У.4. особенности развития познавательной сферы

Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушени­ем опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обо­няние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возмож­ности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностя­ми познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохран­ной активности такого ребенка и способствовать его своевремен­ному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершен­но свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощу­пыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.

Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей.

Кожная чувствительность и двигательная память становятся у сле-поглухих особым способом познания окружающего. И. А. Соколян-ский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.

Известно, что осязание складывается из тактильной и кине­стетической чувствительности, которые включены в простран­ственную схему организованного движения всего тела человека. Будущая ориентировка человека в окружающем его пространстве постепенно складывается из ориентировки в движениях собствен­ного тела, из его осознания. Слепой или слабовидящий с детства ребенок не может полноценно контролировать свои движения с помощью зрения. Нарушенный слух лишает такого ребенка воз­можности ориентироваться в движениях по направлению звуков. Слепоглухой должен опираться во всем на свой собственный двига­тельный и осязательный опыт. Поэтому от своевременного появле­ния самостоятельной разнообразной двигательной активности — переворачивания, подтягивания, хватания, сидения, вставания, ползанья и хождения во многом зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека. Развитию

движений слепоглухого ребенка с раннего детства нужно прида­вать самое большое значение.

Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предме­ты только касанием и действием с ними в непосредственном кон­такте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. Ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепо-глухих людей. Описаны случаи, когда слепоглухой человек полно­стью ориентировался в помещении на основе запахов или мог отличить из груды перчаток не только две перчатки, составляю­щие пару, но отобрать две пары, принадлежащие двум сестрам. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на рас-. стоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности по­мещений и отыскивать в них нужные предметы. Известны наблюде­ния О.И.Скороходовой, когда она из запаха букета разных цветов сразу выделяла аромат белой лилии или на фоне запаха чернил вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духов.

Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определен­ном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, опреде­лять ногами направление громких звуков, производимых в доме и ЁНа улице и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Например, в Петербургской школе слепоглухих детей учили вос­принимать устную речь ладонью руки с горла говорящего и конт­ролировать подобным образом свою собственную речь.

Наряду с этими полностью сохранными возможностями обо­нятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чув­ствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться •остаточными зрением и слухом. Раннее аудиометрическое обсле­дование и правильный подбор слуховых аппаратов (на оба уха) позволяет существенно расширить и развить слуховые возможно-' сти у ряда слепоглухих детей. Специальные занятия по развитию зрительного восприятия у слепоглухих детей с остаточным зре­нием (с потерей вплоть до светоощущения) могут научить их пра­вильно пользоваться даже самыми минимальными остатками зре­ния для ориентировки в окружающем мире. Успехи современной Медицины сделали возможным возвращение способности слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации1.

'Кохлеарная имплантация — вживление во внутреннее ухо звуко-снимающего устройства.

Кузне

Наши рекомендации