Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление
Механизм регуляции социального поведения – это «соц принуждение», состоящее из:
- внешних ограничительных правилах
- и интериоризированных социальных нормах
Общество:
Архаическое общ — индивидуальн созн полностью растворены в коллективн созн.
Индустриальное общ - органич солидарностью людей - разделение труда
ü Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже разделение труда
ü Демократия — вершина общественного развития.
Понятие коллективн представл, его роль в системе категорий анализа общественн жизни.
Социальная реальность складывается из социальных фактов двух родов:
- Морфологических фактов
- и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.
В коллективных представленияхраскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань.
ü Коллективное сознание жизненным узлом всего общества.
Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.
Основа развития общества - соц-коммуникац деят индивидов в форме подражания.
Развития общества через «изобретение» - все новое есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов.
Изобретатели - всегда одиночки - далее последует подражание.
Полемика:
1)Т: Общество - продукт взаимодействия индивидуальн сознаний (1 создал – 2 подражает)
Д: Социальные факты объективны и не зависят от индивида
2)Т: фундамент социальная психология. Социальность невозможна без психич знаний.
Д:Соц реальность обладает особыми только ей присущими качествами.
3)Т: Необходимость своих спец методов
Д: Только строго объективные методы
4)Т: источник соц развития – Деятельность новаторов
Д: источник соц развития – разделение труда
5)Т: Соц поведение регулируется законами подражания заражения и внушения.
Д: Соц поведение регулир соц нормами и правиами.
В социологии 20в. доминир представл об опр влиянии общ на индивида, а не наоборот.
Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей, продуктом которого выступает общество.
Взаимодействия через передачу людьми друг другуи усвоение ими верований и т. д.
Подражание - главный механизмом социального поведения - способствует сохранению целостности общества.
«Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.
Вильгельм Вундт озвучит мысль о необходимости к-и метода.
Он занимался психологией народов, как вариантом социальной психологии.
«Психология народов».Тезисы:
· Необходимость смены предмета, от изуч сознания отд. человека к изуч пси народов. Разные культуры нельзя перепутать. Почему?
· т.к. есть Дух народа – что-то общее в сознании людей,
· Дух народа выражается – в продуктах культуры (язык, мифы, обычаи, верования).
Термины:
1. язык вещь подвижная – каждый представитель оказывает свое обратное влияние на язык.
2. народ – это люди, объединенные культурно, через общий язык, обычаи, общий дух.
3. общий дух берется из общности исторической судьбы.
ü Психология народа – предшественница современной кросскультурной психологии.
1. Наше внутреннее и внешнее как-то связаны, можно изучать внешнее через внутреннее и наоборот
2. Надо изучать – представления через язык, чувства – через мифы и верования, стремления (мотивации) - через обычаи и ритуалы
3. Каков язык, таково и сознание
4. Язык подвижен. Каждый из представителей народа оказывает влияние.
ü задачей психологией будущего должна стать задача взаимодействия человека с культурной средой.
ü Поиск общего между индивидуальным и общественным сознанием.
“Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.
Истоки «психологии масс» были заложены Тардом в его концепции подражания: Люди подражают всем, это являтся основой развития, а также подражают нововведениям, которые вносит новатор. И из-за этого происходит развитие.
ü мотивы и ценности часто имеют бессознательную и иррациональную природы
Лебонрассматривал противостояние народа и элиты. Лебон - По его мнению скопление людей представляет собой массу, которая утрачивает способность к наблюдению. Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности; И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.
Сигеле– интерес к афф поступкам,. И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.
+фрейд
- Работа Г.Лебона «Психология масс».
Одна из первых соц-пси концепций является психология масс Г.Лебона.
ü Общество развивается, благодаря смене идей.
Определенная идея, принадлежащая одному человеку -> проникает в душу массы -> идея упрощается, почти теряя свое исходное значение -> превращение в догмат т.е.
«закон духовного единства толпы»
Особенности поведения личности в «массе»:
- Большее сознание собственной силы, человек перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности
- вырвавшаяся на свободу иррациональностьзаставляет человека жить чувствами, т.о. повышается его эмоциональность и снижается уровень критичности
- сниженная критичность ведет к повышенной внушаемости, отказ от своих индивидуальных интересов
- следствие: снижение индивидуальн ответственн и передача этой функции лидеру.
ü требованием появления фигуры вождя, в котором проявятся утерянные каждым членом толпы личностные атрибуты.
ü Однако он никак не объяснил механизмов его выдвижения.
ü Предмет анализа для З.Фрейда в работе.
В толпе исчезает сознательная личность индивида, образуется коллективная душа толпы, Такую толпу Лебон называет организованной (одухотворенной).
Главные характеристики организованной толпы:
исчезновение сознательной личности,
ориентирование чувств и мыслей индивидов в одном направлении.
- Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, по Лебону, целый народ.
- Жизнь толпы также различна по продолжительности.
- Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, хотя может состоять из умных и образованных людей.
- Одухотворенная толпа представляет собой организм, образовавшийся из разнородных элементов, но временно носящих единый характер.
Лебон Г. выделяет причины того, что изолированный индивид отличается от индивида в толпе:
1.Люди не сходные по своему уму могут обладать одинаковыми страстями.
2.Благодаря численности, индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы. 3.В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно.
4. У человека исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица
Лебон Г. рассматривает следующую классификацию организованной толпы:
ü Однородная толпа/разнородная толпа
ü Анонимная/неанонимная
ü Преступные толпы (могущественн внушение, убежденность исп долга)
Анонимная толпа - уличную толпу. Неанонимная толпа - парламентские собрания.
Разнородная толпа - состоит из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию.
Однородная толпа- выделяет трех видов:
1) секта - объединяет вера.
2)каста - входят индивиды одна профессия, одна среда, одно воспитание.
3) класс - различного происхождения, одни интересы, привычки
Краткую схему развития цивилизации.
Начало - скопление людей объединившихся случайно. Власть вождя - связь между людьми. Это – варвары, прочности нет.
Единства среды, потр, брачные связи- превращение в расу – единство чувств и мыслей. Обретает свой идеал - образование цивилизации, появл соц институты.
Определённой степени могущества - цивилизация начинает разрушаться: Ослабляется идеал, ветшают институты, коллективный эгоизм расы сменяется индивидуальным эгоизмом, уменьшается сила характера и способность к действию.
Потеря идеала народом народ = толпой – крушение цивилизации от первой же угрозы.
ü историческое развитие - циклическая траектория.
Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.
Для русской Школы характерно:
ü Быстрый отклик на социальную действительность
ü Многие идеи развивались паралл с европейскими трактовками
ü Интерпретации психологические.
ü Своеобразный характер позитивизма – упор в наши традиции, другие выводы
ü Для русских социальный прогресс – неотрывен от направленного роста личности. - - ориентировка на нравственность.
ü общество как совокупность отдельных индивидов;
ü роль иррациональных факторов в социальном поведении;
ü человеческая природа имеет некий неизменный характер