Как питаемся духовной пищей?
По закону аналогии можно рассмотреть процесс потребле- ние пищи духовной и материальной. Какой-то период време- ни у меня был всплеск, необходимость в чем-то духовном. Это можно было назвать потребностью. Потребность в материаль- ной пище в нас заложена с рождения. Но пища духовная, по- требность в ней, должна прийти к нам вероятно из-за какой-то нехватки, потому она стала нам необходима. Так вот сначала возникает потребность, потом возникает аппетит. Аппетит разжигается поиском еды – мыслямио еде. Потом, когда ее нашел, идет процесс потребление пищи. В духовном смысле это все то многообразие мыслей, которое вы смогли найти в себе, раскрыть и которыми вы кормите себя. Мысли, поступки, познание своего сердца все это то, чем вы начинаете кормить себя, но это все равно больше мыслительный процесс, чем ду- ховный: поиск, анализ, сравнение, оценка, выводы. А потом что происходит. Все это должно попасть в свое место, как пища ма- териальная попадает в желудок, где будет перевариваться.
И вот я задумался, у меня сначала был такой всплеск мыс- лей, а потом вдруг раз и затишье. Я подумал, почему так? Я как бы насытился, желудок ведь тоже не бесконечен. Итак, мы информацию, которую получили должны усвоить, пе- реварить. Нужно сначала переварить, как в желудке, а потом усвоить. А вот после процесса усвоения идут выводы, а после выводов вы должны действовать. Либо вы дальше ищите и кушаете духовную пищу, либо она для вас оказалась несъе- добной, и вы ее никогда больше не будете пробовать. Вот где она переваривается эта духовная пища? Не знаю. Может быть, умом. Возможно, она переваривается умом, а усваива- ется – сердцем. Дальше как вывод идет действие ума и серд- ца, гармоничное действие ума и сердца. Ум понял, сердце усвоило, и вы начинаете этим жить.
А где мои ценности?
Чем дороже вещь, тем бережнее к ней отно- шение. А это всего лишь вещь. А как в жиз- ни? Чаще мы бережнее относимся к полез- ным связям, чем к любимым людям. А что с бережностью к незнакомым людям? Ее уже практически не существует…
Я сегодня открыл для себя два вопроса. Первый: каки- ми ценностями ты живешь? Человек ответит (себе или ко- му-то), например: семья, работа, коллеги, друзья, рыбалка и т.д. Ценностями могут быть как вещи так и хобби и могут быть как люди для которых ты живешь или для которых ты готов что-то сделать. Ценности, опять же, существуют для своего личного удовлетворения и те, потеряв которые, вы потеряете смысл жизни или часть себя, или часть се- мьи, часть какую-то сердечную. И вот когда он ответит на первый вопрос, то вторым вопросом будет: а как ты бере- жешь эти ценности, как ты их охраняешь, хранишь, как ты живешь с ними, что ты делаешь для них, что ты делаешь с ними, видят ли они твою заботу, бережность?
Из этих двух вопросов можно понять, что ценит че- ловек. Сначала вы понимаете, чем он живет, а потом насколько он ценит то, чем он якобы живет. Спросите людей знакомых – чем они живут? Мы говорим, что мы ценим семью, ценим родителей, ценим детей, друзей. А что мы делаем для них? Ведь большую часть своего вре- мени мы посвящаем другим заботам, занятиям, посвя- щаем время либо работе, либо себе. Вот ответ на вопрос о ценностях. Ведь посмотрите, ведь чаще мы к нашим любимым относимся менее бережно, чем к знакомым! О чем это говорит? Это самые ценные, родные люди, а
мы к ним относимся более поверхностно, хоть и любим. Задумайтесь сейчас. Чем вы живете? Кем вы живете? Чаще посвящайте себя любимым, не забывайте о них! Ваша помощь, внимание и забота должна быть понят- на и открыта им, а не как подарок, который папа купил своему ребенку на Новый год, а сам пропадает весь год на работе; не как человек, который все делает по дому, но ему нельзя ничего ни посоветовать, ни подсказать, ни по- мочь, он закрыт, но тем не менее прикрывается словами:
«я итак все для вас делаю…».
