Глава 6. Особенности воспитания 3 страница
Приведем в качестве иллюстрации рассказ старшего брата про младшего, которому 1,5 года: «Мама бьет Тольку, и ремень у нас в доме всегда висит наготове».— «За что?» — «Ой, вы не знаете, какой он. То кричит, то лезет к окну, то падает, то капризничает. Тогда мама его и бьет, у него всегда рубцы на теле. Если папа останется с Толькой, то к вечеру у папы сердечный приступ. А еще мама держала Тольку над горшком целый час, а он — ничего. Как только ему надели штаны, он сразу и наложил в них. За это тоже била. В общем, много всего».— «А тебя мама била?» — «Да, била, конечно, теперь я слушаюсь».— Добавим, что старший лечится у нас по поводу невроза страха, будучи «забитым» и пугливым, несамостоятельным и инфантильным, неоткровенным с родителями и зависимым в общении со сверстниками, несмотря на свой относительно высокий уровень интеллектуального развития. Он часто пропускает школу, потому что тревожная и одновременно властная мать продолжает во всем опекать, окружая его мальчишеское «я» бесчисленными предохранениями и запретами. Отец, мягкий и зависимый по характеру, не играет никакой роли в семье. Когда у старшего брата в результате игровой психотерапии прошли страхи, он стал более самостоятельным и даже начал «грубить» матери, т. е. высказывать свое мнение. Вместе с тем в нем осталась глубоко укоренившаяся общая боязливость — настороженность типа трусости, и он единственный из игровой группы отказался выполнить заключительное самостоятельное задание.
Рассмотренные функции контроля: подгонка, порицания, угрозы и физические наказания — обусловлены как личностными особенностями родителей, так и отношениями в семье, причем у матерей они тесно связаны с доминантностью и твердостью характера, отражая, вместе с тем, их аффективную неустойчивость и нервность. У отцов крайние формы выражения контроля в большей степени, чем у матерей, связаны с тревожностью, нередко неуверенностью в себе и мнительностью. Всем этим создается эффект «бумажного тифа», когда отцы не настолько строги, насколько они пытаются таковыми представить себя, скорее играя традиционную мужскую роль, чем соответствуя ей реально. В другом, менее типичном, варианте твердые по характеру отцы паранойяльно бескомпромиссно и эпилептоидно жестоко расправляются с детьми при их малейшем непослушании, а матери беспомощны и не способны смягчить крайности отношения отца. Подобная ситуация более типична в семьях детей с психопатическим развитием, прежде всего у мальчиков.
Обучение — следующий фактор воспитания, о котором неоднократно шла речь раньше. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», еще не понимая значения этих слов. Здесь и чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности.
Время, затрачиваемое на воспитание, тесно связано с отношением родителей к семейным обязанностям, занятостью на работе и характером семейных отношений. И мать, и отец проводят в семье не меньше времени, чем в норме, но вследствие односторонне выраженной и конфликтной структуры семейных отношений роль одного из них, обычно отца, недостаточна для реального контакта с детьми. Своеобразным откликом на это является гиперопека детей со стороны матери и восполнение ею недостающих отцовских функций в отношениях с детьми при неизбежной потере материнской нежности и отзывчивости.
Рассмотренные особенности воспитания при неврозах у детей образуют в своей совокупности 35 пунктов, соответственно числу изученных факторов. Чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления невротических расстройств у детей.
При изучении воспитания заслуживают внимания данные опросника PARI, использованного у 219 матерей детей с неврозами и 180 матерей детей в норме. Приводятся достоверные различия. По сравнению с нормой наибольшие различия обнаружены в отношении матери к мальчикам, т. е. оно, в отличие от отношений к девочкам, имеет больше отклонений. Прежде всего, это излишняя эмоциональная концентрация матери на сыне (2-й фактор), сопровождаемая чрезмерным вмешательством в его жизнь (20-й признак), подавлением любых форм сопротивления (4-й признак), как и репрессией сексуальных интересов или половой направленности личности (18-й признак). Однако у этих же матерей существуют большие, чем в норме, опасения обидеть ребенка (6-й признак), т. е. они испытывают чувство вины. Более выражен, чем в норме, 9-й признак — вспыльчивость, раздражительность матери. В отношении матери к девочкам различия с нормой отмечаются только по 4-му признаку — подавление сопротивления дочерей, что представляет собой общий с мальчиками отрицательный аспект отношения матери при неврозах у детей. У матерей есть тенденция ограничивать внешние влияния при воспитании дочери, т. е. то, что мы неоднократно обозначали как стремление матери к образованию с дочерью эмоционально изолированной подгруппы в семье. В известной мере это — проявление более активной, чем в семьях мальчиков, конфликтной позиции в отношениях с отцом. Зато в семьях мальчиков мать в большей степени, как мы убедились, проявляет свои конфликтные отношения непосредственно с детьми.
