Практические задания к главе 3
Задание 3.1
ТЕСТ «ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»*
* Казанцев А.К., Подлеснглх В.И., Серова Л. С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. М.. 1999. С. 345 — 349.
Предлагаемый тест является не только инструментом проверки личной организованности руководителей или специалистов, но и средством, которое может побудить к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков, организационной культуры.
Оценка уровня организованности проводится на основании обработки полученных ответов с помощью специальной шкалы балльных оценок. При ответе на вопросы из ряда предлагаемых ответов следует выбрать только один.
1. Есть ли у вас главные, основные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь?
а) у меня есть такие цели;
б) разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь изменчива;
в) у меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению;
г) цели у меня есть, но моя жизнь и деятельность не способствуют их достижению.
2. Составляете ли вы план работы дел на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот, тайм-менеджер и пр.?
а) да;
б) нет;
в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как мысленно намечаю главные дела, а план на текущий день в лучшем случае излагаю на листке бумаги;
г) пробовал составлять план, используя еженедельник, но понял, что это ничего не дает.
3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
а) да, когда вижу свою вину, лень, неповоротливость;
б) да, несмотря ни на какие объективные и субъективные препятствия;
в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать себя;
г) придерживаюсь правила: что удалось сделать сегодня — хорошо, не удалось — выполню, может быть, в другой раз.
4. Как вы ведете свою записную книжку с телефонами деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т. д.?
а) я—хозяин своей записной книжки, как хочу, так и веду, если понадобится телефон — обязательно найду;
б) часто меняю записные книжки с номерами телефонов, так как нещадно их эксплуатирую. При перезаписи телефонов стараюсь все делать по «науке», однако затем сбиваюсь на произвольную запись;
в) запись телефонов, фамилий веду «почерком настроения». Считаю что был бы записан телефон, фамилия, а на какой странице, в каком виде — не слишком важно;
г) использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, номер телефона, если надо — дополнительные сведения.
5. Каковы ваши принципы месторасположения вещей на рабочем месте?
а) каждая вещь лежит там, где ей хочется;
б) каждой вещи — свое место;
в) периодически навожу порядок, затем кладу вещи куда придется, чтобы не загружать голову «месторасположением». Спустя какое-то время снова навожу порядок;
г) считаю, что данный вопрос не имеет отношения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время?
а) могу;
б) могу сказать о рабочем времени;
в) если бы потери времени обращались в деньги, тогда бы я их считал;
г) всегда хорошо представляю;
д) не только представляю, но и знаю приемы сокращения потерь времени.
7. Каковы ваши действия, когда на совещании начинается «переливание из пустого в порожнее»?
а) обращаю внимание только на существенное;
б) ничего не поделаешь, так бывает всегда;
в) погружаюсь в небытие;
г) занимаюсь своими делами.
8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом. Будете ли вы уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
а) уделю внимание только содержанию доклада. Думаю,- что продолжительность нужно определить приблизительно. Если содержание интересно, дадут дополнительное время;
б) в равной степени.
9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для исполнения намеченных дел?
а) стараюсь, но не всегда получается (упадок сил, плохое настроение и пр.);
б) не стремлюсь к этому;
в) зачем, ведь время не обгонишь;
г) стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую форму фиксирования наиболее важных поручений, заданий, просьб вы используете?
а) запись в ежедневнике: что и к какому сроку;
б) фиксирую наиболее важные поручения в ежедневнике, мелочь стараюсь запоминать;
в) стараюсь запоминать поручения, так как это тренирует память, однако память меня часто подводит;
г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит тот, кто дает поручение. Если поручение нужное, то о нем не забудут.
11. Какая у вас точность посещений деловых встреч, заседаний, собраний?
а) прихожу раньше на 5—7 мин.;
б) прихожу вовремя, к началу;
в) как правило, опаздываю;
г) всегда опаздываю, хотя стараюсь приходить раньше или вовремя;
д) если бы издали пособие «Как не опаздывать», я научился бы не опаздывать;
12. Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
а) считаю, что своевременность выполнения — один из важнейших показателей умения работать. Однако кое-что мне всегда не удается сделать вовремя;
б) лучше немного затянуть выполнение задания;
в) предпочитаю поменьше рассуждать и выполнять задание в срок;
г) исполнительность наказуема (дадут новое поручение)
13. Предположим, вы обещали помочь другому человеку, но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное затруднительно. Как вы поступите?
