Вопрос: Как насчёт Иэна Хольма и Уиллема Дэфо?
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ: Иэн был действительно тем, кто находился в поле моего зрения с самого начала и, к счастью, он был заинтересован материалом и имел достаточно хороший опыт с Naked Lunch и хотел его повторения. Ему выпал шанс сыграть очень эксцентричного и странного персонажа, я думаю, и это действительно доставило ему удовольствие.
Уиллем необычайный актёр представляющийся мне наиболее интересной частью американского кинематографа. Он способен на роли в больших голливудских фильмах, и они затмевают его страсть к необычным ролям в странных фильмах, и это всегда привлекало меня. Его персонажи всегда очень таинственные и приходят из очень необычных мест, и я действительно нуждался в нём для этой специфической роли в этом фильме, и он так же оказался отличным парнем.
Фильмы Дэвида Кроненберга
Репутация Кроненберга в качестве самобытного режиссёра твёрдо сформировалась уникальным воплощением работ включающих в себя фильмы, созданные по собственному сценарию: Shivers, Rabid, Fast Company, The Brood, Scanners, Videodrome, The Fly, Dead Ringers, иNaked Lunch. В добавок к этому, он режиссировал The Dead Zone и M. Butterfly. Его фильмы завоёвывали награды и признание по всему миру.
Родившись 15 марта 1943 года в Торонто в семье журналиста и пианистки, поначалу Кроненберг предлагал фэнтезийные и научно-фантастические рассказы журналам. Хотя ни один из них не был принят, он получал одобрительные письма от редакторов, убеждавших его продолжать писать.
Он поступил на Научный Факультет Университета Торонто, но через год переключился на Английский Язык и Литературу закончив обучение в 1967 году. Будучи студентом, он проявил интерес к кинематографу и снял два короткометражных фильма в 16 мм, Transfer и From the Drain. Его первыми фильмами в 32 мм были Stereo и Crimes of the Future снятые в конце 60-х. В этих работах Кроненберг установил некоторые темы и интересы, которые в последствие будут характеризовать большинство его будущих работ.
В 1975 году Кроненберг снимает свой первый коммерческий полнометражный фильм Shivers (aka They Came From Within или Parasite Murders), который стал одним из самых быстроокупившихся фильмов в истории канадского кинематографа. Его следующий фильм, Rabid, с участием Мерилин Чемберс обошёлся в $7 миллионов, при продюсерских вложениях немногим более $500.000 обеспечив Кроненберга выразительной записью после всего двух картин в 1977 году. Затем он снимает фильм о дрэг-рейсинге Fast Company, вдохновлённый отчасти его собственной страстью к машинам и рейсингу.
В 1979 году он снимает The Brood с Олифером Ридом и Самантой Эггар в главных ролях, фильм вышел более психологически напряженным нежели наполненным экшеном с хорошо прописанными характерами и выдающимися образами привлекшими внимание большинства критиков. Фильм оказался творческим прорывом для Кроненберга и привёл его к более амбициозным и высокобюджетным фильмам.
Scanners, сосредоточенные на телепатических силах тайной части общества, были нацелены на более широкую аудиторию, чем ранние хоррор/фантастические фильмы и оказались ещё большим хитом, заставив Newsweek отметить себя как «37-летнего канадца достигшего пика в пятилетнем восхождении на вершину хоррора». Неделя началась с того, что Variety отметили Scanners номером один по кассовым сборам в Северной Америке.
Следующий фильм Кроненберга Videodrome с Джеймсом Вудсом и рок-звездой Деборой Харри выпущенный в начале 1983 года был назван Энди Уорхолом «Clockwork Orange 80-х». В 1993 Videodrome продвинулся из сферы культа на мейнстримовый кибарпанковский рынок. Вильм расследует нелегальные операции высокосекретной подпольной организации использующей телевидение в качестве совершенного оружия. Размывающий границы между реальностью и сознанием, фильм является хай-тековой пугающей сатирой включающей в себя насилие, сексуальность и биологический хоррор – темы знакомые Кроненбергу.