При сравнении различий с нормой в зависимости от возраста детей (3—7, 7—10, 10—15 лет) отношение матери имеет большее число отклонений в семьях мальчиков с неврозами в дошкольном возрасте, у девочек — без различий. В данной связи представляет интерес уклонение матерей от эмоционального контакта с мальчиками дошкольного возраста (16-й признак), в то время как у подростков оно сходит на нет. Эти данные подтверждают уже рассмотренный нами ранее феномен неприятия мальчиков с неврозами в первые годы жизни. У девочек нет подобных различий. Мы видим, что опросник PARI улавливает большую патогенность в отношении матери к мальчикам в дошкольном возрасте, когда они, как никогда, нуждаются в эмоционально теплом, любящем отношении матери и не получают его. Уже с этим в немалой мере закладываются основы для появления у мальчиков эмоциональных расстройств — центрального звена в клинической картине неврозов.
Сравнение особенностей воспитания в зависимости от возраста матерей показывает увеличение излишней эмоциональной концентрации на ребенке (2-й фактор) в возрасте свыше 40 лет, что сопровождается, как правило, и большей его опекой.
При сравнении клинических форм невроза между собой и с нормой больше всего отклонений в воспитании обнаруживается у детей при обсессивном неврозе, затем — истерическом неврозе. Так, при обсессивном неврозе у детей матери чаще, чем при других неврозах и норме, создают излишнюю зависимость ребенка от себя (2-й признак), ограничивают внешние влияния семьи (10-й признак) и половые интересы у детей (18-й признак), чрезмерно вмешиваясь в их жизнь (20-й признак). Больше всего они боятся и обидеть детей (6-й признак). Результатом действия перечисленных признаков будет излишняя эмоциональная концентрация на ребенке (2-й фактор). При обсессивном неврозе у детей матери также обладают большей вспыльчивостью и раздражительностью (9-й признак). Различия получены и по 4-му фактору — отношения к семейной роли, которая не устраивает мать, поскольку она тяготится ролью только хозяйки дома, будучи больше ориентированной на достижения в профессиональной деятельности.
Обратимся к данным интервью со 119 родителями, в котором перечисляются сгруппированные определенным образом отклоняющиеся черты поведения и характера детей. Матери, в отличие от отцов, обнаруживают большее суммарное число отклонений в поведении и характере мальчиков, а не девочек. У отцов, наоборот, более характерологически и поведенчески отягощенная оценка дается девочкам, а не мальчикам. И хотя различия в целом, как у матерей, так и у отцов, выглядят как тенденция, можно сделать вывод о большей проблемности в восприятии детей противоположного с родителями пола.
Матери чаще, чем отцы, выделяют паранойяльноподобные (у мальчиков), доминантные и неустойчивые (у девочек), истерические (у мальчиков и девочек) черты характера. Отцы больше, чем матери, выделяют тормозимые (у мальчиков), интровертированные (у мальчиков и девочек) и конформные (у мальчиков) черты характера. Во многом подобные оценки представляют собой проекцию собственных черт характера родителей, более свойственную родителям одноименного с ребенком пола. Это указывает и на общий тип конституционально обусловленного реагирования в семье.
Помимо интервью, родители в письменном виде отвечали на составленный нами опросник из 360 черт характера и поведения детей. Полученные характеристики распределены по следующим шкалам: 1 — эмоционально заостренная чувствительность — сензитивность; 2 — подверженность страхам — боязливость; 3 — неуверенность в себе — тормозимость; 4 — неустойчивость в поведении — нестабильность; 5 — повышенная возбудимость; 6 — конфликтность — негативность; 7 — проблемность в отношениях с детьми как суммарная выраженность всех предшествующих шкал. Опросник применялся у 175 матерей и 123 отцов детей с неврозами; в норме — у 247 матерей и 82 отцов. Приводятся достоверные различия. Матери мальчиков и девочек, отцы мальчиков оценивают детей с неврозами, в отличие от нормы, как более сензитивных, боязливых, тормозимых, неустойчивых, возбудимых и конфликтных. Больше и проблемность в отношениях с детьми при неврозах. Отцы девочек с неврозами считают их более сензитивными, боязливыми, тормозимыми и неустойчивыми. Таким образом, оба родителя оценивают мальчиков и девочек по сравнению с нормой как более сензитивных, боязливых, тормозимых и неустойчивых, подчеркивая невротические проявления в их личности. По мере увеличения возраста детей суммарная шкала «проблемность или сложность в отношениях с детьми» не претерпевает изменения при неврозах, тогда как в норме ее выраженность уменьшается в подростковом возрасте. Обусловлено это большей гибкостью родителей в норме, перестраивающих свою тактику взаимоотношений с детьми старшего возраста.
