Практические задания к главе 3

Задание 3.1

ТЕСТ «ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»*

* Казанцев А.К., Подлеснглх В.И., Серова Л. С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. посо­бие. М.. 1999. С. 345 — 349.

Предлагаемый тест является не только инструментом про­верки личной организованности руководителей или специали­стов, но и средством, которое может побудить к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков, организационной культуры.

Оценка уровня организованности проводится на основании обработки полученных ответов с помощью специальной шкалы балльных оценок. При ответе на вопросы из ряда предлагаемых ответов следует выбрать только один.

1. Есть ли у вас главные, основные цели в жизни, к дости­жению которых вы стремитесь?

а) у меня есть такие цели;

б) разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь измен­чива;

в) у меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их до­стижению;

г) цели у меня есть, но моя жизнь и деятельность не спо­собствуют их достижению.

2. Составляете ли вы план работы дел на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот, тайм-менеджер и пр.?

а) да;

б) нет;

в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как мысленно на­мечаю главные дела, а план на текущий день в лучшем случае излагаю на листке бумаги;

г) пробовал составлять план, используя еженедельник, но понял, что это ничего не дает.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

а) да, когда вижу свою вину, лень, неповоротливость;

б) да, несмотря ни на какие объективные и субъективные препятствия;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще от­читывать себя;

г) придерживаюсь правила: что удалось сделать сегодня — хорошо, не удалось — выполню, может быть, в дру­гой раз.

4. Как вы ведете свою записную книжку с телефонами де­ловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т. д.?

а) я—хозяин своей записной книжки, как хочу, так и веду, если понадобится телефон — обязательно найду;

б) часто меняю записные книжки с номерами телефонов, так как нещадно их эксплуатирую. При перезаписи телефонов стараюсь все делать по «науке», однако затем сбиваюсь на произвольную запись;

в) запись телефонов, фамилий веду «почерком настроения». Считаю что был бы записан телефон, фамилия, а на какой странице, в каком виде — не слишком важно;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, номер телефона, если надо — дополнительные сведения.

5. Каковы ваши принципы месторасположения вещей на ра­бочем месте?

а) каждая вещь лежит там, где ей хочется;

б) каждой вещи — свое место;

в) периодически навожу порядок, затем кладу вещи куда придется, чтобы не загружать голову «месторасположением». Спустя какое-то время снова навожу порядок;

г) считаю, что данный вопрос не имеет отношения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время?

а) могу;

б) могу сказать о рабочем времени;

в) если бы потери времени обращались в деньги, тогда бы я их считал;

г) всегда хорошо представляю;

д) не только представляю, но и знаю приемы сокращения потерь времени.

7. Каковы ваши действия, когда на совещании начинается «пе­реливание из пустого в порожнее»?

а) обращаю внимание только на существенное;

б) ничего не поделаешь, так бывает всегда;

в) погружаюсь в небытие;

г) занимаюсь своими делами.

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Бу­дете ли вы уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?

а) уделю внимание только содержанию доклада. Думаю,- что продолжительность нужно определить приблизи­тельно. Если содержание интересно, дадут дополни­тельное время;

б) в равной степени.

9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для испол­нения намеченных дел?

а) стараюсь, но не всегда получается (упадок сил, пло­хое настроение и пр.);

б) не стремлюсь к этому;

в) зачем, ведь время не обгонишь;

г) стараюсь, несмотря ни на что.

10. Какую форму фиксирования наиболее важных поручений, заданий, просьб вы используете?

а) запись в ежедневнике: что и к какому сроку;

б) фиксирую наиболее важные поручения в ежедневни­ке, мелочь стараюсь запоминать;

в) стараюсь запоминать поручения, так как это тренирует память, однако память меня часто подводит;

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть по­мнит тот, кто дает поручение. Если поручение нужное, то о нем не забудут.

11. Какая у вас точность посещений деловых встреч, заседа­ний, собраний?

а) прихожу раньше на 5—7 мин.;

б) прихожу вовремя, к началу;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя стараюсь приходить раньше или вовремя;

д) если бы издали пособие «Как не опаздывать», я научил­ся бы не опаздывать;

12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

а) считаю, что своевременность выполнения — один из важнейших показателей умения работать. Однако кое-что мне всегда не удается сделать вовремя;

б) лучше немного затянуть выполнение задания;

в) предпочитаю поменьше рассуждать и выполнять зада­ние в срок;

г) исполнительность наказуема (дадут новое поручение)

13. Предположим, вы обещали помочь другому человеку, но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное затруднительно. Как вы поступите?

