Порядок подсчета тестовых баллов.
Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы:
Ответы | -3 | -2 | -1 | ||||
Баллы |
Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:
Ответы | -3 | -2 | -1 | ||||
Баллы |
Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.
0 – 105 баллов – мотив избегания неудачи;
106 – 210 баллов – мотив стремления к успеху
На третьем этапе эмпирического исследования полученные нами результаты, подвергались количественной обработке и качественному анализу по следующей схеме:
1. по результатам методики изучения социально-психологического климата в коллективе выявился уровень самооценки коллектива каждым из студентов - высокий и низкий;
2. по результатам методики на диагностику мотивации достижения студентов разделили на 2 группы:
- с мотивацией стремления к успеху
- с мотивацией избегания неудач
3. проводился сравнительный анализ полученных данных при исследовании социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
На пятом этапе исследования для проверки гипотезы о законе распределения был применен критерий согласия Пирсона, и для подтверждения гипотез полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Для статистической проверки был использован корреляционный анализ данных, метод коэффициента ранговой корреляции Пирсона. Анализ производился по следующей схеме:
- значимая связь (корреляционный анализ) между социально-психологической самооценкой коллектива (методика СПСК О.Немова) и типом мотивации достижения (диагностика мотивации достижения А.Мехрабиана) у студентов.
2.2. Анализ результатов исследования
Рассмотрим данные, полученные в результате проведения методики изучения социально-психологической самооценки коллектива (О.Немов), который заполнили все студенты, участвующие в исследовании. Полученные данные представлены нами в приложении 3.
Рассмотрим полученные данные. Результаты представлены в таблице 1 и в гистограмме 1 (Приложение 4).
Таблица 1
Социально-психологическая самооценка студенческого коллектива; методика изучения социально-психологической самооценки коллектива О.Немова (интенсивность развития каждого из показателей, %)
Стремление к сохранению целостности | Сплоченность | Контактность | Открытость | Организованность | Ответственность | Информированность |
32,25 | 32,1 | 33,8 | 33,25 | 32,7 | 32,4 |
Рассмотрим более подробно полученные результаты. Как видно из Таблицы 1 интенсивность развития у всех студентов каждого из показателей, составляющих в целом самооценку коллектива, приблизительно равна. Это говорит о том, что каждый из этих показателей в равной мере составляет социально-психологический климат в коллективе.
Далее рассмотрим полученные данные методики мотивации достижения. Результаты представлены в таблице 2 и в гистограмме 2 (Приложение 5).
Таблица 2
Выраженность мотивации достижения у студентов вуза, %
Тип мотива | Мотив избегания неудач | Мотив стремления к успеху |
% студентов от общего числа |
Рассмотрим более подробно результаты представленные в таблице 2.
Итак, у 5 студентов (25 %) ярко выражен «мотив избегания неудачи». Такие люди стремятся в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты их деятельности будут, восприниматься и оцениваться другими людьми. У 15 студентов (75 %) выражен «мотив стремления к успеху». Это говорит о том, что у таких людей существует потребность добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Далее мы проверяли связь между уровнем социально-психологической самооценки коллектива и типом мотивации достижения.
Для принятия решения о выборе методов статистической обработки полученных в исследовании показателей по уровню социально-психологической самооценки коллектива (методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (О.Немов)) и типом мотивации достижения (диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)) была осуществлена проверка закона распределения коэффициента ранговой кореляции (с помощью критерия согласия χ2 Пирсона).
Таким образом, были проверены значимые связи между особенностями социально-психологической самооценки коллектива и типом мотивации достижения (мотив стремления к успеху и избегания неудач). Данные, полученные в результате проведения корреляции, представлены в приложении 6 и таблице 3.
Таблица 3
Особенности социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
Ответственность | Коллетивизм | Сплоченность | Контактность | Открытость | Организованность | Информированность | |
Мотивация Достижения | + | + | + | + | + | - | + |
Обнаружены значимые взаимосвязи между мотивацией достижения и отдельными показателями социально-психологической самооценки коллектива.
Обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и ответственностью (r=0,743**) у студентов исследуемой академической группы.Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет оцениваться ответственность людей, входящих в одну учебную группу с испытуемыми. Можно сделать вывод о том, что данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
У студентов обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и коллективизмом (r=0,534*). Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет оцениваться коллективизм студенческой академической группы, стремление каждого члена данного коллектива сохранить целостность группы. Следовательно, данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
Обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и сплоченностью (r=0,625**) у студентов 4-го курса. Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели сплоченности студенческой группы. Данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
Обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и контактностью (r=0,546*) у студентов вуза. Это говорит о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели контактности студенческой группы. Данные характеристики содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
У большинства студентов обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и открытостью (r=0,471*). То есть, чем выше показатель мотивации достижения (чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет показатель контактности студенческого коллектива. Данные критерии содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
У исследуемых обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и информированностью (r=0,684**). Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели информированности членов студенческой группы. Данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
Также выявлены значимые взаимосвязи между отдельными параметрами социально-психологической самооценки коллектива, описание которых не представляется нам необходимым.
Таким образом, можно сделать следующий вывод по стистическим данным! :
- между уровнем мотивации достижения (т.е. между интенсивностью проявления мотива стремления к успеху) и 6 (ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость и информированность) из 7 (кроме организованности) показателями социально-психологической самооценки коллектива выявлена прямая взаимосвязь. То есть, чем ярче будет проявление у студентов мотива стремления к успеху, тем выше будет его самооценка той студенческой группы, в которой он находится.
- интенсивность развития каждого из показателей, составляющих в сумме самооценку коллектива (ответственность, коллективизм ,сплоченность, контактность, открытость, информированность и организованность) приблизительно равна (колеблется в диапазоне от 32 до 33,8 %).. Это говорит о том, что каждый из этих показателей в равной мере составляет социально-психологический климат в коллективе.
- у 75 % опрошенных вывялена мотив стремления к успеху, у 25 % - мотив избегания неудач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка коллектива включает в себя оценку каждым членом коллектива таких характеристик, как стремление к сохранению целостности группы, единство, ответственность и открытость других членов по отношению друг к другу. Процесс формирования самооценки коллектива очень противоречив, т.к. частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Функции самооценки коллектива и уважения состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности каждого из участников коллектива.
Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.
В русле мотивации достижения выполнено довольно много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии (Д.Аткинсон, Р.Вейнер, Д.Роттер, K.Левин; Н.В. Афанасьева, И.А. Батурин, В.А. Белых, М.Ш. Магомед - Эминов, В.И. Степанский, С.А. Шапкин).
Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности.
Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи.
Интенсивность развития каждого из показателей, составляющих в сумме самооценку коллектива (ответственность, коллективизм ,сплоченность, контактность, открытость, информированность и организованность) приблизительно равна (колеблется в диапазоне от 32 до 33,8 %).. Это говорит о том, что каждый из этих показателей в равной мере составляет социально-психологический климат в коллективе. У 75 % опрошенных вывялена мотив стремления к успеху, у 25 % - мотив избегания неудач.
Обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и ответственностью (r=0,743**) у студентов исследуемой академической группы.Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет оцениваться ответственность людей, входящих в одну учебную группу с испытуемыми. Можно сделать вывод о том, что данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
У студентов обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и коллективизмом (r=0,534*). Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет оцениваться коллективизм студенческой академической группы, стремление каждого члена данного коллектива сохранить целостность группы. Следовательно, данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
В ходе корреляционного анализа данных, полученных в результате опроса студентов исследуемой нами академической группы, обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и сплоченностью (r=0,625**). Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели сплоченности студенческой группы. Данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
Также обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и контактностью (r=0,546*) у студентов вуза. Это говорит о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели контактности студенческой группы. Данные характеристики содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
У большинства студентов обнаружена (75%) значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и открытостью (r=0,471*). То есть, чем выше показатель мотивации достижения (чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будет показатель контактности студенческого коллектива. Данные критерии содержат много общих элементов. С вероятностью 95 % корреляция не случайна.
У исследуемых также обнаружена значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и информированностью (r=0,684**). Это свидетельствует о том, что чем выше показатель мотивации достижения (т.е. чем ярче проявляется мотив стремления к успеху), тем выше будут показатели информированности членов студенческой группы. Данные показатели содержат много общих элементов. С вероятностью 99 % корреляция не случайна.
Особенности социально-психологического климата в студенческих академических группах влияют на учебные, социальные и социально-психологические процессы как в данной группе, так и во взаимоотношениях этой группы с преподавателями, руководством университета и другими учебными группами. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в группе во многом определяет академические успехи студентов, обучающихся в этой группе и ее положение среди других групп.
