От психологической теории к теории и практике социальной работы
П |
сихологическая теория предлагает ряд моделей человека, в которых выделяется тот или иной аспект психики человека. Так, например, самыми известными являются бихевиористская, психоаналитическая, когнитивистская, ролевая и гуманистическая модели. Почти из всех психологических моделей человека соответственно вытекают и психолого-ориентированные модели социальной работы. Следует подчеркнуть, что для теории социальной работы более важным является обоснование использования моделей на практике. Каждая модель рассматривается лишь как теоретическое основание психолого-ориентированных методов.
В рамках бихевиористской модели человек рассматривается как существо рефлекторно реагирующее на раздражители (стимулы), поэтому поведение человека можно контролировать и моделировать, используя систему поощрений и наказаний. Человек здесь существо пассивное. Однако общество, будучи суммой реагирующих индивидов, может измениться качественно только тогда, когда изменится сам индивид. Таким образом, напрашивается вывод: в рамках бихевиористского подхода социальным работникам, социологам и психологам предоставляется широкое поле деятельности по моделированию востребованного индивида. Например, система наказаний и поощрений должна быть адекватна существующей ситуации и нацелена на конкретную цель. В рамках социальной работы эти цели могут лежать, например, в области социальной адаптации, социализации, воспитания. Бихевиористская идея о поощрениях и наказаниях используется в практике управления персоналом, т.е. задевает конкретную работу с людьми. Однако, например, С.И. Григорьев не называет такой модели социальной работы .
Психоаналитическая модель концентрирует внимание на человеческих потребностях, желаниях, стремлениях, которые можно писать в понятиях человеческого сознательного и бессознательного. Влечения и желания не всегда осознаются человеком и часто плохо контролируются, что приводит к возникновению внутренних, глубоко личностных проблем. Например, внутриличностным конфликтам и неврозам. Внутриличностный конфликт, в свою очередь, может дать толчок так называемой смещённой агрессии, когда человек для ослабления состояния внутреннего напряжения переносит агрессию на другого. Этим «другим» могут стать либо близкие люди, либо «чужие» социальные группы (этнические, гендерные, статусные), либо всё общество или даже человечество в целом. Для разрешения данных проблем в первую очередь требуется рационализация неосознанного. Именно поэтому психоанализ востребован в практике социальной работы как способ выявления переживаний и внутренних неосознанных мотивов в терапевтических целях.
Ещё одно предназначение психоанализа в социальной работе: научить человека/клиента психологически защищаться в негативных, жёстких обстоятельствах или снимать психологическую защиту там, где она препятствует нормальному существованию. Если человек попадает в угрожающие его личности условия, он бессознательно пытается защитить собственную психику от болезненных чувств и эмоций. Такое состояние приводит к неадекватному поведению и препятствует принятию решений. Потребность в психологической защите провоцируется возникающей и непрекращающейся тревогой, которая остаётся до тех пор, пока человек полностью не адаптируется к угрожающей ситуации. Тревога сопровождается формированием психологической защиты, которая может быть успешной и неуспешной. Задача социального работника заключается не только в устранении внешних негативных обстоятельств или их смягчении, но и в том, чтобы помочь индивиду самому защититься и снять тревогу.
Модель человека когнитивного акцентирует внимание на способности человека воспринимать и перерабатывать информацию. Согласно этой модели, всё, что происходит с человеком в жизни, проектируется в когнитивных структурах. Любые расхождения между субъективными когнитивными моделями, или субъективным знанием, и внешней информацией приводят к потере психологического равновесия. Основная идея когнитивистской модели в социальной работе заключается в поддержании внутреннего равновесия, что становится возможным в результате анализа внешней информации и самоанализа. Таким образом знание играет решающую роль в адекватном поведении человека, в умении его противостоять негативным обстоятельствам, находить выход из сложных ситуаций. Человек не просто должен владеть информацией, он должен знать, что с этой информацией делать.
Дефицит информации, или же информация не соответствующая действительности, приводят к возникновению чувства дискомфорта. Чувство дискомфорта появляется также в случае, когда партнёр по общению воспринимает общую информацию или объект по-другому. В результате, закономерным является стремление человека преодолеть существующий дискомфорт. Средством преодоления последнего может быть развитие коммуникации. Только таким способом можно преодолеть возникающие проблемы, которые часто являются внутренними ментальными, иллюзорными моделями. Человек зачастую «мужественно» преодолевает препятствия, которые сам же себе создаёт. Разрешить подобную ситуацию помогает консультирование и общение, к помощи которых прибегает социальная работа.
Принадлежность ролевой модели оспаривают социология и социальная психология. И хотя различия в понимании данной модели двумя дисциплинами практически отсутствуют, социология использует данную модель для описания поведения человека с точки зрения общества, тогда как социальная психология учитывает и внутриличностный аспект. В целом идея человека играющего (homo ludens) даёт возможность самому человеку посмотреть на собственное поведение как бы со стороны, развести рефлексию и реальное поведение, переживания и последствия. Такой анализ поведения приводит к более рациональной оценке ситуаций, а также своих поступков и действий в конкретных ситуациях. Это есть ничто иное, как возможность социального контроля. И если, с точки зрения Т. Шибутани, самым эффективным социальным контролем является самоконтроль, то ролевая модель предоставляет возможности такого эффективного социального контроля.