Забота должна быть проявлением нежности, тепла, ее должны получать те, кому вы хотите ее подарить. Бывает кому-то не хватает тепла, а мы прикрываемся проблема- ми, усталостью, работой, отсутствием времени «я итак для семьи сил не жалею, работаю для вас как лошадь, а тут ты со своими капризами…». Мы часто прикрываемся этой глупостью (так как хотим покоя), теряя настоящие ценности жизни – любимых людей, связь с их сердцами, и в этой глупости теряем связь и со своим сердцем.
Вы – пример!
Быть настоящим примером можно, лишь потеряв значимость самого себя
Как бы получать все ответы интуитивно? Ответы на любые вопросы. Хотели бы так? Сначала эти ответы хо- чется получать для своих целей, бытовых, потом про- блем психологических и эмоциональных во взаимоот- ношениях с людьми, потом эти ответы хочется получать касательно отношений в семье. Эти вопросы связаны в первую очередь отношением к себе. Конечно, эти ответы нужны для того, чтобы красиво научиться жить. Зачем? Не для самолюбования, не для самосовершенствования в принципе, но как Пример. Вы своим примером долж- ны показать действительно истинное поведение человеч- ности. Человечную мораль жизни. Истинную любовь. Опять же обратная сторона медали в том, что если чело- век не готов к истинному, как Иисус, который своим при- мером показал мораль человечности и образ жизни, и если человеку дать все ответы, истинные, то есть лишить его самому подниматься по лестнице, то если он и смо- жет все это понять, но через 5 минут забудет, потому что привычнее жить так, как знал вчера, а не так как сегодня, когда дали ему все ответы.
Человеку нужно привыкнуть жить красиво! А для это- го нужно самому учиться так жить! Здесь конечно отсут- ствует слово должен. Здесь у человека есть свободный выбор и свобода воли, которая чаще, вместе с нашим эгоизмом, работает против нас. Не цепляйтесь за ваши привязанности и слабости за ваше самовосхваление и са- молюбие, эгоизм! Мы чаще всего боремся за свою свобо- ду, но не за каждого.
Где же правда?
«Не доверяйте тому, что вы слышали, не до- веряйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение, не доверяйте ниче- му, если это является слухом или мнением большинства, не доверяйте, если это явля- ется лишь записью высказывания какого-то старого мудреца, не доверяйте догадкам, не доверяйте тому, что вы считали правдой,
к чему вы привыкли, не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и ста- рейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда прини- майте это и живите согласно ему»
Гаутама Будда (400г. До нашей эры)
Одному товарищу я рассказал, о чем пишу книгу, в от- вет я получил: «так это и так всем известно, чё об этом писать?» У каждого человека своя правда, каждый живет по-своему, каждый человек решает, как ему жить, у каж- дого человека своя голова. Сейчас мы стоим на пороге той жизни, где каждый старается жить в своем мыльном пузыре. Каждый может надуть его так, как ему хочется. Но где правда? Ведь хочется жить красиво! Ведь можно жить так, как хочется, а можно жить так, как необходи- мо. Вот здесь все равно появляется слово «должен». Че- ловек должен жить по-человечески. Конечно, он должен, по сути, но если он со своей свободой воли, по своему желанию сам захочет жить по-человечески, тогда слово
«должен» будет отсутствовать. Но вообще человек по природе, как задуман, должен жить по-человечески, как
животное по-животному, как травинка быть травинкой. И где правда, понять легко, когда вы живете интуитивно, сердечно, человеческими ценностями. Эту правду нель- зя ни с чем спутать, она едина для всех. И тиран и убийца и любой человек всегда признает эту правду, потому что она – человечна! Каждый может сказать: «да, я не живу так», или «я не могу так жить», или «я не хочу так жить», но эта правда ни для кого не будет спорной, она един- ственно правильная, человечная. Как найти эту правду? Очень легко. Когда вы как-то поступаете, вы всегда зна- ете цену своему поступку, на самом деле всегда. Просто чаще всего мы оправдываем себя, закрываем на многое глаза, не хотим критиковать себя, смотреть правде в гла- за. И поэтому мы и не хотим видеть правду. Мы привы- каем ее не видеть, а потом и вообще заменяем ее своей собственной правдой. Но если вы научитесь давать оцен- ку (хотя это очень грубо сказано), если вы на каждый свой поступок вы будете слушать сердце, советоваться с ним, слышать ответ от него и в ответ быть на стороне сердца, а не на стороне своего эгоизма, поверьте мне, вы эту правду найдете сами, не читая никаких умных книг.