а) сообщу об изменении обстоятельств и невозможности выполнить обещание;
б) постараюсь сказать правду и пообещаю при возможности выполнить;
в) буду стараться выполнить обещание. Выполню — хорошо, не выполню — не беда, сошлюсь на изменении обстоятельств;
г) ничего не сообщу, выполню во что бы то ни стало.
Ключ
балльные оценки вариантов ответов
Номера вопросов | Варианты ответов и оценка их в баллах | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
— | |||||
— | |||||
— | |||||
— | |||||
— | |||||
о | — | ||||
— | — | — | |||
— | |||||
— | |||||
— | |||||
— |
72-78 баллов. Вы организованный руководитель. Единственный совет — не останавливайтесь на достигнутом, развивайте самоорганизацию.
63-71 балл. Вы считаете самоорганизацию неотъемлемой частью своего «я». Это дает вам несомненные преимущества перед людьми, которые призывают организаций «под ружье» в случае крайней необходимости. Тем не менее вам необходимо внимательнее присмотреться к организации личной работы.
Менее 63 баллов.Ваш образ жизни, окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы своего времени, технику личной работы.
Задание 3.2
ТЕСТ «ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ УВАЖЕНИЕМ В КОЛЛЕКТИВЕ»*
Умное В.И. Я и работа: Тесты. М., 2001. С. 40 — 48.
1. Как ваши родственники (родители, старшие братья и сестры) ведут себя по отношению к людям, которые являются для них авторитетом?
а) полностью доверяют им — на то они и авторитеты;
б) относятся критически и отчасти иронически;
в) отношение зависит от личных качеств, которыми они обладают.
2. Ваш коллега по каким-то причинам работает довольно медленно. Из-за этого срочную работу, которую возложили на вас обоих, приходится выполнять вам в одиночку. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что из вас делают дурака, и, естественно, вы не желаете быть рабочей лошадью;
б) входите в положение и принимаете все, как есть;
в) пытаетесь решить проблему наиболее справедливо, делите обязанности, чтобы работа продвигалась быстрее;
3. Вы относитесь к начальнику и к коллегам следующим образом:
а) находитесь в стороне, но соблюдаете субординацию;
б) находитесь на одной параллели с начальником и коллегами, не сторонитесь никого, но также продолжаете соблюдать субординацию;
в) вы стоите значительно выше даже непосредственного шефа, а уж коллеги и подавно где-то далеко внизу.
4. Один из ваших коллег постоянно все путает и ошибается в работе в связи с тем, что у него личные неприятности. Ваши действия:
а) с неприязнью думаете, что все личные проблемы дела надо оставлять дома;
б) предлагаете ему отдохнуть, а потом вместе разобраться с его работой;
в) предлагаете свою помощь в работе.
5. В коридоре вы наблюдаете такую картину: к двум вашим коллегам подошел еще один, и они все вместе о чем-то разговаривают. Как вы думаете, о чем?
а) коллега жалуется на плохое самочувствие;
б) рассказывает о личных делах и проблемах;
в) говорит что-то нехорошее о начальнике.
6. В течение напряженного трудового дня вам требуется отдых. Каким образом вы его проводите?
а) перекуриваете;
б) продлеваете себе обеденный перерыв, чтобы как следует отдохнуть;
в) не считаете нужным вообще отдыхать.
7. В курилке вы наблюдаете такую сцену: двое ваших коллег оживленно что-то обсуждают, а третий стоит неподалеку к ним спиной и молча курит. О чем говорит вам такая сцена?!
а) двое коллег обсуждают третьего, который стоит рядом;
б) двое коллег беседуют на тему, которая просто не интересна третьему;
в) тот, третий, оказался здесь вообще случайно, просто вышел покурить.
8. Один из ваших коллег сделал неплохую карьеру. Продвижение по службе произошло из-за того, что он спокойно и хладнокровно доказал начальнику, что его заместитель некомпетентен. Зам был уволен, а его место занял ваш коллега. Как вы находите такое поведение?
а) он поступил подло и нагло;
б) и правильно сделал — некомпетентным не место на высокой должности;
в) перегнул палку; все свои замечания по этому поводу нужно было высказать сначала заму.
9. Вспомните последние три дня. Сколько раз в адрес своих коллег вы сказали что-либо плохое в течение этого срока?