а) сообщу об изменении обстоятельств и невозможнос­ти выполнить обещание;

б) постараюсь сказать правду и пообещаю при возмож­ности выполнить;

в) буду стараться выполнить обещание. Выполню — хорошо, не выполню — не беда, сошлюсь на изменении обстоятельств;

г) ничего не сообщу, выполню во что бы то ни стало.

Ключ

балльные оценки вариантов ответов

Номера вопросов Варианты ответов и оценка их в баллах
А Б В Г Д
о

72-78 баллов. Вы организованный руководитель. Единственный совет — не останавливайтесь на достигнутом, развивайте самоорганизацию.

63-71 балл. Вы считаете самоорганизацию неотъемлемой ча­стью своего «я». Это дает вам несомненные преимущества перед людьми, которые призывают организаций «под ружье» в случае крайней необходимости. Тем не менее вам необходимо внимательнее присмотреться к организации личной работы.

Менее 63 баллов.Ваш образ жизни, окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то прояв­ляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак от­сутствия четкой системы самоорганизации. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы своего вре­мени, технику личной работы.

Задание 3.2

ТЕСТ «ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ УВАЖЕНИЕМ В КОЛЛЕКТИВЕ»*

Умное В.И. Я и работа: Тесты. М., 2001. С. 40 — 48.

1. Как ваши родственники (родители, старшие братья и сес­тры) ведут себя по отношению к людям, которые являют­ся для них авторитетом?

а) полностью доверяют им — на то они и авторитеты;

б) относятся критически и отчасти иронически;

в) отношение зависит от личных качеств, которыми они обладают.

2. Ваш коллега по каким-то причинам работает довольно мед­ленно. Из-за этого срочную работу, которую возложили на вас обоих, приходится выполнять вам в одиночку. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что из вас делают дурака, и, естествен­но, вы не желаете быть рабочей лошадью;

б) входите в положение и принимаете все, как есть;

в) пытаетесь решить проблему наиболее справедливо, делите обязанности, чтобы работа продвигалась быстрее;

3. Вы относитесь к начальнику и к коллегам следующим об­разом:

а) находитесь в стороне, но соблюдаете субординацию;

б) находитесь на одной параллели с начальником и кол­легами, не сторонитесь никого, но также продолжае­те соблюдать субординацию;

в) вы стоите значительно выше даже непосредственного шефа, а уж коллеги и подавно где-то далеко внизу.

4. Один из ваших коллег постоянно все путает и ошибается в работе в связи с тем, что у него личные неприятности. Ваши действия:

а) с неприязнью думаете, что все личные проблемы дела надо оставлять дома;

б) предлагаете ему отдохнуть, а потом вместе разобраться с его работой;

в) предлагаете свою помощь в работе.

5. В коридоре вы наблюдаете такую картину: к двум вашим коллегам подошел еще один, и они все вместе о чем-то разговаривают. Как вы думаете, о чем?

а) коллега жалуется на плохое самочувствие;

б) рассказывает о личных делах и проблемах;

в) говорит что-то нехорошее о начальнике.

6. В течение напряженного трудового дня вам требуется от­дых. Каким образом вы его проводите?

а) перекуриваете;

б) продлеваете себе обеденный перерыв, чтобы как следует отдохнуть;

в) не считаете нужным вообще отдыхать.

7. В курилке вы наблюдаете такую сцену: двое ваших коллег оживленно что-то обсуждают, а третий стоит неподалеку к ним спиной и молча курит. О чем говорит вам такая сцена?!

а) двое коллег обсуждают третьего, который стоит рядом;

б) двое коллег беседуют на тему, которая просто не интересна третьему;

в) тот, третий, оказался здесь вообще случайно, просто вышел покурить.

8. Один из ваших коллег сделал неплохую карьеру. Продвижение по службе произошло из-за того, что он спокойно и хладнокровно доказал начальнику, что его заместитель некомпетентен. Зам был уволен, а его место занял ваш коллега. Как вы находите такое поведение?

а) он поступил подло и нагло;

б) и правильно сделал — некомпетентным не место на высокой должности;

в) перегнул палку; все свои замечания по этому поводу нужно было высказать сначала заму.

9. Вспомните последние три дня. Сколько раз в адрес своих коллег вы сказали что-либо плохое в течение этого срока?

а) ни разу;

б) раза три, не больше;

в) более пяти раз.

10. Один из ваших коллег приобрел какую-то новую вещь (пла­тье, портсигар, обувь, украшения и т. п.). Вещь вам не по­нравилась. Что вы скажете, если он спросит ваше мнение?

а) не стоит портить настроение коллеге; лучше сказать, что вещь действительно хороша;

б) надо ответить честно, что не нравится, но добавить, что на вкус и цвет товарищей нет;

в) надо ответить что-нибудь нейтральное, чтобы не врать и не обидеть, например, «скажу попозже, когда пригля­жусь».

