В которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов
ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК
ДИНАМИЧНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2010
УДК 159.9 ББК 88.4 Э 53
Эль Г. Н.
Э 53Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.
ISBN 5-9268-0536-8
Книга представляет собой пособие для практического психолога в организации кабинета психологической разгрузки и консультировании с использованием песочной терапии. В книге описаны стратегия психотерапевта, символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.
Практика использования арт-терапии, в частности, песочной терапии, говорит о том, как творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию человека, открывает то, что было закрыто, освобождает энергию, закованную комплексами, направляет человека на его собственный путь с использованием его собственных сил. Почувствовав пульс своего сердца, человек приобретает самый верный ориентир и компас для своей жизни.
УДК 159 ББК 88.4
ISBN 5-9268-0536-8
© Г. Е. Эль, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, оформление, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................... 5
ЧАСТЬ 1,в которой рассказывается о песке, как о метафоре жизненных
внутренних и внешних процессов............................................................. 7
Человек, играющий в песок................................................................ 8
Коммуникация с подсознанием.............................................................. 10
ЧАСТЬ 2, в которой расказывается о семантике миниатюрных фигурок,
о ландшафте, как о рельефе внутреннего состояния, окпесочном поле, распределенном на символические значимые части, о кодировании и
расшифровке символов........................................................................... 13
Мифы и символы песочного поля.......................................................... 14
Ландшафт.................................................................................................. 17
Песочное поле.......................................................................................... 20
Миниатюрные фигурки........................................................................... 24
Семантика миниатюрных фигур............................................................. 27
Священные первостихии космоса: вода, земля, огонь, воздух..... 28
Предметы........................................................................................... 29
ЧАСТЬ 3, В которой говорится, что внутренний мир человека дороже любой драгоценности, а также о представлениях о принципах работы
психотерапевта на песочном поле.......................................................... 39
Что изменилось — мы или мир?............................................................ 40
Структура сеанса...................................................................................... 44
Стратегия психотерапевта....................................................................... 49
Гадание на подсознании........................................................................... 51
Философия рук........................................................................................ 53
Исцеление................................................................................................. 55
Созерцание................................................................................................ 56
ЧАСТЬ 4, в которой рассказывается о некоторых способах и приемах
выхода на песочное поле и работе с ним............................................... 59
Страусиные манеры................................................................................. 60
Что бы вы хотели закопать..................................................................... 61
Спрячьте под слоем песка то, что вам не нравится............................... 63
Выберите фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создайте на песочном поле
композицию из них.................................................................................. 65
Выберите здесь «себя » и найдите свое место ...................................... 68
Место под солнцем.................................................................................. 70
Создайте сюжет битвы.............................................................................. 71
Путь в песках............................................................................................ 74
ЧАСТЬ 5, где говорится, что кроме внешних планов есть еще вибрационное
восприятие песочного пространства........................................................ 77
Эмоциональное восприятие поля............................................................ 78
Энергетика песочной картины.................................................................. 80
Прожить жизнь на песочном поле........................................................... 87
ЧАСТЬ 6, в которой можно прочесть о том, что композиция и цвет влияют
на внутреннее состояние и отражают это состояние на песочном поле 95
Композиция пространства........................................................................ 96
Ритм песочного сюжета.......................................................................... 104
Равновесие............................................................................................... 106
Золото на синем....................................................................................... 111
ЧАСТЬ 7: немного о любви, немного о жизни и о песке с водой......................... 117
Эмоциональный огонь........................................................................... 118
Изложение на прожитую тему............................................................... 121
Мираж...................................................................................................... 126
Ритуалы................................................................................................... 129
ЧАСТЬ 8, в которой говорится о прописных истинах, имеющих
непосредственное отношение к человеку.............................................. 133
Состояние................................................................................................ 134
Мирное сосуществованием конфликты................................................ 140
Песочные тексты..................................................................................... 142
Жизнь как любовь.................................................................................. 149
Творчество как необходимость............................................................. 156
ЧАСТЬ 9 про завершение работы на песочном поле и немного лирики.............. 161
Море........................................................................................................ 162
История моей души................................................................................ 165
Что мы выбираем................................................................................... 168
Завершение.............................................................................................. 174
Послесловие............................................................................................ 176
ПРИЛОЖЕНИЕ. Иллюстрации некоторых композиций ..................................... 177
Литература............................................................................................... 202
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я, Галина Эль, автор книги «Человек, играющий в песок», практикуя психологические техники, пришла к очень интересному заключению, которым хочу поделиться. Вот какой парадокс происходит в работе психолога. Освоив психологические приемы и методы, психолог начинает применять их на практике. Для применения техник психологу нужны пациенты, то есть люди нездоровые, нуждающиеся в помощи. После нескольких лет работы я поняла, что я ищу таких людей, мне нужны клиенты, чтобы я им помогла, применив техники NLP. Когда я пришла к пониманию, что мне гораздо больше нужны люди беспомощные, я оставила практику психологии на целый год и погрузилась в глубокие размышления. Чтобы продолжать деятельность психолога, я даю запрос, что мне нужны пациенты, и я их получаю, — то есть я постоянно нуждаюсь в людях нездоровых. Мысль эта не давала мне покоя. Я своей деятельностью провоцирую то, чтобы люди были недостаточно хороши, а я помогу им сделаться цельными, здоровыми, уверенными. Я понимала, что участвую в мировом процессе «создания» нужных мне людей.