а) ни разу;
б) раза три, не больше;
в) более пяти раз.
10. Один из ваших коллег приобрел какую-то новую вещь (платье, портсигар, обувь, украшения и т. п.). Вещь вам не понравилась. Что вы скажете, если он спросит ваше мнение?
а) не стоит портить настроение коллеге; лучше сказать, что вещь действительно хороша;
б) надо ответить честно, что не нравится, но добавить, что на вкус и цвет товарищей нет;
в) надо ответить что-нибудь нейтральное, чтобы не врать и не обидеть, например, «скажу попозже, когда пригляжусь».
ключ
Номер вопроса | А | Б | В |
РЕЗУЛЬТАТ
30 баллов.Вы можете без ложной скромности и хвастовства назвать себя идеальным коллегой. Вы никогда не позволите себе поступить нетактично по отношению к кому-либо из коллег или начальства. Никогда не будете обсуждать за спиной достоинства и недостатки ваших сотрудников. Но и когда придет пора сказать правду в лицо, сумеете это сделать максимально тактично, чтобы не обидеть человека. Остается лишь добавить, что
вы можете не сомневаться относительно любви и уважения ваших коллег: вас действительно уважают и ценят.
16 — 24 балла. Вы можете гордиться собой. Вас любят и начальство, и коллеги. При всей сложности работы вам удается сохранять постоянно хорошее настроение. Вам хочется пожелать лишь одного: будьте немного мягче в вынесении приговора тем, кто вам не совсем нравится. А также не молчите, если требуется сказать или поспорить. Исправьте этот маленький недостаток, и вы станете идеальным сотрудником.
Менее 15 баллов. Вам стоит задуматься об изменениях в себе, чтобы люди — коллеги, да и начальство — относились к вам с большим уважением и ценили бы вас по достоинству, как вы того заслуживаете. Просто что-то мешает вам, может быть, излишняя неуверенность в собственных силах или комплекс неполноценности
Задание 3.3
ТЕСТ «ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НОВИЧКАМ»*
* Умнов В.И. Я и работа: Тесты. С. 18 — 23.
На вопросы теста отвечайте «да» или «нет».
1. Необходимо помнить, что на протяжении всего дня новенькие так же оценивают меня, как и я их.
2. Надо быть слишком уверенным в себе, чтобы навязывать тему разговора малознакомым людям.
3. Лучше не унижаться до критики новых сотрудников и сохранять собственное достоинство, даже в тех случаях, когда соблазн выступить самым опытным и умным слишком
силен.
4. Новый сотрудник, вполне естественно, допускает некоторые ошибки и промахи в работе. Лучше всего при всех отчитать его и указать на допущенные ошибки.
5. Со всеми новыми сотрудниками вы всегда стараетесь быть остроумным и коммуникабельным, чтобы произвести положительное впечатление.
6. Когда новый сотрудник представился, а вы не расслышали его имени, нужно попросить повторить его.
7. Вы никогда не позволяете никому, тем более новеньким, шутить над собой. Это ведет к неуважению с их стороны.
8. Всегда надо быть настороже, иначе все будут шутить над тобой и выставлять дураком.
9. Если новый сотрудник оказался на редкость остроумным человеком и великолепным собеседником, то при разговоре с ним нужно либо соответствовать его уровню, либо вообще не общаться с ним, чтобы не попасть в неловкое положение.
10.Когда находишься в компании, нужно всегда соответствовать ее настроению.
11.Нужно всегда помогать новичкам, вдруг потом и тебе потребуется их помощь.
12.Не стоит оказывать новым сотрудникам слишком много услуг, вряд ли они сумеют их оценить по достоинству.
13. Пусть лучше кто-то зависит от меня, чем я от кого-то.
14. Настоящий товарищ всегда помогает друзьям в трудной ситуации.
15. Надо всегда показывать свои достоинства новичкам, чтобы знали, кого и за что уважать.
16. Если новичок, пытаясь завоевать ваше внимание, рассказывает старый анекдот, то нужно прервать его.
17. Если кто-то рассказывает старый анекдот, то воспитанный человек посмеется над ним, как над впервые услышанным.
18. Если новичок, желая завоевать ваше внимание и расположение, приглашает вечером отметить первый рабочий день в ближайшем кафетерии, а вы имеете совершенно другие планы на этот счет, то лучше сказать, что вы нездоровы, чем назвать истинную причину.
