Семейная психотерапия М. Боуена
М. Боуен избегал описаний конкретного метода, с помощью которого теория семейных систем могла бы применяться в психотерапевтических целях для решения проблем индивида или семьи. Таким образом, на практических семинарах, проводимых им для специалистов в области охраны психического здоровья, упор не делался ни на технике вмешательства в эти проблемы, ни на демонстрации психотерапевтических приемов или же наблюдений за объектом с помощью зеркала Гезелла. По мнению М. Боуена, акцент на практическое приложение теории представляет вторичный интерес, вместе с тем ее полное понимание может привести к прогрессу в ее клинических приложениях.
Тем не менее семейная психотерапия, основанная на боуеновской теории семейных систем, имеет определенные присущие ей одной характеристики. Цели этого лечения таковы: 1) снизить тревожность клиента; 2) повысить уровни дифференциации «Я» у тех, кто входит в эмоциональную систему клиента. Это означает, что индивид или семья будут способны к более спокойным, принципиальным, личностно-ориентированным взаимоотношениям, в которых не будет места созданию каких-либо треугольников или проявлению неблагоприятных соматических, психологических или социальных симптомов.
В процессе психотерапии, основанной на боуеновской теории семейных систем, индивид, семейная пара или семья учатся различать модели функционирования в рамках семьи причин, которые служили источниками самых непроизвольных эмоциональных проявлений.
Психотерапевт может встретиться с отдельным индивидом, с супружеской парой или с любой другой эмоционально заряженной единицей (обычно маленьких детей не включают в психотерапевтические занятия). Но не количество людей, собранных в группу для проведения психотерапии, определяет вид применяемого лечения. Для данного процесса очень важен ход мысли психотерапевта. Если психотерапевт в состоянии мыслить системно, то и психотерапия будет отражать этот мыслительный процесс. Психотерапевт достигает наибольшего успеха в своей работе тогда, когда он уже научился спокойно, без резких реакций вести себя в своей собственной семье, когда он умеет демонстрировать свою личностную позицию перед клиентом, но при этом не дает себя втянуть в обсуждаемую с ним ситуацию и не берет на себя ответственность в целом за то, что происходит в семье клиента. Психотерапевт, придерживающийся боуеновской теории семейных систем, занимает нейтральную, «исследовательскую» позицию по отношению к клиенту. Согласно этой теории, если психотерапевт в состоянии держать себя в руках, то и клиент становится спокойнее и учиться находить свои собственные решения проблем, с которыми сталкивается в жизни.
Патриция Мейер, бывший работник отделения Джорджтаунского Центра семьи, разработала четырехстадийную схему лечения, соответствующую данной теории. На первой стадии психотерапевт и клиент собирают информацию о моделях взаимоотношений в семье, имевших место в течение нескольких поколений. Информация включает фактические данные о рождениях, смертях, браках, разводах, религиозных верованиях, полученном образовании, здоровье, месте проживания и трудовой биографии. Модели взаимоотношений вскрывают основные семейные треугольники, эмоциональную отчужденность, то, как члены семьи справлялись с тревожностью и эмоциональной реактивностью, проецирование тревожности на детей и другие процессы, имевшие место в течение ряда поколений. Информация записывается на подробной генограмме семьи [3].
На второй стадии клиент приходит к пониманию собственного участия в этих моделях взаимоотношений и своей ответственности.
На третьей стадии клиент начинает строить планы личностного изменения, основанного на понимании, которое было достигнуто на предыдущей стадии. Это включает настроенность на изменение потенциальных способов реагирования в семье, а также планы, касающиеся изменения своего поведения в этой связи.
Четвертая стадия предполагает активное претворение планов, задуманных на третьей стадии.
Все четыре стадии частично перекрывают друг друга и в течение длительного процесса психотерапии к ним приходится неоднократно возвращаться. Высокие уровни дифференциации «Я» могут быть в полной мере достигнуты только через понимание, планирование и активизацию конструктивных изменений.
В процессе прохождения клиентом этих стадий психотерапевт действует по отношению к нему как тренер, задавая вопросы, активизируя процесс его мышления, побуждая к осмыслению, планированию и активизации процессов.
Библиографический список
1. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.– 1991 .– № 6.– С.155–164.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций .– СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
3. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1994. – 136 с.
4. Bowen M. Family therapy in practice .– N. Y.: Jason Aronson, 1978.
5. Hall С. М. The Bowen family theory its uses .– N. Y.: Jason Aronson, 1983.
6. Kerr M. E., Bowen M. Family An approach based on Bowen theory.– N. Y.: W.W. Norton, 1988.
7. McGoldrick M., Gerson R. Genogramma family assessment.– N.Y.: W. W. Norton. 1988.
8. Papero D. V. Bowen family systems therapy .– Boston: Allyn and Bacon, 1990.
9. Toman W. Family constellation: Its effect on personality and social behavior. N. Y.: Springfield, 1976.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический аппарат
Вопросы для контроля и самоконтроля