Последовавший в 1984 году The Dead Zone был основан на бестселлере Стивена Кинга. Финансированный Дино Де Лаурентисом, выпущенный Paramount фильм с участием Кристофера Уокена, Брука Адамса и Мартина Шина рассказывает аллегорическую историю битвы добра и зла разворачивающуюся вокруг судьбы мужчины наделённого проклятьем видеть будущее через прикосновение к предметам. Наиболее мейнстримовый фильм Кроненберга, The Dead Zone, сохранил авторский стиль режиссёра и завоевал три из пяти наград на кинофестивале в Авориазе того года, а также семь наград на фестивале Эдгара Алана По в США.
Мел Брукс назначает Кроненберга режиссёром The Fly для Twentieth Century Fox, в фильме снялись Джина Дэвис и Джефф Голблюм. The Fly снискал огромную славу и крайнее признание для Кроненберга, получившего множество акколад, включая Оскара и часть приза жюри на фестивале в Авориазе. Римейк фильма 1958 года, кроненберговский The Fly был реконцептуализацией оригинала. Подробным изложением истории учёного, чьи гены и молекулы слились с генами обычной мухи в ходе эксперимента по перемещению материи. Фильм имел успех и в качестве хоррор-фантастики, и как неотразимая любовная история. Он также отмечен вторым камео Кроненберга в качестве актёра (первое состоялось в Into the Night Джона Лэндиса). В The Fly он сыграл гинеколога появляющегося в центральном жутком эпизоде с Джиной Дэвис.
Гинекология всплывает вновь в Dead Ringers с Джереми Айронсом и Женевьевой Бюжо, психологическом триллере о неразделимых близнецах-гинекологах влюблённых в одну женщину, с трагической развязкой. Фильм стал переломным для Кроненберга.
«Dead Ringers не является научной фантастикой, в нём нет фантастических элементов присущих большинству моих работ. Фильм намного более натуралистичен», отметил режиссер. Несмотря на это, Dead Ringers явились продолжением давнего увлечения Кроненберга мрачными сторонами человеческой психологии и поведения.
В 1989 году Кроненберг вновь появляется в качестве актёра в фильме Клайва Баркера Nightbreed. В хоррор-фантазии Кроненберг играет психиатра убеждающего человека в том, что тот ответственен за серию зверских убийств, в то же время скрывая тёмную сторону своей личности. В этот период Кроненберг начинает писать свою версию сценария Naked Lunch по Уильяму С. Берроузу.
По художественным и практическим причинам Naked Lunch стал не экранизацией романа, а сплавом работ Кроненберга и Берроуза. Основанный на контркультурном романе и других произведениях Берроуза, Naked Lunch повествует о том, что процесс писательства иногда бывает сложным, опасным и затрагивающим личность писателя. В снятом в Торонто 1991 году фильме сыграли Питер Уэллер, Джуди Дэвис, Иэн Холм, Джулиан Сэндс, Моник Меркюр, Николас Кэмпбелл, Майкл Зелникер и Рой Шнайдер.
В 1992 году Кроненберг снимает M. Butterfly с Джереми Айронсом и Джоном Лоуном, адаптировав завоевавший премию Тони хит Бродвея, основанный на подлинной истории французского дипломата, который 20 лет был одержим дивой Пекинской оперы, не в состоянии разглядеть, что объект его любви в действительности являлся мужчиной. Но подвергшись аресту за шпионаж, он столкнулся с реальностью. M. Butterfly впервые заставил Кроненберга работать не только в Канаде, но и в Китае, Венгрии и Франции.
В том же году Naked Lunch завоевал восемь премий Джини включая премии за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий. В добавок, Национальное Общество Кинокритиков признало Кроненберга лучшим режиссёром, а его сценарий – лучшим сценарием. Кружок Кинокритиков Нью-Йорка наградила его за лучший сценарий, и Naked Lunch получил третью награду за лучший сценарий от Бостонского Общества Кинокритиков.
