Урок объяснения нового материала
Цель: объяснить, дать знания, научить.
Этапы: на таких уроках проверять домашнее задание можно, если только оно входит в психологическую подготовку и объяснению нового материала.
Причины необходимости психологической установки: первые 3-4 минуты дети не способны воспринимать новый материал.
Подготовка: слово учителя, общие сведения; беседа с классом; выполнение упражнения, предварительное объяснение нового материала (недлительное и несложное), Анализ языкового материал.
После этого следует объяснение нового материала (эффективно с 5-7 минуты урока и должно продолжаться от 5-7 до 20 минут). Концентрация внимания эффективна в течение 15-20 минут. Чем меньше по возрасту и чем сложнее в психологическом плане, тем меньше время внимания. Грамотный учитель использует механизм переключения (повышение и понижение голоса; поход к доске, открытие учебников). Существуют следующие формы объяснения материала: «лекция» учителя, диалог и беседа с классом, наблюдение за языковым материалом, самостоятельная работа
Первичное закрепление: чтение правил вслух из учебника и запись примера, выполнение легких упражнений. Закрепление материала – все упражнения, которые успеете.
Подведение итогов урока: возврат к правилу, которое прошли; дача домашнего задания, которое не должно оказаться самым сложным упражнением их этой темы учебника. Домашнее задание должно быть по объему третью, четвертью того, что прошли в классе. По трудности упражнения должны быть средними, не труднее того, на котором закончили урок.
Методические линии урока: объяснение от простого к сложному; от отработки правила на слове или словосочетании через отдельные предложения к тексту; от максимального контроля к учителю и его участию ко все большей самостоятельной работе ребят (учитель – ребенок у доски – ребенок с места – самостоятельная работа – контрольная работа).
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Цели: закрепить знания, выработать умения и навыки.
Проверка домашнего задания (существует 16 способов): проверка по цепочке, выборочная проверка, взаимопроверка карандашом с заданным критерием выставления оценки, самопроверка (тоже по образцу: распечатка либо на доске, под контролем учителя), игровой способ (5-6 класс) – с помощью карточек (дети поднимают карточки с правильными буквами), с помощью технических средств обучения – на экране демонстрируется правильный вариант ответа, для отстающих ребят индивидуальная проверка домашнего задания.
Опрос делится на два вида: фронтальный и индивидуальный, может проходить как в устной, так и в письменной форме. Необходимо требование полного ответа – тренировка развития речи. Фронтальный письменный опрос – лист с заданием, либо вопросы. Индивидуальный опрос – один или несколько учеников по выбору, при выдвижении критериев устного ответа. На «5» - рассказать правило, написать правильно 4-5 примеров. Частое использование идеальных письменных опросов.
Закрепление - состоит из множества компонентов (чередование простых, маленьких, трудных, письменных и устных) возможно дифференциальное обучение (для сильных – одни упражнения, для отстающих – другие). Учитель должен контролировать весь класс, больше двигаться и заглядывать в тетради.
Домашнее задание: самостоятельного характера; средней тяжести упражнения; творческая работа.
Методические линии: постоянный контроль и проверка выполненного задания; чередование простого и сложного; отдельное правило должно вписаться в систему русского языка (орографическая тема + попутно другие разделы языка).
УРОК ОБОБЩЕНИЕ
Цели: повторить, обобщить пройденный материал.
Типы повторения: повторение в начале года предшествующего класса; на каждом уроке попутное повторение; повторение и обобщение пройденной темы; итоговое повторение в конце года
Особая организация по сравнению с другими уроками. Требует дополнительной подготовки: организация материала в виде таблиц, схем или повторения структур (теоретическая), много языкового анализа (то есть разных видов разборов), быстрый темп ведения урока. Особенности требуют особой организации от ребят. Хорошо использовать групповые формы работы, много самостоятельных заданий, опросы в краткой форме, упражнения небольшие, но иллюстрирующие каждый этап повторения. Можно использовать диктант, в котором много правил на эту тему. Диктанты могут быть: объяснительные, предупредительные, комментирующие. Основные черты: большой охват учеников, повторение правил в системе. Кроме разнообразия, должно быть правило подготовки к контрольной работе: выяснение слабых мест (какое правило нуждается в повторении).