ключ

Номер вопроса А Б В

РЕЗУЛЬТАТ

30 баллов.Вы можете без ложной скромности и хвастов­ства назвать себя идеальным коллегой. Вы никогда не позволите себе поступить нетактично по отношению к кому-либо из коллег или начальства. Никогда не буде­те обсуждать за спиной достоинства и недостатки ваших сотрудников. Но и когда придет пора сказать правду в лицо, сумеете это сделать максимально тактично, что­бы не обидеть человека. Остается лишь добавить, что

вы можете не сомневаться относительно любви и уважения ваших коллег: вас действительно уважают и ценят.

16 — 24 балла. Вы можете гордиться собой. Вас любят и начальство, и коллеги. При всей сложности работы вам удается сохранять постоянно хорошее настроение. Вам хочется пожелать лишь одного: будьте немного мягче в вынесении приговора тем, кто вам не совсем нравится. А также не молчите, если требуется сказать или поспорить. Исправьте этот маленький недостаток, и вы станете идеальным сотрудником.

Менее 15 баллов. Вам стоит задуматься об изменениях в себе, чтобы люди — коллеги, да и начальство — относились к вам с большим уважением и ценили бы вас по достоинству, как вы того заслуживаете. Просто что-то мешает вам, может быть, излишняя неуверенность в собственных силах или комплекс неполноценности

Задание 3.3

ТЕСТ «ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НОВИЧКАМ»*

* Умнов В.И. Я и работа: Тесты. С. 18 — 23.

На вопросы теста отвечайте «да» или «нет».

1. Необходимо помнить, что на протяжении всего дня новенькие так же оценивают меня, как и я их.

2. Надо быть слишком уверенным в себе, чтобы навязывать тему разговора малознакомым людям.

3. Лучше не унижаться до критики новых сотрудников и со­хранять собственное достоинство, даже в тех случаях, когда соблазн выступить самым опытным и умным слишком
силен.

4. Новый сотрудник, вполне естественно, допускает некоторые ошибки и промахи в работе. Лучше всего при всех отчитать его и указать на допущенные ошибки.

5. Со всеми новыми сотрудниками вы всегда стараетесь быть остроумным и коммуникабельным, чтобы произвести положительное впечатление.

6. Когда новый сотрудник представился, а вы не расслыша­ли его имени, нужно попросить повторить его.

7. Вы никогда не позволяете никому, тем более новеньким, шутить над собой. Это ведет к неуважению с их стороны.

8. Всегда надо быть настороже, иначе все будут шутить над тобой и выставлять дураком.

9. Если новый сотрудник оказался на редкость остроумным человеком и великолепным собеседником, то при разго­воре с ним нужно либо соответствовать его уровню, либо вообще не общаться с ним, чтобы не попасть в неловкое положение.

10.Когда находишься в компании, нужно всегда соответство­вать ее настроению.

11.Нужно всегда помогать новичкам, вдруг потом и тебе по­требуется их помощь.

12.Не стоит оказывать новым сотрудникам слишком много ус­луг, вряд ли они сумеют их оценить по достоинству.

13. Пусть лучше кто-то зависит от меня, чем я от кого-то.

14. Настоящий товарищ всегда помогает друзьям в трудной си­туации.

15. Надо всегда показывать свои достоинства новичкам, что­бы знали, кого и за что уважать.

16. Если новичок, пытаясь завоевать ваше внимание, расска­зывает старый анекдот, то нужно прервать его.

17. Если кто-то рассказывает старый анекдот, то воспитанный человек посмеется над ним, как над впервые услышанным.

18. Если новичок, желая завоевать ваше внимание и распо­ложение, приглашает вечером отметить первый рабочий день в ближайшем кафетерии, а вы имеете совершенно другие планы на этот счет, то лучше сказать, что вы нездо­ровы, чем назвать истинную причину.

19. Истинный друг всегда требует жертвовать ради него сво­ими интересами.

20. Не стоит настойчиво и с пеной у рта отстаивать свое мне­ние, если встречаешь сопротивление.

За каждый ответ, который совпадает с верным, приплюсовывайте себе по 5 баллов.

Правильные ответы: «да» — 6, 13, 14, 20; «нет» — все остальные.

РЕЗУЛЬТАТ

85100 баллов.Вы можете поставить себе «пятерку». Значит у окружающих вас людей, в том числе и новичков, вы будете заслуженно пользоваться уважением и любовью.

7580 баллов.Ваша оценка — «четыре». Вы иногда бываете слишком нетерпимы по отношению к новеньким, из-за этого и к вам не питают особенно теплых чувств.

6570 баллов.Ваше поведение можно оценить на «удовлетворительно». Ваше отношение к окружающим нужно изменить, оно слишком строго и предвзято.

