Этап 2. конфликты и противостояния
Этап 1. Формирование команды и начало совместной работы
На стадии формирования команды происходит обсуждение устава, распределение ролей, согласование графика совещаний и уточнение состава участников.
Именно на этом этапе члены команды сталкиваются с трудностями, связанными с переходом от индивидуальной работы к командной. Сотрудники на подъеме, они предвкушают будущие успехи и настроены оптимистично. Каждый испытывает гордость от того, что выбрали именно его. С другой стороны, людей мучают подозрения, они испытывают страх и беспокойство. На первом этапе, как и на любом другом, самое главное ? регулярно обращаться к уставу команды, использовать информационные справки при организации совещаний и составлять отчеты о текущем статусе проекта.
На этом этапе также целесообразно выполнять следующие рекомендации:
· убедитесь, что у каждого члена команды есть четко определенная роль, а также постарайтесь согласовывать с сотрудниками все решения;
· время от времени перераспределяйте роли между членами команды;
· проводите тренинги на тему командой работы;
· разработайте основные правила поведения в команде и доведите их до сведения каждого сотрудника.
Чтобы сохранить контроль над ситуацией, лидеру потребуется эффективно их организовать, наладить взаимообмен мнениями и проявлять уважение к мнению других членов команды.
Этап 2. Конфликты и противостояния
На этом этапе члены команды могут прийти к пониманию, что их задача отличается от той, которую они представляли первоначально, или что она является более сложной. Некоторые участники проявляют беспокойство по поводу отсутствия движения вперед или ввиду нехватки опыта работы в команде. Это заставляет их сомневаться в целесообразности всего проекта. Помимо этого, команда может столкнуться со следующими проблемами:
· участники опираются на свой личный опыт и не идут на сотрудничество;
· возникают конфликты среди членов команды, даже несмотря на то, что они могут придерживаться единого мнения по основным вопросам;
· начинаются взаимные нападки и конкуренция;
· члены команды признают первоначальные цели труднодостижимыми и высказывают недовольство по поводу больших нагрузок.
Это трудный этап для любого коллектива. Если сотрудники не знают о четырех стадиях развития команды и особенно о второй, то в большинстве случаев команда распадается.
Чтобы успешно преодолеть этап конфликтов, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
· Постоянно напоминайте членам команды о четырех этапах.
· Объясните сотрудникам, что разногласия ? это неотъемлемая часть работы в команде.
· Сосредоточьтесь на общекомандной цели.
· Определите, каких результатов вам удалось добиться к настоящему моменту.
· Попросите координатора помочь в проведении командных совещаний.
· Проводите круглые столы, чтобы каждый мог высказать свои сомнения.
· Всегда ставьте в центр внимания процессы, а не конкретных людей.
· Повторяйте нормы и стандарты работы команды перед каждым совещанием.
· Корректируйте устав команды, ориентируясь на отчеты о текущем статусе проекта и информационные справки по совещаниям.
· Попросите руководителя проекта регулярно выступать перед командой (и комментировать ее достижения).
· Если открытое сопротивление одного-двух человек создает в команде некомфортную обстановку, то с ними необходимо провести личную беседу.
На втором этапе многие члены команды могут растерять свой изначальный положительный настрой. Сконцентрируйте внимание сотрудников на том, что можно предпринять, кто это должен сделать и в какие сроки. Данный этап необходимо преодолеть как можно быстрее, чтобы негативные последствия конфликтных ситуаций не отразились на проекте в целом.