Выдвинутая нами гипотеза о том, чтосуществуют различия в социально-психологической самооценке коллектива у студентов с мотивация достижения успеха и мотивацией избегания неудач, подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.А. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект2003. – 952с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, М., Изд. Мысль, 1976.
3. Балл Г.А. "Мотив": уточнение понятия // Психологический журнал. – 2004. - №4, с.8
4. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. - 348с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. - 274с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение,1995. – 352с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г.
9. Васильева Е.Г., Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие/ Е.Г. Васильева. – Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2000. – 64 с.
10. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием М.: Изд. МГУ, 1991.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
13. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии// Вопросы психологии №3, 2001 г., с.23 - 27
14. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Издательство Московского Университета, 1984. – 174с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 384с.
16. Зюбин Л.М. Психология воспитания: Методическое пособие. – М.: Высшая школа.,1991. – 96с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006
18. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 2005. - №2, с.8-13
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение,1979. – 175с.
20. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997.
21. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987.
22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - 392с.
23. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ,1977. – 168с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997. - 328с.
25. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 688с.
26. Мартынова Т.Н., Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования/ Т.Н. Мартынова // Социс. – 2004. – №3. – с. 27–31.
27. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с.
28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. Научно – исследовательский институт общей педагогической психологии Академии пед. Наук СССР – М.: Педагогика,1991. – 152с.
29. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
30. Общая психодиагностика под ред.В. В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987
31. Педагогическая психология www. ido. edu. ru/psychology/pedagogical_ psychology
32. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987.
33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982.
34. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение,1978. – 117с.
35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. психология. Учебник для студентов пед. институтов. – М.: Академия, 2002. – 512с.
36. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М., 1999.-345с.
37. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 49.
38. Ушамирская Г.Ф., Интернационализация социальных ролей учащейся и студенческой молодежи/ Г.Ф. Ушамирская. – Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2002. – 170 с.
39. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. – М.: Вопросы психологии,1985. – 32с.
40. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 102.
41. Шаповаленко И. В. Возрастная психология гардарики. Психология развития и возрастная психология. – М.: Гардарики,2004. – 230с.
42. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (www. komanda. ru)
43. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов/ Е. Щепкина // Высшее образование в России. – 1997. – №2. – с. 68–78.
44. Ядов В.А., Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. – 3-е изд. испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 567 с.
45. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. – 2007. – №4. – с. 30–32.
46. Немов Р.С.Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ Издательство: Владосю - 2008 : 631с
47. Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» - 2-е изд., доп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
Приложение 1
Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (О.Немов).
Опросный лист
№ | Суждения | Оценка |
Свои слова подтверждают делом | ||
Осуждают проявления индивидуализма | ||
Имеют сходные убеждения | ||
Радуются успехам друг друга | ||
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений | ||
Умело взаимодействуют друг с другом | ||
Знают задачи, стоящие перед коллективом | ||
Требовательны друг к другу | ||
Все вопросы решают сообща | ||
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом | ||
Доверяют друг другу | ||
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений | ||
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой | ||
Знают итоги работы коллектива | ||
Никогда и ни в чем не ошибаются | ||
Объективно оценивают свои успехи и неудачи | ||
Личные интересы подчиняют интересам коллектива | ||
Одному и тому же посвящают свой досуг | ||
Защищают друг друга | ||
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений | ||
Взаимно дополняют друг друга в работе | ||
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива | ||
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей | ||
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива | ||
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей | ||
Помогают друг другу | ||
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования | ||
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе | ||
Знают правила поведения в коллективе | ||
Никогда и ни в чем не сомневаются | ||
Не бросают начатое дело на полпути | ||
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения | ||
Одинаково оценивают интересы коллектива | ||
Искренне огорчаются при неудачах коллег | ||
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений | ||
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач | ||
Хорошо знают свои обязанности | ||
Сознательно подчиняются дисциплине | ||
Верят в свой коллектив | ||
Одинаково оценивают неудачи коллектива | ||
Тактично ведут себя в отношении друг друга | ||
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений | ||
Быстро находят между собой общий язык | ||
Хорошо знают приемы и методы совместной работы | ||
Всегда и во всем правы | ||
Общественные интересы ставят выше личных | ||
Поддерживают полезные для коллектива начинания | ||
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности | ||
Доброжелательно относятся друг к другу | ||
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений | ||
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется | ||
Хорошо знают работу товарищей по коллективу | ||
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы | ||
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции | ||
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности | ||
Уважают друг друга | ||
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов | ||
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости | ||
Знают черты характера друг друга | ||
Все умеют делать | ||
Ответственно выполняют любую работу | ||
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив | ||
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений | ||
Поддерживают друг друга в трудные минуты | ||
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений | ||
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях | ||
Хорошо знают привычки и склонности друг друга | ||
Активно участвуют в общественной работе | ||
Постоянно заботятся об успехах коллектива | ||
Одинаково оценивают справедливость наказаний | ||
Взаимно относятся друг к другу | ||
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений | ||
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех | ||
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Приложение 2
Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)
Тест – форма A (для мужчин)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50%-ным риском ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 500 рублей и может остаться на таком уровне неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 2000 рублей.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руках.