Менее 60 баллов.Ваши дела совсем плохи. Вы не пользуетесь уважением в коллективе, вас не любят, а некоторые просто не выносят. Срочно измените свое отношение к коллегам, особенно к новичкам.

Задание 3.4 ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА»*

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

5. Доверяют ли вам подчиненные?

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.,

7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?

11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать воз­можности каждого подчиненного?

15. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчинен­ных?

16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товари­щей по работе?

18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в до­кладе вышестоящему руководителю?

20. Доверяете ли вы своим подчиненным?

21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, ко­торую получаете сами по административным и управлен­ческим каналам?

22. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его тру­да в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для плани­рования работы?

24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?

25. Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?

26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

27. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специ­альности?

28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

28. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

29. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

30. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

31. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

32. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

33. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

34. Вы уверены в себе?

35. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

36. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

37. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

38. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

39. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов «да» и «нет».

РЕЗУЛЬТАТ

Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». 40 «да» — результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.

Какой результат — соотношение «да» и «нет» — считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризуют больше 33 ответов «да».

Задание 3.5

ТЕСТ «НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»*

Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 397 — 398.

Для дополнительной самопроверки ответьте, пожалуйста, еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.

Вам будут предложены некоторые утверждения, с которы­ми вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).

1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудно­стями.

2. Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами.

3. Основная часть рабочего времени уходит на детали, вто­ростепенные вопросы.

4. Вам приходится делать много дел одновременно.

5. Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важ­ности.

6. Вам приходится работать по 10—14 часов в сутки.

7. Часто приходится дома заниматься производственными проблемами.

8. Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со вре­менем решить его окончательно.

9. Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое ре­альное.

10. Стараетесь, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при ка­ких обстоятельствах.

11. Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки.

12. В случае неуспеха дела ищите, кто из подчиненных вино­ват.

13. Чувствуете себя орудием в руках других людей.

14. Действуете по привычной схеме в разных производствен­ных и житейских ситуациях.

15. Считаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на предприятии снижает эффективность их труда.

16. В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива, а сообща ре­шаете что делать.

17. Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распо­ряжений руководителя.

18. Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, професси­ональными способностями.

19. Стараетесь не рисковать, «не высовываться».

20. Работаете в узкой профессиональной области, остальное вас мало касается.

Подсчитайте, пожалуйста, ответы «да» и «нет».

РЕЗУЛЬТАТ

Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы, слабые места — в ответах «да». Можете считай свое управление достаточно эффективным, если дали не менее 15 ответов «нет».

Задание 3.6

ТЕСТ 3.5. «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ» К. ТОМАСА*

* Пугачев В.П. Тест, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. С. 248 — 252.

Выберите из 30 приведенных ниже суждений то, которое более типично для вашего поведения в конфликтной ситуации:

1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять насебя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны;

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов дру­гого и моих собственных;

3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стремлюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения;

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;

5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

6. а) я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

б) я стараюсь добиться своего;

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добить­ся своего;

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего;

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего;

Б) я пытаюсь найти компромиссное решение;

11. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, со­хранить наши отношения;

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво­ем мнении, если он также идет навстречу мне;

13. А) я предлагаю среднюю позицию;

Б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему;

14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

15. а) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

б) я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности;

16. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей по­зиции;

17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при сво­ем мнении, если он также идет мне навстречу;

19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоит все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих;

21. а) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;

22. а) я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого чело­века;

Б) я отстаиваю свои желания;

23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же­лание каждого из нас;

Б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я ста­раюсь пойти навстречу его желаниям;

б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу;

25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к же­ланиям другого;

26. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;

27. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем;

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддер­жку у другого;

29. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникаю­щих разногласий;

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли до­биться успеха.

КЛЮЧ К ТЕСТУ К. ТОМАСА

Отметьте, пожалуйста, какую тактику вы выбрали из каж­дой пары.

Тактика N вопроса Противо­борство Сотруд­ничество Компро­мисс Избега­ние Уступка
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б   а  
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б     а
      а б
а б      
    а б  
  б     а
                 

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных вами баллов по каждой тактике и нанесите результат на график. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Практические задания к главе 3 - student2.ru

РЕЗУЛЬТАТ

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «ко­ридор», отмеченный штриховыми линиями.

Если ваш результат отличается от оптимального, одни так­тики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).

Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомен­дуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т. е. реже прибегать к тактике, имеющей завышен­ные значения и чаще использовать тактики, имеющие занижен­ные значения по результатам тестирования.

Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик — противоборства, сотрудничества, компромис­са, избегания и уступки — в зависимости от конкретных ус­ловий конфликтной ситуации.

Наши рекомендации