Ничего не меняется
Жизнь слишком коротка для тех, кто пы- тается учиться у Него лишь в старости, и бесконечна для тех, кто смог научиться
Путь слабых – угождать себе Путь глупых – идти за слабыми
Ничего, по сути, в самом человеке не меняется в те- чение всей жизни. Что бы он ни читал, не узнавал. Это лишь расширение его кругозора. В человеке все, как ему дано, в принципе сохраняется от начала и до конца. Со- храняется довольно длительное время, длительное коли- чество жизней. Потому что человек, за свою короткую маленькую жизнь, никаких особых перемен в себе, не вносит, они очень маленького масштаба эти перемены, очень незначительные. Человек, да, меняется, взрослеет, но свой стержень свою сердцевину, в принципе человек не меняет. Не успевает, ведь жизнь хочется прожить для себя. И именно поэтому у каждого человека, в период поиска себя, может возникнуть вопрос, пока он что-то ищет, читает. Как же изменить себя, свою сердцевину? Понаблюдайте за собой. Изменить себя оказывается не так легко, но очень и очень тяжело. И если даже чело- век каждый день задумывается о себе, о смысле жизни о людях, о человеческих отношениях, задумывается каж- дый день, питает себя этими мыслями, то он, по сути, лишь расширяет свой кругозор, но в моментах самолю- бия остается без изменений по характеру. Вспыльчи- вый остается вспыльчивым, молчаливый – молчаливым, угрюмый – угрюмым, независимый – независимым, по большому счету каждый в себе ничего не меняет.
Каждый может дойти до понимания, что да, необхо- димо жить по-другому. Но это понимание ничего не меняет внутри человека. Получается, что и эта книга ничего в вас не поменяет, ничего. Она лишь только мо- жет чуть-чуть расширить ваш кругозор, ваш взгляд на жизнь, увидеть, что есть еще какое-то альтернативное понимание жизни, а так, по сути, вы остаетесь собой. Чтобы поменять себя, нужна действительно титаниче- ская работа воли. Воля, терпение и терпимость. И все это уметь контролировать умом через сердце. И каж- дый день пытаться жить так. Не думать, не размыш- лять, не искать, но действовать, поступать, потому что все уже известно. Воля, терпение, терпимость, ум и сердце. Слова теряют смысл, когда смысл вам уже по- нятен. Не размышлять, но действовать. Путь вам дан. Через терпение и терпимость с помощью воли, умом через сердце – каждый день! Запомните, корень всего – это ваше отношение к себе! Все изменения начинаются с изменения вашего отношения к себе!
Господи, помоги!
Просить, не научившись давать? Давать, не научившись просить?
– Многие приходят в церкви, чтобы просить, а что мо- жете дать? Святых превращаете в кумиров, в спасителей. Думаете, что попросив, ничего самому не нужно делать? Попросив, успокаиваемся, возвращаемся к привычному образу жизни. Кто услышит вас? Вы различите в шум- ной толпе робкий шепот?
– Хотите, чтобы Он услышал вас, а сами как часто с Ним общаетесь? Слышали ли вы Его хоть раз, как часто Его пы- тались услышать? Он [уже]в каждом из вас, но смотрим лишь на себя или пытаемся увидеть недосягаемое.
- Про́сите за других, про́сите выздоровление близким, про́сите удачи в делах, а от чего Он даст им? Готовы ли от себя отдать? Не просите, если не готовы!
– Зачем просите вы? Зачем молитесь? Хотите возвы- ситься? Хотите другой жизни? Вам не нравится ваша жизнь? Помоги! Спаси! Дай! Кричите в суете для суеты! А что вы сделали в ней? Сделайте эту (!) жизнь достойной, чтобы многие увидели в вас Его! Живите в благодарности от того, что имеете! Радуясь жизни, учась любить, как Он становитесь Им! Желая быть, как Он, унижаете Его, уни- жаете себя! С табуретки не достанете звезд, но научив- шись летать, не увидите разницы между Им и собой! Не просите мелкого, может дать [Он] только терпения!
