Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г. 2010 г.  

Тема № ___Медико-психологические аспекты помощи при нарушениях психики у пострадавших, медицинских работников и спасателей в чрезвычайных ситуациях

ЛЕКЦИЯ

для студентов лечебного факультета

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________201 г. Протокол №____

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение
1. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций.
2. Особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинских работников и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
3. Особенности организации оказания медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях.
  Заключение.
Всего:

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

2. Бойко Ю.П. Особенности антистрессовой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и их последствиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. - № 2. – С. 61-68.

3. Кекелидзе З.И., Щукина Б.П. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского – М., 2009. - 46 с.

4. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. - 272 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.10.2002 N 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010).

Введение.

Последние десятилетия характеризуются возрастающим числом катаст­роф и локальных войн, несущих тяжелые медико-социальные послед­ствия.

Международный опыт свидетельствует о том, что среди комп­лекса мероприятий, направленных на уменьшение и ликвидацию по­следствий чрезвычайных ситуаций, медицинская помощь является при­оритетной.

Особое внимание при этом уделяется вопросам организации и ока­зания медико-психологической помощи пострадавшим на различных (раннем и отдаленном) этапах чрезвычайных ситуаций. Данное обстоятель­ство определяется тем, что психотравмирующее влияние катастроф и войн не ограничивается только «острым» периодом, а в значительной, иногда даже более выраженной, степени зависит от полученного в пос­ледующем морального, материального и социального ущерба. Поэто­му не случайно имеется точка зрения о том, что отрицательные меди­ко-психологические последствия экстремальных ситуаций могут длить­ся годами и десятилетиями, определяя психическое здоровье не только пострадавших, но и членов их семей, а также последующих поколе­ний.

При стихийных бедствиях и авариях меди­ко-психологическая помощь требуется во всех без исключения случаях: непосредственно в очаге бедствия, на разных этапах эвакуации по­страдавшим психиатрического, хирургического и терапевтического профи­ля, при обследовании и оказании помощи лицам, находившимся в очаге поражения и перенесшим тяжелую психическую травму и стресс. И нако­нец, обследованию и коррекции (психологической, психотерапевтической, психофармакологической, психогигиенической, психопрофилактической) в обязательном порядке должны быть подвергнуты: личный состав спасательных воинских формированиях МЧС России, нештатных аварийно-спасательных и специальных формирований, выполняющий специальные задачи по оказанию помощи, охране объектов, патрулирова­нию в очаге бедствия.

Однако в зависимости от вида катастрофы объем, и содержание медико-психологической помощи могут быть разными. Речь идет не только о медицинской помощи, но и о поддержании необходимого уровня трудо- и бое­способности спасателей и ликвидаторов последствий чрезвычайных ситуаций.

Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

Стихийные бедствия, аварии, террористические акты и другие явления, и процессы создают опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения ситуации.

Эти опасные явления становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Люди, находясь в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы, при воздействии которых происходит нарушение психики и снижается эффективность любой деятельности. При этом психогенное воздействие испытывают и те лица, которые находятся вне зоны действия чрезвычайной ситуации вследствие ожидания или представления ее последствий.

Если радиус действия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций можно определить расчетом с помощью имеющихся математических формул, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым и поэтому трудно определяемым.

Выраженное воздействие чрезвычайной ситуации на эмоциональ­ную сферу пострадавших происходит как непосредственно в период возникновения катастрофы, так и опосредованно в результате гибели родственников и близких, а также мате­риальных потерь и социальных проблем, возникающих после катастрофы.

Характер психического реагирования населения на явления и процессы при чрезвычайной ситуации и особенности развития нервно-психических расстройств, возникающих после нее, зависят от:

- факторов, характеризующих чрезвычайную ситуацию (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия и др.);

- готовности отдельных людей к деятельности в экстремальных (необычных) условиях;

- степени психологической устойчивости пораженных, медицинских работников и спасателей; их волевой и физической закалки;

- организованности и согласованности проведе­ния спасательных работ;

- психологической поддержки окружающих;

- наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей;

- адекватности оказания медицин­ской помощи.

Различный весовой вклад указанных факторов объясняют многообразные проявления нервно-психических расстройств, развивающихся в чрезвычайных ситуациях. При этом наибольшее значение имеют факторы обстановки, острота и сила их воздействия, смысловое содержание психотравмы.

Острые и сильные психотравмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх за свою жизнь, за здоровье и жизнь близких людей, что и определяет характеристику психического состояния людей в чрезвычайных ситуациях.

Людей, подвергшихся психологическому воздействию факторов чрезвычайной ситуации и нуждающихся в медико-психологической помощи, необходимо распределять на следующие группы:

Пострадавшие люди, изолированные в очаге разрушения.

Пострадавшие люди, деблокированные, но получившие травмы, заболевшие, потерявшие имущество, потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации об их судьбе.

Очевидцы, то есть люди, которые остались невредимыми физически, их родственники и имущество не пострадали.

Наблюдатели-зеваки, не имеющие отношения к ситуации, но прибывшие на место чрезвычайной ситуации из-за любопытства.

Телезрители, эмоционально вовлеченные в получаемую информацию о трагическом событии.

Наши рекомендации