Мысль материальна, и космос отвечает мыслям, чувствам и желаниям. И нездоровые люди будут появляться, чтобы потом быть исцеленными. Я чувствовала, что здесь что-то не так. Мне не нужна была такая провокация. В результате раздумий я поняла, что хочу совсем другого. Люди рождаются цельными, готовыми радоваться жизни, проявлять активность чувств, мыслей и действий.
Пройдя путь общения с родителями и учителями современной школы, где их буквально заковывают, пригвождают к парте, к традициям, к семейной иерархии, дети, став взрослыми людьми, теряют данные им изначально силу и мудрость. Вернее, не теряют: ее перекрывает система взаимоотношений, принятая в обществе и семье. Задача взрослого человека — найти самого себя.
Хорошо, если он себя не терял. Родители, которым удалось сохранить и свою целостность и целостность своего ребенка, достойны высшей награды. Задача психолога — снять перекрытия и освободить душевные силы человека. Не имея опыта общения с подсознанием.
Предисловие
человек не знает, где у него стоит барьер между ним и его стремлениями, что препятствует его пути, какой камень лежит на его душе, что нужно убрать, чтобы сделать путь развития свободным. Современные техники направлены именно на то, чтобы человек узнал, как сформировано его подсознание, какие у него взаимоотношения с сознанием. На данном этапе я создала «Школу практической психологии», где знакомлю людей с практиками NLP и песочной терапией. Эти практики позволяют заглянуть в глубины разума, и глубже — в чувства, и глубже — в предчувства и далее в подсознание, и далее, насколько готов человек погружаться.
ЧАСТЬ 1,
в которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов
ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК
Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.
Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсознание и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и притворства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а минусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они пропускают через руки то, что не слышит сознание.
Песок послушен. Он при мет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием, вашим видением. Он ляжет картой Таро, но не случайной, а рукотворной. И вы можете лицезреть свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Затем вы примете решение, как выстроить себя, или ничего не меняя, сохранить те ресурсы, которые вам обозначило песочное поле.
Представьте, что вы на берегу моря. Тепло. Что вы построите из песка? То, чему однажды уже научились, — замки из капель мокрого песка. А из сухого? Сделаете дороги или зароете кого-нибудь в песок, оставив одну только голову на поверхности. А может, посадите цветочки или сухие палочки, обозначающие деревья. Сделаете скульптуры, простирающиеся по горизонтали, или начертите круги и спирали, а можно что-нибудь еще. Сердце, пронзенное стрелой, или «я + мой дорогой человек». Никто не пишет: «я — (минус) мой нелюбимый». Стараются запечатлеть любимые события и состояния. Все правильно. Пройдитесь по раскаленному песку до берега моря и, коснувшись охлажденного песка, получите незабываемые впечатления. Еще более незабываемые впечатления можно получить на сеансе песочной терапии.
«Я собирала в корзинку фигурки, стоящие на полках, те, которые мне нравились, из которых я собиралась строить песочную страну. И вдруг заметила, что мне нравятся только черные фигурки. „Что ж это я? Выберу и цветные". Я взяла желтенькое „не пойми что". Потом я набрала много домиков, животных, деревьев, пароходик, посуду и только потом людей. Может, потому что я разочарована в них?
Человек, играющий в песок
А может, в себе. Но вот что меня удивило больше всего. Расставив дома, я увидела, что количество их совпадает с числом моих детей. А в руках у жителей этих домов инструменты и предметы, которые меня интересуют, например, гитара или книга. В один из домиков я не поселила никого, а только это желтенькое существо. Я спросила у психолога: „Что это за дом? Почему в нем никто не живет?" „Это храм, — ответила она, — в нем живет душа". „А что же это желтенькое?" Я взяла маленькую мягкую фигурку. Это оказалась пчелка. А более всего меня поразило то, что, уже построив городок, я сказала, что жителям нужен храм, и поставила на высоком берегу озера огромный храм, а храм-то уже был. Он уже стоял среди домиков, принадлежащим жителям, которыми оказались мои дети. Я его не заметила, я не видела его, но подсознание видело. Мне стало спокойно, будто я смотрела, как внутри меня течет мое время».
Играя в песочнице, человек, также играя, входит в свой мир таинственного подсознания. Нет гипноза, нет страха перед вопросами психолога, есть поле и множество фигурок, среди которых каждый найдет подходящие. Поэтому вовлечение в игру с собой — момент очень важный — становится доступным любому. Каждый человек находит то, что ему нужно в данное время. Это похоже на ритуал инициации, который человек проводит сам по своему чуткому повелению.