Основные характеристики организма человека
Психологические и психофизиологические факторы
Эргономика- это научное направление, изучающее человека или группу людей и их деятельность, в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий, и процессов труда и обеспечения необходимых удобств содействующее развитию способностей работника.
Эргономика – это область прикладных научных знаний о человеке к проектир. предметов, систем и окружений используемым им.
Эргономика связана с:
· Психологией
· Биологией
· Экономикой
· Экологией
· Дизайном
· Кибернетикой
· Медициной
· Охраной труда
Научно-технические предпосылки. Предпосылками возникновения и развития эргономики послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе научно-технической революции и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их в общую систему требований к содержанию и характеру труда в СЧМС. На основе теории и методологии такого объединения и возникла эргономика. Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.
Основные школы и направления современной эргономики. Основные понятия. Принципы построения системы «человек-машина-среда»
Система – Человек – Машина – это система включает в себя человека, машину, по средствам которой он осуществляет труд, деятельность и среду на рабочем месте.
Человек оператор – это человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.
Человеческие факторы – это средства системы ЧМ обусловленные положением и ролью в ней человека, и в эргономика в качестве чел фактора понимается совокупность антропометрических, психофизиологических, психологических свойств и особенностей, определяющих взаимную адаптацию человека с машиной и окружающей средой.
Машина в системе ЧМ- это совокупность технических средств, использ. чел оператором в процессе деятельности.
Среда на рабочем месте – это совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов воздействующих на человека, на его рабочем месте, входе его деятельности.
Основные характеристики организма человека
· Группы характеристик человека:
· Психологические
· Физиологические (энергетический характер и общее поведение человеческого организма)
· Психофизиологические (возможность анализаторов, сенсорные и моторные реакции, вегетативные реакции)
· Антропометрические характеристики (силовые, масса, размеры элементов тела)
· Гигиенические
· Межполушарная асимметрия
Межполушарная асимметрия (др.-греч. б- — «без» и ухммефсйб — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное.
Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.