Рассмотрим оценки родителями детей с различными клиническими формами невроза. Боязливыми и тормозимыми матери чаще всего определяют детей с неврозом страха, конфликтными (негативными) и проблемными в отношениях с ними — детей с истерическим неврозом. У отцов проблемность в отношениях с детьми более всего выражена при истерическом неврозе.
Таким образом, конфликтность и проблемность в отношениях с детьми чаще всего присутствуют при истерическом неврозе.
Данные по шкалам опросника оценки детей родителями распределены по среднему баллу. В группах ниже и выше среднего балла рассмотрены показатели опросника Айзенка. Приводятся достоверные различия.
По опроснику Айзенка мальчиков, как неустойчивых в поведении, чаще оценивают экстравертированные в плане общительности матери. Экстравертированные отцы чаще определяют девочек как боязливых, а мальчиков — как менее конфликтных. Отцы с относительно более выраженным нейротизмом чаще считают мальчиков сензитивными и детей обоего пола — конфликтными (негативными и упрямыми). Отцы и матери с более выраженным нейротизмом чаще определяют девочек неустойчивыми в поведении, а матери считают их и боязливыми. Помимо этого, оба родителя с выраженным нейротизмом чаще указывают на проблемность в отношениях с девочками; у отцов это распространяется и на мальчиков.
Отцы при холерическом темпераменте считают более проблемными отношения с дочерьми, а при меланхолическом — с сыновьями. Темперамент матери менее сказывается на характере оценок детей (но значительно — на обращении с ними).
Показатели шкал опросника оценки характера и поведения детей, разделенного на группы больше и меньше среднего балла, сопоставлялись также с показателями профиля и дополнительных шкал MMPI.
Шкала «эмоционально заостренная чувствительность — сензитивность». Мальчиков как сензитивных чаще определяют матери с более выраженными показателями по 4-й шкале — «психопатичность», т. е. внутренне противоречивые и конфликтные. Отцы находят мальчиков сензитивными при более высоких показателях по 1-й шкале — «ипохондричность». По 5-й шкале «менее женственные» матери оценивают девочек, а «более мужественные» отцы — мальчиков как менее эмоционально чувствительных (сензитивных). Следовательно, признак «мужественности» у родителей того же пола является одним из условий восприятия детей как менее эмоционально чувствительных. Верным будет и то, что эмоционально чувствительными детей чаще находят родители того же пола, с более высокими показателями по шкале «женственность». Обычно это более мягкие по характеру родители.
Шкала «подверженность страхам — боязливость». Боязливыми детей чаще определяют матери с более выраженными показателями по шкалам 4 — «психопатичность» и 6 — «паранойяльность»; боязливыми только девочек чаще находят ипохондричные (1-я шкала) и социально интровертированные (0 шкала) матери. У отцов различия отсутствуют.
Шкала «неуверенность в себе — тормозимость». Девочек менее тормозимыми считают матери при более выраженных шкалах 2 — «депрессивность», 3 — «истероидность», 7 — «психастеничность», 8 — «шизоидность», 0 — «социальная интровертированность». Отцы находят мальчиков более тормозимыми при выраженности тех же шкал (за исключением социальной интроверсии). Более тормозимыми также будут мальчики у «менее мужественных» (5-я шкала) и паранойяльно настроенных (6-я шкала) отцов, мальчики и девочки — у эмоционально возбудимых, раздражительных и обидчивых отцов (9-я шкала — «гипоманиакальность»).