– Про́сите помощи, а сами как часто чертыхаетесь? Сколько грубых слов и мыслей в вас. Часто ли общаетесь с Ним? Хотите, чтобы услышал вас, но голос ваш не слы- шен. Подобен он грубому шепоту в шумной толпе! На другом языке общается Он с вами. Кричит Он вам каж-
дый день, но слышите ли Его, понимаете ли? Пока не на- учитесь чистоте мыслей и речи будете говорить с Ним на разных языках. Лишь каждодневное общение с Ним поможет услышать друг друга однажды, сделает знако- мыми, узнаваемыми наши голоса. Общайтесь с Ним в радости, не забывайте о Нем в трудности.
– Забивая гвоздь, дал он кривизну и ругаемся, но де- лайте всё с благим настроением, просите помощи сми- ренно и даст вам. Не забывайте слов «Бог в помощь»,
«Бог с нами», «с Богом», а ведь часто в истории мы видим использование их в войне и жестокости, когда прикры- ваясь Богом, люди делают угодные им дела. Это сильней- ший призыв, который всегда вам поможет, если направ- лено на благо. Сами увидеть можете в делах мелких, в быту, везде, где тяжело – просите с любовью, с добром, и будет легче; но если тяжело, не опускайтесь до грубости, будьте смиренны и добродушны, и не забывайте гово- рить Ему «Спасибо», «Благодарю».
– Про́сите помиловать, про́сите наполнить вас Его лю- бовью, но как используете ее? Ведь Он дает любовь Свою, чтобы вы выражали Ее своим поведением, показывали Ее другим людям, но не для своего внутреннего успокоения и утоления духовного голода. Из церкви выходите и сразу забываете о чистоте мысли и слова. Облегчаете душу свою временным пребыванием в церкви от суеты быта, и с лег- костью души продолжаете жить по-старому лишь как вы- йдете из здания. Кто сказал вам, что лишь церковь святое место, что лишь в церкви вы дома, что лишь в церкви вы ближе к Богу?! «Вы храм божий», – сказано, но кто живет так? Стараемся быть чистыми в храмах, но каждому необ- ходимо сохранять чистоту в сердце каждую минуту жизни.
– В церковь бегом идете успокоить душу, освободить- ся от тяжести своего поведения, считаете, что поставив
свечи, и полчаса проведя у иконы, прося прощения и по- мощи это все что нужно!? Как малодушны многие! Как мелко думаете о своей душе. Успокаиваетесь малым и довольствуетесь этим.
– Сказано: «не создавайте себе кумиров», но многие молятся на митрополитов, считают их святыми, возвы- шают их над собой. Как легко признаете свою слабость и бежите к ним за помощью. Почему не развиваете в себе силу духа и любовь Его, в себе, в своем сердце, – в Ней вся сила, но не в образе идеала какого-либо человека.
– В Индии ни один человек даже не подумает прибли- зиться к Божественному, пока не достигнет определенно- го состояния ума и сердца, а мы по глупости, и слабости, и усталости от быта готовы верить и слушать священни- ков не понимая внутреннего смысла сказанного. Устав от быта, ищем успокоения души, плачем, слушая про- поведь, так как очень напряжена и нагружена суетой, проблемами психика каждого. Но кто пытается жить в каждодневном поиске Божественного в себе? Кто каждо- дневно пытается открыть тайны мироздания и единства себя с сущим? Кто каждодневно пытается победить свое самолюбие и жить для каждого в любви Его? Истинно говорю вам, кто пытается жить так, исполняется сил и в мыслях своих может справиться с любой трудностью.
А где же взять сил?
Что легче, а что тяжелее для человека? Легче – сделать нервную ситуацию, наши низкие мысли – еще тяжелее; и тяжелее – сделать это же самое более легким. Нам легче вспылить, проявить самолюбие и тяжелее свести ситуацию к легкости восприятия. Мысленно представьте себе, что сумка, которую вы несете в руке – легче. Если получится, вы это сразу почувствуете – она стала легче. Теперь сделайте ее тяжелее. Почувствуйте это. Пусть для кого-то это будет реальным, а для кого-то игрой воображения – это не важно сейчас. А теперь после «тяжелой» сумки снова сделайте ее легкой, получилось? Скорее всего, нет.