Человеческим проблемам сопутствуют конкретные ситуации, которые или провоцируют и обостряют данные проблемы, или выявляют их как рентгеновская плёнка. Любая ситуация проявляет себя через взаимодействие людей и является, с точки зрения ролевых теорий, психодрамой, где задействованные «персонажи» играют конкретные роли. Анализ проблемной болезненной ситуации в терминах ролевой теории даёт возможность увидеть всю ситуацию в целом и место в ней конкретного индивида (клиента), проигрывание психодрамы с помощью профессионального практикующего психолога призвано через «катарсис» снять напряжение.
Ролевая модель основывается на понятии «роль», имеющей или социальный (для социологии), или социально-психологический (для социальной психологии) характер. Роль как правило описывается в драматургических терминах и предполагает наличие ролевого стиля, оценки со стороны публики (общества, социальной группы), экспектации (ожидания), а также так называемой ролевой дистанции. Если человек видит ролевую дистанцию, говорят о рациональном отслеживании роли, если же нет – самоконтроль и анализ своего поведения может быть либо ослабленным, либо эмоциональным. Анализ/самоанализ структуры роли, её проигрывания (успешного или неуспешного) даёт возможность более эффективного решения проблемы, выхода из тяжёлой/стрессовой ситуации, сохранения психического здоровья.
Гуманистическая модель человека строится на четырёх основных принципах гуманистической психологии: принципе целостности личности; принципе позитивности человеческой природы; принципе развития и принципе активности. В соответствии с первым принципом целостность «Я» создаёт уникальный характер переживаний человека. Таким образом, богатство внутреннего мира и вытекающее из этого взаимодействие с внешним миром, зависят от целостности личности. Принцип позитивности, объявляющий природу человека доброй и конструктивной, переносит внимание на изучение здоровых, творческих индивидов, которые имеют проблемы, но в состоянии их решить самостоятельно. В этом смысле – гуманистическая модель предстаёт для социальной работы идеалом в самом высоком смысле. Третий принцип в центр внимания ставит необходимость реализации потенций, заложенных в человека. Видимо, этот принцип должен интересовать и социальную работу. Задача социального работника созвучна идеям гуманистической психологии: творческий потенциал человека должен быть реализован в полной мере и реализован не во вред себе и другим, а во благо. И, наконец, третий принцип доказывает, что человек должен быть самодостаточным и активным. При этом его активность должна проявляться в настоящем, которое может быть не идеальным, но в этом настоящем человек должен научиться жить.
С точки зрения гуманистической психологии, всё, что идёт извне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно даёт о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими. Таким образом, если брать на вооружение гуманистическую модель, следует говорить не только о невозможности и безнравственности применения насильственных методов к личности со стороны общества, но и необходимости создания среды, предоставляющий широкий свободный выбор для реализации возможностей и потребностей.
В рамках гуманистической психологии возникли так называемые недирективные методы воздействия на личность. В соответствии с этими методами каждый человек может оказывать себе психотерапевтическую помощь без посторонней помощи, другими словами, человек сам становится несчастным, и сам же может стать счастливым. Чтобы оказать помощь себе и другим требуется.
1. Осознание и принятие ответственности за свои мысли и поступки.
2. Доверие к себе.
3. Ощущение собственной уникальности.
4. Знание своих индивидуальных особенностей.
5. Принятие себя таким, какой ты есть .
Однако вопреки теоретическим идеям гуманистической психологии, в реальной жизни даже сильные личности попадают в затруднительные ситуации и нуждаются в сторонней помощи. Поэтому основная задача работников социальной сферы заключается в том, чтобы вернуть человеку веру в себя, помочь самому разобраться в проблемах. В этих целях человек должен освоить, например, приёмы самовербализации, образных представлений, аутотренинга. Проблему необходимо прежде всего увидеть, так как позиция страуса, прячущего голову во время опасности, приводит к уходу от проблемы и к её обострению. Проблему следует проговорить, а поле, в котором протекает проблемная ситуация, должно быть максимально расширено, с тем, чтобы иметь альтернативы выхода из проблемы и дать её объективный анализ. В процессе работы с клиентом ни в коем случае нельзя переходить на нравоучения, человек должен научиться уходить от самокритики и излишней саморефлексии и видеть в себе и своих действиях позитивное. С точки зрения гуманистической психологии, всё вышеуказанное приводит к восстановлению конгруэнтности (степени различия между сообщением, опытом и осознанием) и уменьшению степени различия между так называемыми самостью и идеальной самостью. По К. Роджерсу, степень, в которой самость отличается от идеальной самости – один из показателей комфорта, неудовлетворённости и неврозов . Таким образом, человек должен защищать свой идеальный образ и стремиться к его поддержанию.