Шкала «неустойчивость в поведении — нестабильность». Все различия касаются только мальчиков. При определении их как неустойчивых, у обоих родителей выражены шкалы 7 — «психастеничность» и О — «социальная интровертированность». Это ситуация, когда тревожно-мнительные и недостаточно контактные родители не переносят детской активности, шума и непосредственного выражения эмоций. Более нестабильными находят мальчиков матери с относительно более высокими показателями по шкале 6 — «паранойяльность» и 8 — «шизоидность». Напомним, что эти шкалы при средних значениях указывают прежде всего на нетерпимость и негибкость мышления, недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей, а также недостаточную эмоциональность и отзывчивость, формализм в отношениях с детьми. Нестабильными также определяют мальчиков эмоционально неудовлетворенные и депримированные отцы, с неустойчивой, большей частью низкой, самооценкой (шкала 2 — депрессия»), как и менее «мужественные» отцы (шкала 5 — «мужественность — женственность»).
Шкала «повышенная возбудимость». Матери, оценивающие возбудимыми мальчиков, обладают меньшей женственностью (5-я шкала), более выраженными показателями по шкалам 6 — «паранойяльность» и 0 — «социальная интровертированность». Это ситуация, когда твердые по характеру, резкие в обращении, нетерпимые и испытывающие затруднения в межличностных контактах матери не переносят эмоционально экспрессивного и самостоятельного поведения сыновей. Отцы, считающие дочерей возбудимыми, имеют более высокое показатели по 9-й шкале «гипоманиакальность», т. е. они сами эмоционально возбудимы, несдержанны и раздражительны.
Шкала «конфликтность — негативность». Для матерей, считающих мальчиков негативными к ним и конфликтными, характерны паранойяльные черты личности и затруднения в межличностных контактах (шкалы 6 — «паранойяльность» и 0 — «социальная интровертированность»). Отцы, определяющие мальчиков конфликтными, имеют более высокие показатели по шкалам «депрессия», «психопатия» и «паранойя». Эти отцы, таким образом, сами эмоционально не удовлетворены, испытывают моральный дискомфорт, конфликтны и непримиримы к другому мнению, склонны к образованию (как и матери) сверхценных идей о трудном, несговорчивом, вредном и упрямом характере сыновей.
Шкала «проблемность в отношениях с детьми» — суммарное выражение всех предшествующих шкал. Наиболее тесно она связана со шкалой MMPI — «паранойяльность», т. е. родители, расценивающие трудным характер и поведение детей, особенно мальчиков, недоверчивы и подозрительны, нетерпимы и упрямы, негибки в суждениях и склонны к образованию ситуационно обусловленных сверхценных идей.
Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что является одной из причин более частого возникновения у них невротических расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный, общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически отягощенные и невротически расстроенные родители.
Перейдем к рассмотрению взаимосвязи между характеристиками личности родителей по дополнительным шкалам MMPI и оценкой характера и поведения детей. Перечислим еще раз 9 отобранных нами дополнительных шкал MMPI: тревожность, контроль, сила «я», доминантность, лидерство, играние ролей, зависимость, общая личностная изменчивость, общая плохая приспособляемость.
Шкала «эмоционально заостренная чувствительность — сензитивностъ». Детей как повышенно эмоционально чувствительных (сензитивных) чаще определяют тревожные и личностно изменчивые (нестабильные) родители (за исключением матерей девочек). У отцов сензитивных мальчиков выражена общая плохая приспособляемость. Чем больше лидерство у матерей, тем менее часто они признают мальчиков эмоционально чувствительными. У отцов успешное лидерство приводит к более частому определению девочек как чувствительных. Таким образом, лидерство у матерей препятствует, а у отцов — способствует определению детей другого пола как эмоционально чувствительных. Лидирующие, подчеркнуто «деловые» женщины имеют обыкновение негативно воспринимать эмоциональную чувствительность лиц мужского пола, в том числе сыновей. Отцы с более высоким социально-психологическим статусом, силой «я» и контролем более положительно воспринимают эмоциональную чувствительность лиц женского пола, в том числе дочерей.
Шкала «подверженность страхам — боязливость». Более боязливыми детей чаще считают тревожные и личностно нестабильные родители. Отцы находят девочек боязливыми при меньшей силе «я», мальчиков — при отсутствии доминантности в характере и общей плохой приспособляемости. Матери боязливых девочек более зависимы. Чем хуже матери мальчиков и отцы девочек играют роли, тем чаще они считают детей боязливыми; у отцов девочек это отмечается также при меньшей силе «я».
