Речь и язык, виды и функции речи
Речь это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой.
Виды речи: Внутрення и внешняя (письменная, устная (диалогическая и монологическая)
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
13. Психологическая структура личности. Теория черт.
14. Психологическая структура личности. Теория типов.
15. Темперамент. Основное понятие. Типы темперамента и их характеристики.
Темперамент –это особенности психики, объясняющие образ действия человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности.
Виды темперамента :
· холерик(безудержный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия),
· сангвиник(живой, сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся),
· флегматик(инертный, сильный, спокойный, медлительный),
· меланхолик(слабый, пассивный, с высокой чувствительностью).
Тип темперамента в зависимости от свойств личности:
· Экстроверсия -интроверсия
· Нератизм- эмоциональная стабильность ( айзинг)
Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, высокая социальная адаптированность, гибкость поведения.
Интровертам присущи необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.
16. Акцентуации характера.
Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Выраженность акцентуаций может быть различной – от легких вариантов, едва заметных ближайшему окружению, до крайних вариантов. Обычно в юношеском возрасте акцентуация исчезает. Если не исчезла, да еще и представлена в крайней форме, то, скорее всего речь уже идет о болезни – психопатии.
Психопатия – это аномалия характера (при сохранении интеллекта человека), которая проявляется в дисгармоничности психических свойств человека и в неадекватности его реакций на внешние раздражители. В результате резко нарушаются взаимоотношения с людьми; психопаты могут быть социально опасны..
Классификация акцентуаций (и психопатий):
Гипертимический тип (гиперактивный).Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, иногда недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать.
Экзальтированный тип (лабильный).Особенная черта этих личностей – бурная эмоцианальная реакция на происходящее, способность к восторгу, восхищению, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них возникают по причине, которая у других людей не вызывает большого подъема. Они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных.
Циклотимный тип (циклоидный).Характеризуется сменой гипертимных и дистимических состояний. Свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании, высокоактивны. В период спада – плохое настроение, отсутствует желание общаться и заниматься деятельностью.
Демонстративный тип (истероидный).Этот тип людей характеризуется демонстративностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазированию, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму и позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, одобрении, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.
Застревающий тип.Этим людям свойственны умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, болезненная обидчивость, ревность, подозрительность), инертность как в их проявлении, так и в мышлении и в моторике.
Эмотивный тип (эмоциональный).Для них характерны эмоциональность, повышенная чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, доброта, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность.
Возбудимый тип (эпилептоидный).Для этого типа характерны недостаточная самоуправляемость, ослабление контроля над своими влечениями и побуждениями. Им свойственны повышенная импульсивность, грубость, угрюмость, гневливость, агрессивность, склонность к хамству и брани,
Педантичный тип.Этот тип людей характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Они "тяжелы на подъем", нерешительны и осторожны, долго переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, и в них они скорее пассивная, чем активная сторона. В то же время очень сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка. Они консервативны, пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану.
Дистимичный тип.Эти люди заметно отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Постоянно понижено настроение. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседах.
Тревожный тип (психастенический).Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, крайняя нерешительность, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают экзамены, проверки.
17. Психология развития. Что такое комплекс неполноценности?
18. Жизненные сценарии. Э. Берн.
19. Жизненные позиции.
20. Символический интеракционизм. Общая характеристика направления.
21. Какие закономерности выявил эксперимент Цимбардо?
22. Дж Г. Мид. «Я» и «меня» в структуре личности.
23. Феномен взятия на себя роли в символическоминтеракционизме. Понятие обобщенного Другого
24. Стадия зеркала Ж. Лакана. Основные положения.
25. Драматургическая концепция И. Гофмана. Основные положения.
26. Понятия циничного и честного актера у Гофмана.
27. Что такое девиантное поведение?
28. Понятие нормы и отклонения. Как они конструируются?
29. Влияние символическогоинтеракционизма: «Атипсихиатрия» (Р. Лэйинг).
30. Деловая игра как метод социальной психологии.
Человек в течение жизни непосредственно общается с людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах.
Группа – это сообщество, состоящее из двух и более человек, взаимодействующих и влияющих друг на друга.
Группа – это общность людей, вступающих в общение между собой.
Группы могут быть классифицированы по разным основаниям. Различают следующие виды малых групп:
По принципу и способу возникновения различают формальные и неформальные группы, условные и реальные.
Формальные – специально организованные, юридически оформленные, имеющие официально заданную структуру (учебная группа). Неформальные – образованные сами по себе, на основании личностных предпочтений ( группа приятелей).
Условные – это условно-статистические конструкции, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.
Реальные – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.
По времени существования группы можно разделить на: постоянные, временные и случайные.
По признаку отношения личности к группе выделяют референтные и нереферентные группы. Референтная (эталонная) группа – это реально существуемая или воображаемая группа, взгляды, нормы, ценности которой служат образцом для личности. Нереферентная группа – не значимая для личности группа, c ее нормами, эталонами, оценками личность не считается.
По количеству человек:
- большие (толпа) – более 100 человек;
- средние – от 30 до 100 человек;
- малые – от 2 до 30 человек.
В поэтапном формировании малых групп можно выделить четыре уровня развития: номинальная группа (диффузная), группа-ассоциация, группа-корпорация, коллектив.
Номинальная группа - только что сложившаяся группа, в которой еще нет внутренней структуры отношений, коммуникаций, власти.
Группа - ассоциация - возникла внутренняя структура взаимоотношений, есть лидеры и большое количество группировок; высокая конкуренция среди членов группы.
Группа – корпорация - в ней хорошо организована внутренняя структура коммуникаций, власти и отношений, сплоченность, общие цели деятельности, благоприятный социально-психологический климат. Но члены данной группы стремятся, чтобы только им было хорошо, выражен групповой эгоизм.
Коллектив (единство) – это группа людей, объединенных общей деятельностью, цель и задачи которой является общественно значимыми.
Всякий коллектив – это группа, но не всякая группа может называться коллективом.
Основные признаки коллектива: общественная значимость целей и задач деятельности, высокая сплоченность, самоуправляемость, благоприятный социально-психологический климат (преобладающий позитивный психологический настрой членов группы по отношению друг и к руководителю), восприимчивость к нововведениям и к сотрудничеству с другими коллективами.
Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
Психология толпы
Основатели социальной психологии Габриель Тард, автор книги «Законы подражания» (1890) и Густав Лебон «Психология масс» (1895), дали четкую характеристику психологии толпы и человека как части толпы, массы.
Какие же изменения, по их мнению, происходят с человеком, когда он находится среди массы людей?
Включение личности в массу ведет к обезличенности, к тому, что индивид усредняется, теряет свои личные качества. Он как бы деградирует во время нахождения в толпе, снижается его критичность, исчезает личная ответственность и страх, появляется уверенность и чувство повышенной мощи, поэтому в толпе человек не оценивает величину реальной опасности. У людей повышается внушаемость. В толпе чувства доминируют над разумом. Толпа импульсивна и агрессивна. В толпе высокая заражаемость эмоций и действий – они быстро передаются от одного человека другим.
Толпа – это первобытное стадо, которое нуждается в сильном, властном и авторитетном лидере. Она подчинится тому, кто назовется ее вожаком, заявит об уважении и любви к собравшимся. Нужно уметь разговаривать с толпой: речь должна быть эмоциональной и простой, не терять контакт глаз с людьми, обещать и говорить то, что хочет слышать толпа, ведь она жаждет иллюзий. Толпа нуждается в любви лидера и может пойти на любые жертвы, если он призовет.
Находится в толпе небезопасно, так как на время нахождения в толпе у людей меняется психика.