Люди, по природе своей, к негативному, отрицательному более подвержены, чем к возвышенному. Дурной пример заразителен, как правильно говорится. Когда делаем что- то легче: мысли, эмоции – мы задействуем созидательную энергию, побеждаем свое самолюбие, когда все то же дела- ем тяжелее, мы задействуем разрушительную. Для созида- тельной энергии мы должны найти силы, для разрушитель- ной мы тратим ту силу, что уже имеем. Что легче – найти или тратить?
Если живем, поступаем, реагируем в угоду себе, то теряем созидательную, светлую энергию, накапливаем отрицатель- ную. Для созидательной энергии нужно найти силы, а это сложнее. Какой-то баланс сил в нас заложен с рождения. В одном случае поведения мы слабеем, в другом становимся сильнее духовно. Как сделать себя легче? Вспомните перо из египетской картины – «Весы ТОТА». Найти сил в каждом случае, в каждой раздражающей ситуации сложно, поэто- му привыкаем растрачивать себя по мелочам привычным для нас поведением, ответными реакциями. Растрачиваем себя в буквальном смысле этого слова, и если жить так всю
жизнь можем превратиться в мелких злобных карликов, душа будет подобна этому.
Вернемся к сумке. Сделать ее снова легкой будет тяжелее из-за смешения сил (сделали легкой, потом тяжелой). Поче- му священник видит в себе серые пятна? Почему в заповедях нет места ошибкам-грехам? Почему ученики в храмах могут жить только по определенным правилам – так воспитывается и накапливается созидательная энергия внутри человека.
Мы всю жизнь боремся с собой внутри, сталкивая две эти энергии, поэтому большинство остаются разбалансированны- ми, не могут приобрести целостность себя. Совершая ошибку (в случае, если вы выбрали путь самосовершенствования с по- мощью добра), сделав сначала «сумку» легче, а потом тяжелее
– нам ее в два раза тяжелее снова сделать легкой. Поэтому свя- щенники, святые люди не тратят себя на грехи, хоть и могут, не позволяют себе тратить энергию, которую они с усердием накопили – на мелочи, ошибки. Ведь одна ошибка может за- брать у вас энергию, накопленную за годы. Почему бывает так, что отец получает сердечный удар, если любимый ребенок довел его своим жестоким поведением, и он, не выдержав, со- рвется на него в ярости? Именно поэтому! Он в один миг теря- ет всю ту энергию тепла и любви к ребенку, накопленную за годы, и в один миг легкое сердце становится невыносимо тяже- лым, и человек может не выдержать этой тяжести.
Безупречность – единственный необходимый аспект для концентрации сил в себе. Безупречность не бывает временной
– это образ жизни.
Другая проблема, когда нас переполняют силы, и мы тра- тим их бездумно, как по молодости. Нам необходимо учиться не только безупречности в поведении, но и учиться использо- вать накопленные силы во благо себе и каждому. Сделать свое сердце легким – легко, но намного легче его таким не делать, и мы живем глупо в угоду себе.
Завершение цикла
«…Души были созданы для общения с Богом по его обра- зу и подобию: дух, сознание, личность; причина, действие, результат. Первым заявил о себе дух, затем возникло дей- ствие, которое вобрало дух в себя, и в результате возникла личность Бога.
В создании души участвовал дух, знавший, что он – подо- бие Божие, в этом заключались и активный принцип созна- ния, и возможность проявить подобную активность созна- ния отдельно от Бога.
Итак, появилась новая личность, рожденная Богом и зави- сящая от Него, но в то же время сознающая свое отдельное от Него существование. Новой личности были даны необходи- мые силы для выбора и утверждения собственной активно- сти, без свободной воли она оставалась бы частью личности Бога. Сознание, изначальная сила, дарованная Богом, разу- меется, воплотит задуманное Им, если не будет направлено в другую сторону. Сила, способная иначе направить сознание, и есть то, что люди называют своей свободной волей. Отраже- нием этой свободной воли является душа. Она начинает вы- ражать себя с ее помощью и благодаря могуществу сознания. Первая мысль, обретшая выражение, первое отклонение сил сознания от привычного курса и означает рождение души.