Шкала «неуверенность в себе — тормозимость». Тормозимыми обычно признаются мальчики у тревожных родителей, обладающих общей личностной изменчивостью и плохой приспособляемостью. Если у матерей при этом большая сила «я», то у отцов, наоборот, меньшая. Отцы тормозимых мальчиков и девочек более зависимы. У менее тормозимых девочек матери более тревожны и личностно изменчивы, хуже играют роли. Отцы тормозимых девочек имеют меньшую силу «я» и способность к лидерству, они личностно изменчивы (нестабильны). Таким образом, тормозимости детей того же пола, что и оценивающий родитель, способствуют, как мы видим, противоположные черты характера матерей и отцов; у отцов мальчиков — это тревожность и личностная изменчивость, у матерей девочек — отсутствие тревожности и личностная стабильность. У мальчиков отцы не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения. У девочек тормозимость — следствие чрезмерно сильного психологического давления не сомневающейся в себе матери.
Шкала «неустойчивость в поведении — нестабильность». Неустойчивыми детей определяют родители с большей силой «я» и одновременно с общей личностной изменчивостью, а также матери мальчиков и отцы девочек с выраженным лидерством. Матери, плохо играющие роли (у девочек — и менее доминантные), оценивают детей как менее стабильных. Нестабильными будут и девочки у тревожных и плохо приспособленных матерей и отцов с выраженным контролем, а также мальчики у тревожных отцов.
Шкала «повышенная возбудимость». Возбудимыми будут дети у тревожных и личностно нестабильных, а также с большей силой «я» и лидерством родителей. Вместе с тем у возбудимых девочек оба родителя менее доминантны, т. е. не обладают властностью, лучше играют роли; у отцов более выражен контроль.
Шкала «конфликтность — негативность». Детей как упрямых, конфликтных и негативных чаще всего оценивают матери с большей силой «я» и личностной изменчивостью; тревожные и личностно нестабильные отцы.
Шкала «проблемность в отношениях с детьми» выражена у тревожных и личностно изменчивых (нестабильных) родителей, а также в семьях девочек у матерей с большей силой «я», доминантностью и зависимостью, у матерей и отцов с выраженными показателями по шкале «лидерство». Более проблемными будут отношения с детьми у родителей, плохо играющих роли (за исключением матерей мальчиков).
Характер оценки детей в зависимости от клинических и личностных особенностей родителей, общих в семьях мальчиков и девочек с неврозами (по данным опросника Айзенка и MMPI), отражен в табл. 4.
Таблица 4. Характер оценки детей в зависимости от клинических и личностных особенностей родителей, общих в семьях мальчиков и девочек
Оценка детей | Клинические и личностные особенности родителей | |
Матери | Отцы | |
Сензитивные | — | Тревожность. Личностная изменчивость. |
Боязливые | Конфликтность. Подозрительность и нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей. Тревожность. Личностная изменчивость. | Тревожность. Личностная изменчивость. |
Тормозимые | — | Эмоциональная возбудимость, раздражительность и обидчивость. Зависимость. |
Нестабильные | Личностная изменчивость. Сила «я». Плохое играние ролей. | Личностная изменчивость. Сила «я». |
Возбудимые | Тревожность. Личностная изменчивость. Сила «я». Лидерство. | Тревожность. Личностная изменчивость. Сила «я». Лидерство. |
Конфликтные | Личностная изменчивость. Сила «я». | Нейротизм. Тревожность. Личностная изменчивость. |
Шкала «проблемность в отношениях с детьми» | Тревожность. Личностная изменчивость. Подозрительность и нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей. | Нейротизм. Тревожность. Личностная изменчивость. Подозрительность и нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей. Плохое играние ролей. |
Из табл. 4 следует, что отрицательный характер оценки детей наиболее часто встречается у личностно нестабильных (внутренне неустойчивых или изменчивых) и тревожных (склонных к беспокойству) родителей. Практическая ценность рассмотренных опросников может заключаться в их использовании с целью прогнозирования характера оценки детей родителями.
Неполная семья
По данным литературы, у детей с реактивными состояниями и неврозами свыше 60% неполных семей (Ушаков Г. К., 1966). Значительное число неполных семей обнаружено в детстве у взрослых с невротическим развитием истерического круга на фоне предшествующих депрессивных реакций (Лакосина Н. Д., 1976). У подростков из неполных семей также часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения (Гаврилова Н. В., 1974; Эйдемиллер Э. Г., 1976).
Прежде чем перейти к изучению влияния неполной семьи, рассмотрим выраженность недифференцированной нервности в полных и неполных семьях в сплошной выборке у 800 детей дошкольного и 1144 — школьного возраста. Нервность определялась по анкетам, заполняемым на детей воспитателями и учителями.