17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Тест – форма Б (для женщин)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.
14. После неудачи я скорее становлюсь более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем предоставить сделать это кому-то другому.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я эффективнее работаю под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Приложение 3
Социально-психологическая самооценка студенческого коллектива (интенсивность развития каждого из показателей, баллы)
№ п/п | Ответственность | Коллетивизм | Сплоченность | Контактность | Открытость | Организованность | Информированность |
Приложение 4
График «Социально-психологическая самооценка студенческого коллектива» (интенсивность развития каждого из показателей, %)
1 – стремление к целостности;
2 – сплоченность;
3 – контактность;
4 – открытость;
5 – организованность;
6 – ответственность;
7 – информированность
Приложение 5
Выраженность мотивации достижения у студентов вуза, %
(методика «Диагностика мотивации достижения А.Мехрабиана»)
1 – мотив избегания неудач;
2 – мотив стремления к успеху
Приложение 6
Результаты корреляционного анализа особенностей социально-психологической самооценки коллектива у студентов с разной мотивацией достижения.
мотивация | ответственность | коллективизм | сплоченность | контактность | открытость | организованность | информированность | ||
мотивация | Pearson Correlation | ,743(**) | ,5340(*) | ,625(**) | ,546(*) | ,471(*) | ,166 | ,684(**) | |
Sig. (2-tailed) | ,000 | ,015 | ,003 | ,013 | ,036 | ,484 | ,001 | ||
N | |||||||||
ответственность | Pearson Correlation | ,743(**) | ,827(**) | ,777(**) | ,577(**) | ,758(**) | ,563(**) | ,597(**) | |
Sig. (2-tailed) | ,000 | ,000 | ,000 | ,008 | ,000 | ,010 | ,005 | ||
N | |||||||||
коллективизм | Pearson Correlation | ,534(*) | ,827(**) | ,661(**) | ,515(*) | ,748(**) | ,454(*) | ,455(*) | |
Sig. (2-tailed) | ,015 | ,000 | ,001 | ,020 | ,000 | ,044 | ,044 | ||
N | |||||||||
сплоченность | Pearson Correlation | ,625(**) | ,777(**) | ,661(**) | ,739(**) | ,600(**) | ,338 | ,525(*) | |
Sig. (2-tailed) | ,003 | ,000 | ,001 | ,000 | ,005 | ,144 | ,017 | ||
N | |||||||||
контактность | Pearson Correlation | ,546(*) | ,577(**) | ,515(*) | ,739(**) | ,599(**) | ,215 | ,789(**) | |
Sig. (2-tailed) | ,013 | ,008 | ,020 | ,000 | ,005 | ,362 | ,000 | ||
N | |||||||||
открытость | Pearson Correlation | ,471(*) | ,758(**) | ,748(**) | ,600(**) | ,599(**) | ,700(**) | ,611(**) | |
Sig. (2-tailed) | ,036 | ,000 | ,000 | ,005 | ,005 | ,001 | ,004 | ||
N | |||||||||
организованность | Pearson Correlation | ,166 | ,563(**) | ,454(*) | ,338 | ,215 | ,700(**) | ,323 | |
Sig. (2-tailed) | ,484 | ,010 | ,044 | ,144 | ,362 | ,001 | ,165 | ||
N | |||||||||
информированность | Pearson Correlation | ,684(**) | ,597(**) | ,455(*) | ,525(*) | ,789(**) | ,611(**) | ,323 | |
Sig. (2-tailed) | ,001 | ,005 | ,044 | ,017 | ,000 | ,004 | ,165 | ||
N |
** Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).