19. Истинный друг всегда требует жертвовать ради него своими интересами.
20. Не стоит настойчиво и с пеной у рта отстаивать свое мнение, если встречаешь сопротивление.
За каждый ответ, который совпадает с верным, приплюсовывайте себе по 5 баллов.
Правильные ответы: «да» — 6, 13, 14, 20; «нет» — все остальные.
РЕЗУЛЬТАТ
85— 100 баллов.Вы можете поставить себе «пятерку». Значит у окружающих вас людей, в том числе и новичков, вы будете заслуженно пользоваться уважением и любовью.
75— 80 баллов.Ваша оценка — «четыре». Вы иногда бываете слишком нетерпимы по отношению к новеньким, из-за этого и к вам не питают особенно теплых чувств.
65— 70 баллов.Ваше поведение можно оценить на «удовлетворительно». Ваше отношение к окружающим нужно изменить, оно слишком строго и предвзято.
Менее 60 баллов.Ваши дела совсем плохи. Вы не пользуетесь уважением в коллективе, вас не любят, а некоторые просто не выносят. Срочно измените свое отношение к коллегам, особенно к новичкам.
Задание 3.4 ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА»*
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?
2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?
3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
5. Доверяют ли вам подчиненные?
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.,
7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?
8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?
9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?
11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?
12. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?
13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
15. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
22. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работы?
24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?
25. Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?
26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?
27. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
28. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
29. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
30. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
31. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
32. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?
33. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
34. Вы уверены в себе?
35. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
36. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
37. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
38. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
39. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?
Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов «да» и «нет».
РЕЗУЛЬТАТ
Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». 40 «да» — результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.
Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.
Какой результат — соотношение «да» и «нет» — считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризуют больше 33 ответов «да».
Задание 3.5
ТЕСТ «НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»*
Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. С. 397 — 398.
Для дополнительной самопроверки ответьте, пожалуйста, еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.
Вам будут предложены некоторые утверждения, с которыми вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).
1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями.
2. Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами.
3. Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы.
4. Вам приходится делать много дел одновременно.
5. Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности.
6. Вам приходится работать по 10—14 часов в сутки.
7. Часто приходится дома заниматься производственными проблемами.
8. Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
9. Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое реальное.
10. Стараетесь, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах.
11. Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки.
12. В случае неуспеха дела ищите, кто из подчиненных виноват.
13. Чувствуете себя орудием в руках других людей.
14. Действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских ситуациях.
15. Считаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на предприятии снижает эффективность их труда.
16. В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива, а сообща решаете что делать.
17. Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя.
18. Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями.
19. Стараетесь не рисковать, «не высовываться».
20. Работаете в узкой профессиональной области, остальное вас мало касается.
Подсчитайте, пожалуйста, ответы «да» и «нет».
РЕЗУЛЬТАТ
Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы, слабые места — в ответах «да». Можете считай свое управление достаточно эффективным, если дали не менее 15 ответов «нет».
Задание 3.6
ТЕСТ 3.5. «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ» К. ТОМАСА*
* Пугачев В.П. Тест, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. С. 248 — 252.
Выберите из 30 приведенных ниже суждений то, которое более типично для вашего поведения в конфликтной ситуации:
1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять насебя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны;
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных;
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения;
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;
5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
6. а) я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;
б) я стараюсь добиться своего;
7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего;
8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего;
10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего;
Б) я пытаюсь найти компромиссное решение;
11. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне;
13. А) я предлагаю среднюю позицию;
Б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему;
14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;
15. а) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;
б) я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности;
16. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции;
17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу;
19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоит все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих;
21. а) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;
22. а) я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека;
Б) я отстаиваю свои желания;
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;
Б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;
б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу;
25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;
б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;
26. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;
27. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;
б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого;
29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
КЛЮЧ К ТЕСТУ К. ТОМАСА
Отметьте, пожалуйста, какую тактику вы выбрали из каждой пары.
Тактика N вопроса | Противоборство | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступка | |||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
а | б | |||||||
б | а | |||||||
Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных вами баллов по каждой тактике и нанесите результат на график. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
РЕЗУЛЬТАТ
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями.
Если ваш результат отличается от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).
Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т. е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.
Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик — противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки — в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.