Эдди, Малолетние бойцы в Сьерра-Лионе
Эдди был солдатом на гражданской войне в Сьерра Леоне. Он стал солдатом, когда ему было только 10 лет. Повстанческие силы (ПС) вошли в его деревню ночью и похитили несколько детей, включая Эдди. ПС забрали Эдди в джунгли и сказали ему, что у них на то веская причина, что они борются против правительства, которое погрязло в коррупции и лишает людей, не входящих в класс элиты, возможностей получить образование и прочих возможностей. Они хотели захватить богатство Сьерра Леоне и направить его на нужды бедных людей. Лидеры ПС дали Эдди АК-47 и научили его сражаться, убивать. Они также сказали, что Эдди должен делать все, что ему прикажут, в противном случае он будет убит. Они дали ему наркотики и алкоголь для того, чтобы он был способен делать все, что ему прикажут. Эдди и некоторых других брали на вылазки в деревни, где они стали свидетелями изнасилований, избиений, убийств и других серьезных преступлений. Когда пришло время урожая, повстанцы сказали, что они должны помешать деревенским жителям собрать урожай. В противном случае в деревнях будет больше пищи, чем в лагерях в джунглях, и люди, которых силой забрали в солдаты, вернутся в свои деревни, а повстанцы, ведущие борьбу с коррупционным правительством, потерпят поражение. По этим причинам ПС решили ампутировать руки деревенским жителям, чтобы те не смогли собрать урожай. Эдди и некоторым другим дали наркотиков и послали в их родную деревню, где заставили осуществлять ампутации. Однажды ночью Эдди заставили отрезать руки его собственной тете. Когда гражданская война закончилась, Эдди было пятнадцать. Он прошел через правительственные разоружение, демобилизацию и программу реинтеграции, он прошел обучение и получил небольшую сумму денег. Люди, которые руководили программой, убедили его вернуться в свою деревню. Он вернулся, но люди в деревне боялись его и даже родители не были обрадованы его возвращению.
Вопросы для обсуждения:
1. Должны ли эти люди принять его в члены сообщества?
2. Должны ли они простить его за то, что он сделал?
3. Что может сделать Эдди для того, чтобы облегчить для себя реинтеграцию? Не следует ли ему вообще от этого отказаться и даже не пытаться стать членом сообщества?
–3– Роберт Маккарти. Северная Ирландия (ИРА)
После Соглашения Страстной пятницы в 1998 г., предполагалось, что в Северной Ирландии воцарится мир. Предполагалось, что ИРА (военизированная группа, которая вела насильственную борьбу в период с 1969 по 1998 в Северной Ирландии и Соединенном Королевстве), разоружится и будет осуществлять свои цели политическими средствами. Политическое крыло ИРА было названо «Шин Фейн».
В марте 2005 Роберт Маккартни был избит и убит за пределами Белфаста группой людей, слоняющихся по пабам, в которой были известные члены Ирландской республиканской армии. После убийства Роберта Маккарти, никто не дал никаких свидетельских показаний об этом событии, несмотря на то, что в пабе в тот момент было около 70 человек. Тот факт, что люди не хотели выступить свидетелями зверского избиения и убийства, многими был расценен как свидетельство неослабевающей власти ИРА. Предполагали, что насильственная борьба закончена, но эта военизированная группа запугивала многих католиков, живущих в рабочих районах Северной Ирландии.
У Роберта Маккарти были невеста и пять сестер. Все эти шесть женщин пережили его, и они хотели, чтобы убийцы были арестованы и предстали перед судом по уголовным делам. Когда женщины поняли, что полиция не принимает никаких мер, что никто не арестован, они организовали массовые демонстрации протеста в Белфасте. Они добились внимания и симпатии многих, включая президента Джорджа Буша.
Президент Буш принял сестер в Белом Доме на День святого Патрика и заявил, что в ответ на преступление не должно быть никакого насилия. В ответ на протесты Джерри Адамс, лидер «Шин Фейн», предложил организовать убийство тех, кто убил Маккартни, и поручить его наемному убийце – какому-нибудь из членов ИРА. Женщины отказались от этого предложения, будучи твердо убеждены, что в данном случае необходимы не месть, а правосудие и справедливость. Предложение убить убийц глубоко шокировало многих людей, для которых такое предложение стало знаком того, что, несмотря на то, что «Шин Фейн» занимает 18 мест в Парламенте Северной Ирландии, эта партия просто не понимает, как действует демократия и правовое государство.
Вопросы для обсуждения:
1. Были ли женщины правы в их отказе принять предложение Джерри Адамса?
2. Что значит власть закона?
3. Когда она сможет заменить неформальную справедливость, предлагаемую военизированными и другими негосударственными группами?
