Основные функции и средства общения.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Ломов Б.Ф. выделят в аналогичном смысле три функции общения:
1. Информационно-коммуникативную, заключающуюся в приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами;
2. Регуляторно-коммуникативную, заключающуюся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
3. Аффективно-коммуникатиную, заключающуюся в регуляции эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации.
Ю. А. Ханин среди функции общения выделил:
1. Социально- психологическую (взаимовлияние, передачи информации).
2. Регулятивную (оптимизация взаимодействия) .
3. Познавательную (приобретении знании о себе, решение задачи).
4. Экспрессивную (выражение эмоциональных состоянии и переживаний
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.
Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Пользование письменным языком зависит от словарного запаса пользователя и его стиля изложения.
Устный язык имеет главное преимущество перед письменным – экономность. Экономия достигается за счет иного порядка слов, которые допускает устная речь, пропуска концов и частей предложений.
Искусство общения предполагает:
- владение письменным языком, что обеспечивается образованием;
- владение устным языком;
- умение устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.
Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека (жесты, мимика, пантомимика), а также экстралингвистика (своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию), паралингвистика (смех, плач, скрежет зубами, паузы, междометья, покашливания и т п), проксемика (нормы организации пространства и времени в общении), обладающие исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. С другой стороны, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации может осуществляться на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковом и речевом общении этот процесс так или иначе осознается обеими сторонами, Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.
Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение. Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождают свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.
Особенности невербального общения. Уже отмечалось, что невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому надо добавить еще и такую его особенность как намеренность и ненамеренность. Хотя в подавляющем большинстве обычно люли, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал». Знак— это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.
Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например, случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д.
Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.
Функции невербальных способов общения. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию:
1)о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;
2) о его физическом и психологическом состоянии.
3) об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;
4) о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;
5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.;
6) о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;
7) особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, неврогичность и т. д
Невербальные средства общения делятся на три группы:
1. Визуальные:
- Кинесика (движения рук, ног, головы, туловища);
- Направление взгляда и визуальный контакт;
- Выражение глаз;
- Выражение лица;
- Поза (локализация, смена поз относительного словесного текста);
- Кожные реакции;
- Дистанция (расстояние между собеседником, угол поворота к нему, персональное пространство);
- Вспомагательные средства общения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы и т.д.).
2. Акустические (звуковые):
- Связанные с речью (интонация, тембр, громкость, тон, ритм, речевые паузы и т.д.);
- Не связанные с речью (смех, плач, кашель, скрежет зубами и т.д.).
3. Тактильные (связанные с прикосновением):
- Физическое воздействие (контактный танец);
- Такесика (пожатие руки, хлопание по плечу).