как аварийной и свои возможности по ее предотвращению?
— Соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него профессионально-психологических навыков, внимания, перцептивных способностей характеру нервно-психических перегрузок в сложившейся аварийной ситуации?
— Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в это время могли повлиять на восприятие им тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела?
— Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной деятельности, которые существенно затрудняли или сделали невозможной полноценную реализацию им своих профессиональных навыков в сложившейся экстремальной обстановке?
И далее:
— Находился ли субъект в момент совершения инкриминируемых ему действий в таком психическом состоянии, которое могло вызвать у него существенное снижение качества выполнения профессиональных функций, возможности совершить действия по предотвращению аварийной ситуации?
— С учетом способности субъекта к установлению причинно-следственных связей, общего уровня своего интеллектуального развития могли он предвидеть наступление опасных последствий, своевременно принять правильное решение в сложившейся обстановке и реализовать его?1
Некоторую специфику имеют уголовные дела, а также аналогичного характера дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, эксплуатации различных видов транспортных средств, а также всевозможных технических объектов повышенной опасности, когда возникают или могут возникнуть ситуации, сопряженные с профессиональным риском. В подобных случаях рекомендуется постановка следующих вопросов:
— С учетом индивидуально-психологических особенностей личности (обвиняемого) и ситуации, в которой произошла авария (катастрофа), какова цель рискованного поведения?
— С точки зрения интеллектуальных, характерологических особенностей обвиняемого был ли он способен к осмыслению возникшей ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий?
— Учитывая динамику развития сложившейся ситуации, мог ли испытуемый правильно и адекватно (самокритично) оценить собственные возможности для ее разрешения, способен ли он был прогнозировать последствия принятого решения и своих действий?
— С учетом особенностей личности и психической деятельности (включая устойчивость и распределение внимания, быстроту реакции и пр.) имелась ли у него возможность избежать установленной технической экспертизой грубой ошибки в оценке им ситуации, ее прогнозе и принять решение о наиболее правильном поведении?
Помимо этих общих вопросов могут быть поставлены и более частные: о времени реакции водителя, особенностях его внимания, восприятия, координации движений, например:
— Каково время реакции у испытуемого, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?
Таким образом, с помощью СПЭ проводится исследование индивидуальных психологических составляющих поведения оператора в экстремальной обстановке, в условиях нервно-психических перегрузок, и с учетом его психофизиологических качеств, психического состояния оценивается, мог ли он с психологической точки зрения предотвратить аварию (катастрофу), в том числе и в ситуации профессионального риска.
Оценивая ответы эксперта-психолога на все эти приведенные выше вопросы, необходимо помнить о том, чтобы принцип объективного вменения, игнорирующий субъективные возможности человека-оператора, не возобладал при решении вопроса о виновности конкретного лица, совершившего аварию. Особенно следует обращать внимание на это при оценке действий того или иного участника ДТП, когда, к сожалению, используются некие усреднённые данные, например, о времени реакции оператора в экстремальных ситуациях по так называемому среднему водителю, что нередко встречается при проведении судебной дорожно-транспортной экспертизы (О.Д. Ситковская).