Источник: O-Sullivan J. Women Show Pols How to Handle I.R.A. Bullies // Chicago Sun Times, March 15, 2005; http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1363053/posts
–4– Брайан Митчелл, Расстрел демонстрации (ЮАР, 1988 г.)
На протяжении восьмидесятых годов прошлого века Брайан Митчелл был начальником полицейского участка рядом с Питермарицбургом, Южная Африка. В 1988 в провинции прошла демонстрация, и Митчелл приказал стрелять. В результате его приказа 11 человек были убиты. Это событие стало известно как Trust Feed Massacre. В 1992 за этот расстрел Митчелл был обвинен в убийстве и приговорен к «одиннадцатикратной» смерти. Этот приговор заменили пожизненным заключением. Позже Митчелл попросил амнистии у южноафриканской Комиссии правды и примирения на том основании, что его приказ был дан во время политического конфликта в условиях апартеида. Брайан Митчелл был амнистирован Комиссией правды и примирения ЮА, и затем освободился из тюрьмы. Он вернулся в сообщество и выразил свое раскаяние в убийствах. Митчелл попросил прощения за то, что он совершил, попросил сообщество простить его, заверил, что он хочет помогать восстанавливать сообщества. Лидер сообщества Табэйн Ньока, мать которого была убита в резне, сказал, что он готов простить Митчелла и рад его участию в восстановлении. Усилия Митчелла по восстановлению были однако ограничены, поскольку он был безработным и имел немного возможностей для посвящения себя делу восстановления.
Источник: Toit F. Du, ed., Learning to Live Together: Practices of Social Reconciliation. Cape Town: Institute for Justice and Reconciliation 2003. P. 36-42.
Марш примирения, 1996 год
В 1996 начался Марш Примирения. Группа христиан решила пройти через Европу дойти в Балканы, Стамбул, Сирию, Ливан и Израиль. Их идея состояла в том, чтобы повторить маршрут крестоносцев, помолится и попросить у мусульман и иудеев прощения за деяния, которые были совершены во время первого Крестового похода, 900 лет назад. Во время крестового похода, христиане совершали зверства против арабов и иудеев во имя христианской религии. Участники Марша Примирения несли напечатанные тексты с просьбой о прощении, в которых утверждалось, что движущей силой крестовых походов были расизм, алчность и колониализм, и что они принесли насилие и страдание на Ближний и Средний Восток. В их понимании крестовые походы не выражали истину христианской доктрины. Участники Марша Примирения хотели выразить смирение, которое они считали подлинным духом Иисуса Христа. Они были убеждены, что именно сторонников их религии следует винить в непонимании и насилии, которые имели место в отношениях между христианами, мусульманами и иудеями.
Марш Примирения был осмеян многими наблюдателями, которые утверждали, что нелепо одной группе выступать от имени всего христианства и просить прощение за деяния, совершенные за 900 лет до их марша. Очевидно, что никто из этих участников не жил во времена первых крестовых походов, так что они и не могут нести какую-либо ответственность за зверства, совершенные в то время. Тем не менее, участники сообщали, что их миссия была воспринята должным образом. Один имам сказал: «Я был потрясен и исполнен надежды». Турецкий полицейский был тронут до слез.
Источники: http://www.soon.org.uk/page15.htm, http://www.probe.org/docs/crusades-wrong.html, http://www.itnet.org recwalk2.html.
–6– Иван и Дмитрий – «жертвы сталинских репрессий»
Иван и Дмитрий – братья, и сейчас им за сорок. Их дедушка был отправлен в лагерь по обвинению в антиправительственных настроениях. Из-за этого у их матери было очень тяжелое детство. Она жила в крайне бедных условиях и не имела возможности получить образование, поскольку ее семейное происхождение оценивалось с политической точки зрения по стандартам того времени. Мать Ивана и Дмитрия так и не смогла превозмочь трудности своей юности, так что у Ивана и Дмитрия также было суровое детство. Их мать была вздорным и сложным человеком, она часто их била.
Считая, что тирания и отсутствие законности повлияли на всю их жизнь, Иван и Дмитрий хотели бы убедиться в том, что пост-коммунистическое правительство их страны осознало преступления, совершенные в отношении их дедушки и миллионов подобных ему людей. Они бы хотели, чтобы правительство признало преступление прошлого и установило бы памятники этим людям, опубликовало бы списки миллионов людей, живших и умерших в лагерях. Их друзья советовали им не заниматься этим, они ссылались на то, что все произошло давным-давно и что почти каждый в то время был жертвой насилия правительства. Кроме того, утверждали они, стране необходимо сконцентрировать все усилия на движение вперед, а не на оглядывание назад.
Вопросы для обсуждения:
1. Должны ли это прошлое дела и его жертвы быть признаны? Если да, то в какой форме?