Современные личностные теории
В ХХ веке одно из лучших объяснений социальной сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского, согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности.
Связь врожденных задатков и развившихся способностей неоднозначна и опосредована. Автор теории деятельности А.Н. Леонтьев утверждал, что задатки «чисто человеческих» способностей не врожденны, а формируются при жизни, и их природа связана с так называемыми «функциональными органами».
Понятий «индивид» и «личность» оказывается недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Это ограничение можно преодолеть, используя понятие «индивидуальность», рассматриваемое, согласно Б. Г. Ананьеву,как надличностное образование, высшее проявление человека, интегративно объединяющее понятия «индивид», «личность» и «субъект деятельности».
Если личность - это социальная сущность человека, то она неминуемо несет на себе отпечаток общественной системы и является ее продуктом.
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.
Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.
Один из наиболее ярких представителей гуманистической психологии А. Маслоу.
Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивацииличности.
Высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию- желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей. Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд-радость».
Самоактуализация- это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда хочет быть настолько хорошим, насколько он может быть.
Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:- физиологические - 85%, - безопасность и защита - 70%, - любовь и принадлежность - 50%,
- самоуважение - 40%, · - самоактуализация - 10%.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией.
Одной из наиболее ярких и влиятельных концепций личности XX века явилась концепция З. Фрейда.
Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я.
Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты.
Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов.
Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе.
Свой вклад в развитие теории личностных чертвнес Айзенк. Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностныхпараметров».
В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности:
- невротизм, - экстраверсия, - открытость опыту,- доброжелательность,- сознательность.
Так называемые теории научения, которые рассматривают процесс личностного становления с позиций «стимул-реакция». Согласно теории научения, ни одна реакция не является результатом конфликтов в сфере бессознательного, а представляет собой лишь усвоенную неадаптивную реакцию, которая может быть устранена.
Скиннер,один из основоположников теории научения, в своих представлениях о личностном росте и развитии продолжает особо подчеркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения.
Еще одной теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины - их не существует. Вместо этого можно говорить о попытках конструировать события - интерпретировать явления, чтобы понять их.