В дошкольном возрасте выявлено 11,5% неполных семей, что существенно меньше, чем в школьном возрасте, — 21% (19% — у мальчиков и 23% — у девочек). У мальчиков-дошкольников в неполных семьях достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым будет заикание.
В школьном возрасте нервность в целом также преобладает в неполных семьях. У девочек эти различия достоверны, зато у мальчиков более выражены нарушения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно часто обусловлена нервным состоянием матери, находящейся в конфликте с отцом до развода. Помимо этого, нарушения поведения у мальчиков являются в немалой степени откликом на отсутствие отца как адекватной модели полоролевой идентификации в семье.
Для сравнения количества неполных семей при неврозах (на приеме) и в норме из приводимой выше сплошной выборки исключены нервные дети, в число которых могут входить и дети с неврозами. Сравнение проводится в школьном возрасте. У мальчиков в норме 19% неполных семей из 338, при неврозах — 24% (из 150); у девочек в норме 21%, при неврозах — 19% (из 106). Различия, как мы видим, незначительны. Тем не менее обращает внимание несколько больший процент неполных семей у мальчиков при неврозах, чем в норме, в то время как у девочек подобное соотношение имеет, скорее, обратный характер.
При неврозах у детей, как уже отмечалось, развод у родителей происходит достоверно чаще (р<0,001), когда он встречается в прародительской семье и один из супругов жил в детстве в неполной семье.
Средний возраст матери при разводе — 30 лет. При этом она обычно имеет детей дошкольного возраста.
Инициатором развода почти всегда является мать, часто неудовлетворенная мягким характером отца, его «неумением жить» или повышенной возбудимостью, эгоцентризмом, стремлением доминировать, а также отсутствием поддержки в психологически сложные периоды жизни (отделение от родителей, проблема жилища, рождение ребенка). Значительно меньшую роль играет алкоголизм, который встречается, скорее, как исключение, а не как правило в семье, где дети больны неврозами.
Существенно, что развод отмечается достоверно чаще, если дети походят внешне на отца. У мальчиков это «роковое» обстоятельство выражено в большей степени (р<0,001), чем у девочек (р<0,05). Найденная закономерность означает большую нетерпимость матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих конфликтных отношений в семье. Но и после развода мальчик остается с матерью, которая ревниво относится к его встречам с отцом, испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, подобно одной матери, сказавшей: «К моему ужасу, я имею в лице сына вечный портрет мужа перед собой!».
Больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов.
Истерический невроз у мальчиков в немалой мере — следствие отсутствия мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери.
Для изучения личностных особенностей матерей из неполных семей использован ряд опросников.
Опросник Кеттела нашел применение у 23 матерей из неполных и 56 матерей — из полных семей. У матерей из неполных семей получены достоверно более высокие значения факторов «В», «F», «Q1», т. е. они обладают высоким интеллектом; менее озабочены и серьезны; свободнее (раскованно) мыслят, склонны к либеральным взглядам и эксперименту. Среди разведенных матерей достоверно более выражена группа ИТР.
Посредством методики «незаконченные предложения» (34 матери из неполных семей и 134 матери — из полных) удается выявить достоверно более выраженное конфликтное отношение к семье (в том числе и к прародительской) у матерей из неполных семей. В немалой степени это — результат межличностных, неразрешенных ранее и в настоящем конфликтов матери со своими родителями. Более конфликтным (тенденция) в прародительской семье будет отношение матери из неполной семьи с отцом (дедушкой), если она имеет сына, и отношение с матерью (бабушкой) при наличии дочери. Конфликтные отношения в детстве и отрочестве с родителем того же пола, что и больной неврозом ребенок, создают известный прецедент их переноса на настоящие отношения с детьми, являясь для них дополнительным источником психической травматизации.
Уже отмечалось, что разработанная нами шкала невротизации достоверно более выражена у разведенных матерей мальчиков по сравнению с матерями из полных семей. В семьях девочек невротизация матерей не имеет различий.
При оценке отношений с детьми матери в неполной семье по сравнению с полной определяют отношения с мальчиками как более, а с девочками — как менее конфликтные. Оценка мальчиков и девочек как упрямых преобладает в неполных семьях. Таким образом, мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаше конфликтны с сыновьями. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве и сын походит на мужа, с которым она длительное время также была в конфликтных отношениях. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет появление у мальчиков аффективных расстройств преимущественно истерического круга.