Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление

Механизм регуляции социального поведения – это «соц принуждение», состоящее из:

- внешних ограничительных правилах

- и интериоризированных социальных нормах

Общество:

Архаическое общ — индивидуальн созн полностью растворены в коллективн созн.

Индустриальное общ - органич солидарностью людей - разделение труда

ü Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже разделение труда

ü Демократия — вершина общественного развития.

Понятие коллективн представл, его роль в системе категорий анализа общественн жизни.

Социальная реальность складывается из социальных фактов двух родов:

- Морфологических фактов

- и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.

В коллективных представленияхраскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань.

ü Коллективное сознание жизненным узлом всего общества.

Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

Основа развития общества - соц-коммуникац деят индивидов в форме подражания.

Развития общества через «изобретение» - все новое есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов.

Изобретатели - всегда одиночки - далее последует подражание.

Полемика:

1)Т: Общество - продукт взаимодействия индивидуальн сознаний (1 создал – 2 подражает)

Д: Социальные факты объективны и не зависят от индивида

2)Т: фундамент социальная психология. Социальность невозможна без психич знаний.

Д:Соц реальность обладает особыми только ей присущими качествами.

3)Т: Необходимость своих спец методов

Д: Только строго объективные методы

4)Т: источник соц развития – Деятельность новаторов

Д: источник соц развития – разделение труда

5)Т: Соц поведение регулируется законами подражания заражения и внушения.

Д: Соц поведение регулир соц нормами и правиами.

В социологии 20в. доминир представл об опр влиянии общ на индивида, а не наоборот.

Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей, продуктом которого выступает общество.

Взаимодействия через передачу людьми друг другуи усвоение ими верований и т. д.

Подражание - главный механизмом социального поведения - способствует сохранению целостности общества.

«Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.

Вильгельм Вундт озвучит мысль о необходимости к-и метода.

Он занимался психологией народов, как вариантом социальной психологии.

«Психология народов».Тезисы:

· Необходимость смены предмета, от изуч сознания отд. человека к изуч пси народов. Разные культуры нельзя перепутать. Почему?

· т.к. есть Дух народа – что-то общее в сознании людей,

· Дух народа выражается – в продуктах культуры (язык, мифы, обычаи, верования).

Термины:

1. язык вещь подвижная – каждый представитель оказывает свое обратное влияние на язык.

2. народ – это люди, объединенные культурно, через общий язык, обычаи, общий дух.

3. общий дух берется из общности исторической судьбы.

ü Психология народа – предшественница современной кросскультурной психологии.

1. Наше внутреннее и внешнее как-то связаны, можно изучать внешнее через внутреннее и наоборот

2. Надо изучать – представления через язык, чувства – через мифы и верования, стремления (мотивации) - через обычаи и ритуалы

3. Каков язык, таково и сознание

4. Язык подвижен. Каждый из представителей народа оказывает влияние.

ü задачей психологией будущего должна стать задача взаимодействия человека с культурной средой.

ü Поиск общего между индивидуальным и общественным сознанием.

“Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.

Истоки «психологии масс» были заложены Тардом в его концепции подражания: Люди подражают всем, это являтся основой развития, а также подражают нововведениям, которые вносит новатор. И из-за этого происходит развитие.

ü мотивы и ценности часто имеют бессознательную и иррациональную природы

Лебонрассматривал противостояние народа и элиты. Лебон - По его мнению скопление людей представляет собой массу, которая утрачивает способность к наблюдению. Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности; И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.

Сигеле– интерес к афф поступкам,. И нужен лидер из элиты. Но все это описано только на феномене паники, поэтому мало эмпирических подтверждений.

+фрейд

  1. Работа Г.Лебона «Психология масс».

Одна из первых соц-пси концепций является психология масс Г.Лебона.

ü Общество развивается, благодаря смене идей.

Определенная идея, принадлежащая одному человеку -> проникает в душу массы -> идея упрощается, почти теряя свое исходное значение -> превращение в догмат т.е.

«закон духовного единства толпы»

Особенности поведения личности в «массе»:

- Большее сознание собственной силы, человек перестает обуздывать свои врожденные инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной активности

- вырвавшаяся на свободу иррациональностьзаставляет человека жить чувствами, т.о. повышается его эмоциональность и снижается уровень критичности

- сниженная критичность ведет к повышенной внушаемости, отказ от своих индивидуальных интересов

- следствие: снижение индивидуальн ответственн и передача этой функции лидеру.

ü требованием появления фигуры вождя, в котором проявятся утерянные каждым членом толпы личностные атрибуты.

ü Однако он никак не объяснил механизмов его выдвижения.

ü Предмет анализа для З.Фрейда в работе.

В толпе исчезает сознательная личность индивида, образуется коллективная душа толпы, Такую толпу Лебон называет организованной (одухотворенной).

Главные характеристики организованной толпы:

исчезновение сознательной личности,

ориентирование чувств и мыслей индивидов в одном направлении.

- Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, по Лебону, целый народ.

- Жизнь толпы также различна по продолжительности.

- Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, хотя может состоять из умных и образованных людей.

- Одухотворенная толпа представляет собой организм, образовавшийся из разнородных элементов, но временно носящих единый характер.

Лебон Г. выделяет причины того, что изолированный индивид отличается от индивида в толпе:

1.Люди не сходные по своему уму могут обладать одинаковыми страстями.

2.Благодаря численности, индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы. 3.В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно.

4. У человека исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица

Лебон Г. рассматривает следующую классификацию организованной толпы:

ü Однородная толпа/разнородная толпа

ü Анонимная/неанонимная

ü Преступные толпы (могущественн внушение, убежденность исп долга)

Анонимная толпа - уличную толпу. Неанонимная толпа - парламентские собрания.

Разнородная толпа - состоит из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию.

Однородная толпа- выделяет трех видов:

1) секта - объединяет вера.

2)каста - входят индивиды одна профессия, одна среда, одно воспитание.

3) класс - различного происхождения, одни интересы, привычки

Краткую схему развития цивилизации.

Начало - скопление людей объединившихся случайно. Власть вождя - связь между людьми. Это – варвары, прочности нет.

Единства среды, потр, брачные связи- превращение в расу – единство чувств и мыслей. Обретает свой идеал - образование цивилизации, появл соц институты.

Определённой степени могущества - цивилизация начинает разрушаться: Ослабляется идеал, ветшают институты, коллективный эгоизм расы сменяется индивидуальным эгоизмом, уменьшается сила характера и способность к действию.

Потеря идеала народом народ = толпой – крушение цивилизации от первой же угрозы.

ü историческое развитие - циклическая траектория.


Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.


Для русской Школы характерно:

ü Быстрый отклик на социальную действительность

ü Многие идеи развивались паралл с европейскими трактовками

ü Интерпретации психологические.

ü Своеобразный характер позитивизма – упор в наши традиции, другие выводы

ü Для русских социальный прогресс – неотрывен от направленного роста личности. - - ориентировка на нравственность.

ü общество как совокупность отдельных индивидов;

ü роль иррациональных факторов в социальном поведении;

ü человеческая природа имеет некий неизменный характер

Наши рекомендации