Ядро души уравновешено, положительная и отрица- тельная силы равны, их деятельность гармонична: положи- тельная начинает, насыщает, движет вперед, отрицатель- ная – вбирает в себя, впитывает, отбрасывает. Стадии этого действия равнозначны стадиям мысли: восприятию, отра- жению, мнению.
Следовательно, душа содержит в себе два состояния со- знания: первое их них – дух, знающий о своем подобии Богу, второе – новая личность, которой известно все пережитое ей.
Душа должна пройти цикл испытаний, не ограниченный в пределах и сроках. Именно в нем новая личность, если ее воля употреблена во благо, сможет познать различные гра- ни и аспекты творения. Цикл завершится, когда порожден- ные волей желания станут неотличимы от Божьих помыс- лов. Тогда сознание новой личности сольется с духовным сознанием подобия Божьего, и душа вернется к своим исто- кам, как задуманная им некогда Божья спутница.
В таком состоянии душа сохранит свое сознание отдель- ной личности и уверенность, что, обладая собственной сво- бодной волей, она и впредь будет действовать как частица Божья, не сворачивая с избранного этой волей пути и нахо- дясь в согласии с направлением данной силы. Пока это со- стояние не достигнуто, душа не является спутницей Божьей в буквальном смысле слова.
(Сама идея, что возвращение к Богу означает утрату лич- ности, парадоксальна, поскольку Богу ведомо все происхо- дящее, а значит, известно и о сознании каждой личности. В таком случае возвращение души – это возвращение образа Тому, Кто вызвал его к жизни, и сознание личности, все, за- писанное в ее мыслях, нельзя уничтожить, не уничтожив и частицу самого Бога. Когда душа возвращается к Богу, она начинает воспринимать себя не только как частицу Божью, но и как часть любой другой души и всего сущего.
На самом деле исчезает “эго” – желание сделать не так, как диктует Божья воля. Когда душа возвращается к Богу, “эго” добровольно уступает свое место, в этом смысл симво- лики распятия.)
Душа – величайшая вещь в мире, она обладает свободной волей. И если ей уже дана свободная воля, то Бог не стремит- ся ее обуздать; что бы она видела, это происходит в Нем са- мом, по какому бы пути ни двигалась душа, она непременно вернется к Нему…»
Томас Сюргу «Река Жизни»
Заключение
Жизнь – это непрекращающаяся нить, где каждый раз, рождаясь, нам дается шанс научиться быть Человеком. Мы можем много жизней подряд жить в запертом доме, это наше право, в каждом нашем поступке есть добровольное проявление нашей воли. Выбор за вами, хотите узнать о себе больше, чем известно вам сейчас? Познай себя – лишь из од- ной этой фразы можно написать не один том комментари- ев. Желаю вам, уважаемые читатели, чаще задумываться о своей жизни. И если желание найти будет сильным, а терпе- ние твердым, вы получите все, о чем хотите узнать.
Возможно, не всем понятен тот образ, который находит- ся на лицевой стороне книги. Кубик-рубик означает нашу жизнь с множеством неизвестных нам возможных ситуа- ций. Его многогранность также говорит о множестве описа- ний жизни, но многие проживают свою жизнь, лишь веря какому-то одному описанию. Черно-белый он потому, что нам не известны последствия каждого нашего решения. Вы просто принимаете решение крутить кубик-рубик или нет, менять что-то в жизни или нет. Все пути одинаковы, но вы должны выбрать сами – ваш путь имеет сердце или нет? Решения принимаем или мы сами, или жизнь принима- ет решения за нас. Поэтому на верху куба стоит джойстик
управления. Кто управляет вашей жизнью? Вы, или вас за- ставляет жить определенным образом ваш стиль жизни, ваши вещи, ваша работа, ваш круг общения, ваши пробле- мы, ваше желание получать удовольствия…? На рукоятке этого рычага, если посмотрите через увеличительное стек- ло, вы увидите Мать Мира, что является намеком на то, что на все есть Воля Божья. Управляйте своей жизнью с Ее по- мощью.
Счастья Вам и Любви.