Великий театр
Теперь нам станет понятна и близка та огромная роль, которую в
I тысячелетии до нашей эры играли мистерии. Именно посредством
этих ритуально-театрализованных спектаклей люди, принадлежащие
к самым разным слоям античного общества, приобщались к знаниям
137 Часть первая Сверхвозможности человека
о существовании «иного мира» и возможностям человека взаимодей-
ствовать с ним. Сценарии грандиозных представлений, разыгрываю-
щихся на подмостках всего Средиземноморского региона,
основывались на мифах, показывающих те или иные стороны «иного
мира» и условия сотрудничества с ним. В десятках мистерий были
представлены десятки мифов, в иносказательной форме отражающих
знания того времени о невидимом мире, являющемся основой окру-
жающей природы. Главная задача мистерий заключалась в том,
чтобы практически доказать существование «иного мира» и возмож-
ность взаимодействия с ним человека. Это достигалось различными
способами, в том числе и практическим опытом достижения таких
состояний сознания, при которых появляются галлюцинации, интуи-
тивные прозрения, сверхъестественные явления и неиспытанные
человеком до того эмоции и ощущения. Все они являлись свидетель-
ствами существования внечувственного мира, в который способен
проникнуть только человеческий разум.
В качестве примера можно привести самые знаменитые в
древности Элевсинские мистерии, которые проводились, по неко-
торым данным, с 1400 года до нашей эры. Они разделялись на
Малые и Великие. Первые праздновались ежегодно в дни весеннего
равноденствия в городе Агре. Великие Мистерии проводились один
раз в пять лет в дни осеннего равноденствия в греческом городе
Элевсин. И те, и другие были основаны на иносказательной трак-
товке широко известного из произведений Гомера мифа о богине
Деметре и ее дочери Персефоне.
В кратком изложении содержание этой прекрасной истории
следующее. Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала
маки. Из земной расселины появился бог подземного царства Аид и
умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Горе-
вавшая мать Деметра в отчаянии наслала на землю засуху и
неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием
Глава 4 История контактов с «иным миром» 138
Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к
матери, но насильно дал ей вкусить зернышко граната, чтобы
Персефона не забыла потусторонний мир и снова вернулась к нему.
Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть
года будет находиться в «ином мире», а только две трети с матерью.
Радость общения Деметры с дочерью возвращает земле изобилие.
Несмотря на то, что Персефона не по своей воле стала женой Аида и
оказалась царицей потустороннего мира, она мудро правит своим
царством, в которое время от времени проникают герои для совер-
шения подвигов. Например, она исполняет просьбы обратившихся к
ней. Очарованная волшебной игрой на лире и пением Орфея, она
отпускает из потустороннего мира Эвридику, которую, однако, не
удается вывести на свет, в материальный мир.
Малые мистерии выражали мысль о том, что душа человека,
психика может приобрести эмпирические знания о существовании
«иного мира». Это знание навсегда приобщает людей к сложному
миру двойственной природы. Однако, одновременное пребывание в
двух частях этого мира невозможно: в «ином мире» можно провести
только часть материальной жизни.
Перед началом посвящения в таинство, которое проходили
тысячи людей, обнаженного новичка ставили на шкуру животного,
принесенного в жертву. Он клялся, что только смерть разомкнет его
уста и что он никогда не раскроет тайны, которые ему будут сооб-
щены. Все действо, начиная с того, что оно происходило ночью,
сопровождалось впечатляющими ритуальными драмами,
призванными пробудить, инициировать необычные состояния
психики. После успешного прохождения жестоких испытаний с
ловушками, ужасами и опасностями, кандидат получал почетный
титул «мистес», то есть «видящий сквозь туман, мглу». Это означало
получение возможности доступа к более высоким истинам.
139 Часть первая Сверхвозможности человека
Современное понятие «мистик», обозначающее человека, обла-
дающего знанием о существовании «иного мира», несомненно,
имеет «мистериальное» происхождение.
Великие мистерии, к которым допускались только те, кто прошел
Малые, были посвящены матери Персефоны богине Деметре. С
помощью образных метафор они символизировали трудные пути
духовного поиска «иного мира». В них мисты приобретали практи-
ческие навыки взаимодействия с невидимым миром, имеющим опре-
деляющее значение для жизни человека и его благополучия.
Посвящение в тайны «иного мира» длилось девять дней, которые
символизировали девять месяцев внутриутробного развития чело-
века. В это время кандидату на «новое рождение» сообщались
конкретные рецепты и психофизические приемы для изменения
сознания с целью взаимодействия с «иным миром» или с теми
мирами, которые за него выдавались. Несомненно, широко использо-
вались наркотические средства, но рецепты большинства из них нам
сейчас неизвестны.
В Великих мистериях посвящаемый в таинства проходил ряд
помещений, которые последовательно принимали все более пышный
и блистательный вид. Этим символизировалось восхождение души
от низших миров к высшим или последовательная смена различных
состояний разума по мере приобретения соответствующего опыта.
Наконец он входил в сводчатую комнату, где стояла ярко освещенная
статуя богини Деметры. Здесь в присутствии высших жрецов,
одетых в богатые одежды, его посвящали в высшие секреты
духовной жизни, после чего нарекали «эпоптесом», что означает
«видящий непосредственно» и вручали священные книги вместе с
глиняной табличкой, на которой были записаны секретные
инструкции.
Глава 4 История контактов с «иным миром» 140
Из преданий известно, что это пышное представление часто
сопровождалось необычными психическими и сверхъестественными
явлениями. Многие из посвященных свидетельствовали, что видели
живых богов. Знаменитый древнеримский писатель II века Апулей в
своей книге «Золотой осел» следующим образом изображает сцену,
по-видимому, собственного посвящения: «Достиг я рубежей
смерти, переступил порог Прозерпины-Персефоны и вспять
вернулся, пройдя чрез все стихии; в полночь видел я солнце в
сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и
вблизи поклонился им».
Мифы и основанные на них Мистерии являлись, по сути дела,
вводным, ознакомительным курсом обучения широкой публики
знаниям об «ином мире» и возможностям взаимодействия с ним
человеческого сознания.