Нью-Йоркский Музей Кино провёл ретроспективу фильмов Кроненберга с выходом Naked Lunch в начале 1992 года. Международный Кинофестиваль в Торонто впервые чествовал Кроненнберга ретроспективой в 1983 году. Одновременно с этим Канадская Ассоциация Кинематографа опубликовала The Shape Of Rage – the Film of David Cronenberg,, обстоятельную антологию критических эссе о его работе. Книга была переиздана в 1990 году для Квебекской Синематекой для дистрибуции в Европе. Другие ретроспективы его фильмов состоялись на Фестивале Фантастических в Сен-Мало во Франции; на Римской Четвёртой Международной Выставке Фэнтези и Научной Фантастики; Эдинбургском Фестивале, Французском Кинофестивале в Меце; Французской Синематеке и на португальском Фанташпорту.
Наиболее полная ретроспектива работ Кроненберга прошла в Японии в марте 1993 года. Спонсированный токийским универсамом Сэйбу, правительством Онтарио и Канады, Кинематекой Торонто/Международный Кинофестивалем. Двухнедельное мероприятие включало в себя показ всех кинематографических, телевизионных и коммерческих работ Кроненберга. Показ сопровождался выставкой 300 артефактов, реквизитов, снимков, постеров и спецманекенов включая 16 воротил и «сексобрызг» [вид гигантских многоножек – прим. пер.] из Naked Lunch.
Его фильмы собирали международные награды включая Гран-При Международного Фестиваля Хоррор и Фантастических Фильмов в Испании два года беря призы за лучшую картину и лучшею режиссуру. The Fly получил Оскара за лучший грим и спецэффекты. Dead Ringers получили акколады от лос-анджелесских кинокритиков за лучшую режиссуру, а во Франии в 1990 году Кроненберг был назван «Кавалером Ордена Искусств и Литературы», и в 1997 году повышен до «Офицера Ордена Искусств и Литературы»
На телевидении Кроненберг режиссировал две постановки для сериала Канадской Радиовещательной Корпорации [CBC] Scales of Justice реконструирующие подлинные уголовные дела. Также он создал спорную рекламу для NIKE.
В следующие несколько лет Кроненберг снялся во множестве фильмов. "Когда я был сценаристом, то чувствовал отрыв от съёмочной площадки, словно это какая-то странная фантазия которой я руковожу. Актёрство является кратчайшим путём воссоединеня с бытиём на съёмочной площадкеt." Он исполнил камео в качестве мафиозного стрелка в фильм е Гаса Ван Сента To Die For, сыграл самогонщика в Moonshine Highway у Энди Армстронга, появлялся в Trial by Jury с Армандом Де Санте и в The Stupids Джона Лендиса. Он появлялся в канадских фильмах Henry and Verlin, Blood and Donuts и в наиболее свежем Last Night Дона МакКеллара, снявшись до этого в его короткометражке Blue.
Публикации Кроненберга вошли в издание 1991 Cronenberg on Cronenberg выпущенном Faber and Faber в Лондоне под редакцией Криса Рудли. Второе издание было переработано и выпущено в 1993 к релизу M. Butterfly. Родли, документалист знаменитостей, снял два фильма по Кроненбергу, Long Live the New Flesh в завершении Videodrome и Naked Making Lunch о съёмках Naked Lunch.
В мае, 1998, New York's Thread Waxing Space Gallery проводила двухмесячную выставку под названием Spectacular Optical включавшую в себя группу визуальных художников работающих в схожем стиле и вдохновлявшимися различными аспектами творчества Дэвида Кроненберга. Выставка включала в себя элементы фильма, реквизит и картины по работам Кроненберга.
Кроненберг живёт в Торонто с женой и юными сыном и дочерью.
Перевод: Сергей Терещенко